Показать регионы

Александровский дворец (Пушкин)

Александровский дворец – одна из резиденций царствующей династии Романовых в Царском Селе (сейчас – город Пушкин), выстроенная по указу императрицы Екатерины II. Памятник архитектуры последней четверти XVIII столетия, в настоящее время являющийся частью дворцово-паркового комплекса музея-заповедника «Царское Село» и имеющий статус объекта культурного наследия народов России. 
Дворец для царственного внука

Императрица Екатерина II, больше остальных детей своего сына – цесаревича Павла Петровича – любившая старшего внука Александра (будущего государя Александра I), в 1792 году, к его венчанию с принцессой Луизой Марией Августой Баденской (в православии – великой княгиней Елизаветой Алексеевной) повелела выстроить вблизи своего загородного Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца отдельные хоромы для молодой великокняжеской четы.

Проект дворца в палладианском стиле выполнил итальянский архитектор Джакомо Кваренги и после Высочайшего одобрения в 1792 году начались строительные работы, руководил которыми царскосельский придворный архитектор Пётр Васильевич Неёлов – младший сын одного из первых в России создателей пейзажных парков Василия Ивановича Неёлова. В конце мая 1796 года возведение дворца и украшение его интерьеров, на которое было истрачено 286 тысяч рублей и более 6,5 миллионов кирпичей, завершилось и в июне того же года великокняжеская супружеская чета въехала в новые апартаменты, получившие, по имени венценосного владельца, название «Александровский дворец». 

Возведённый в северной части паркового комплекса дворец дал название не только самому парку – Александровский, но и стал его центральным композиционным элементом. 

Главный (северный) фасад вытянутого в длину и выкрашенного в жёлтый цвет двухэтажного здания с рядом двусветных и обычных окон архитектор оформил белокаменной колоннадой коринфского ордера и декорированными такими же колоннами крыльцами входов, а также выдвинутыми далеко вперёд боковыми, завершёнными фигурными фронтонами флигелями, образовавшими большой парадный двор (курдонёр). Южную часть дворца, обращённую к регулярному Александровскому парку, Д. Кваренги выполнил в виде перекрытой сферическим куполом полуротонды, по всему периметру верх здания украсил фигурным фризом, а кровлю увенчал решётчатым парапетом. Выстроенное без обилия архитектурных изысков здание дворца с белоснежным обрамлением оконных и дверных проёмов на фоне жёлтых стен, великолепной сквозной белокаменной колоннадой, контрастирующей с зеленью разбитого перед центральным фасадом газона стало жемчужиной паркового комплекса.

Внутреннее пространство итальянец выполнил по классическому канону, предусматривавшему наличие анфилады парадных залов, жилых комнат и помещений для прислуги. Главный парадный зал, расположившийся в самом центре здания и со стороны парка имеющий вид полуротонды, Д. Кваренги разделил высокими и широкими арками на три отдельных, декорированных мрамором зала – центральный Полукруглый и боковые Портретный (слева) и Бильярдный (Мраморный) (справа). К Портретному залу примкнул Зал с горкой, из которого можно было попасть в комнаты Библиотеки, завершающиеся Угловой гостиной, а из Бильярдного (Мраморного) зала – в Малиновую гостиную. 

Всё левое крыло был отведено под Концертный зал и жилые комнаты, а правое – под домовую церковь. В последующем оформлении интерьеров дворца принимали участие известные русские и иностранные мастера XVIII–XIX столетий – Александр Тон, Василий Стасов, Александр Видов, Константин Макер, Дмитрий Ефимов, Луиджи Руска, Себастьян Черфолио, Андрей Штакеншнейдер, Роберт-Фридрих Мельцер, Сильвио Данини. 

Дальнейшая судьба дворца

Александр I и после восшествия на российский престол, когда позволяло время, любил бывать в своём царскосельском дворце, а после его смерти в 1825 году резиденция по наследству перешла к его брату – государю Николаю I, который не только часто гостил с семьёй в уютных покоях вдали от столичной суеты, но и уделял благоустройству апартаментов большое внимание. Так, в 1838 году у парадного входа в здание на постаментах были установлены две бронзовые статуи юношей, выполненные скульпторами Николаем Пименовым и Александром Логановским и обновлены интерьеры. 

В Александровском дворце в разное время часто гостили и члены императорского семейства Романовых – великий князь Константин Николаевич (сын Николая I) с супругой, принц Альфред Эдинбургский (зять Александра II) и его супруга Великая княжна Мария Александровна. 

Александровский дворец стал родовым гнездом и для следующих российских самодержцев – Александра III, до восшествия на престол которого дворец был великокняжеской резиденцией (в его правом крыле располагались покои наследника престола) и Николая II, родившегося и проведшего первые годы жизни в его стенах. 

Стоит отметить, что ставший в 1881 году императором Всероссийским, Александр III предпочитал отдыхать в других царских резиденциях – Гатчине и Аничковом дворце, лишь ненадолго наезжая в Царское Село, поэтому в годы его царствования никаких перестроек в Александровском дворце не проводилось. 

Лишь в 1896 году во дворце вновь пробудилась жизнь – по указу Николая II, любившего дворец, в котором произошла его судьбоносная встреча с будущей супругой принцессой Гессен-Дармштадтской (в православии Александрой Фёдоровной) и рождение детей, внутренние покои перепланировали, убрав занимавший всё левое крыло Концертный зал и покои для свиты, вместо чего устроили Кленовую гостиную императрицы Александры Фёдоровны и Парадный кабинет Николая II. В правом крыле расположились личные половины императора и императрицы со Спальнями, Гардеробными, Кабинетами, Столовыми, помещениями для прислуги. Второй этаж правого крыла переоборудовали под детские комнаты. 

С 1905 года, после Первой русской революции, Александровский дворец стал местом постоянного пребывания последнего российского императора Николая II и его семьи. Именно оттуда в августе 1917 года большевики отправили в ссылку в Тобольск отрёкшегося несколькими месяцами ранее от престола государя, который вместе с женой, детьми и не захотевшей расставаться с ними прислугой начал свой скорбный путь на Голгофу, завершившийся 17 июля 1918 года расстрелом в подвале дома купца Ипатьева в Екатеринбурге

Весной 1918 года новая власть национализировала все дворцы, принадлежавшие царскому семейству. Не избежал этой участи и царскосельский Александровский дворец – его помещения были разделены между разными организациями. В бывших детских покоях императорского семейства разместился детский дом имени Юных Коммунаров, в левом крыле здания – дом отдыха для сотрудников НКВД, а в Парадных залах и личных половинах Романовых – экспозиции Государственного музея, статус которого был присвоен национализированному дворцу. 

С началом Великой Отечественной войны часть предметов экспозиции (картины, посуда, ковры, люстры) была переправлена в тыл, но многое увезти не успели, поэтому уникальные экспонаты XVIII–XIX веков оккупировавшие город Пушкин (такое название с 1937 года носит Царское Село) немцы вывезли в Германию, а само здание приспособили под штаб и гестапо, подвалы – под тюрьму, а площадь перед дворцом – в кладбище для своих солдат. Спустя год после окончания войны здание Александровского дворца было передано на баланс Академии Наук СССР и в нём разместилось хранилище книжных фондов Института русской литературы, помимо чего планировалось открыть в залах дворца экспозиции пушкинского музея. Но пострадавшее в годы фашистской оккупации здание требовало больших реставрационных работ, которые Академия Наук и начала в 1947 году. К 1951 году – времени передачи здания Военно-морскому ведомству – были восстановлены с учётом соответствия архитектурным нормам конца XVIII столетия интерьеры личных покоев Николая I и Николая II, но, что парадоксально – многие элементы отделки двух гостиных императрицы Александры Фёдоровны (Палисандровой и Кленовой) и Уборной императора Николая II в ходе реставрационных работ были уничтожены. 

После смены владельца хранившиеся в здании дворца книжные фонды были переданы в Павловский дворец-музей и здание долгие годы использовалось военными, которые в подвальном помещении устроили угольную котельную, а также протянули в железобетонных коробах коммуникации и для удобства забетонировали часть пола в подвальном помещении и в первом этаже. 

Лишь в 1996 году на масштабную реставрацию Александровского дворца, к тому времени взятого под охрану государства как объект культурного наследия, был выделен грант Всемирного фонда памятников (WORLD MONUMENTS FUND). В том же году была отремонтирована кровля здания, а в 1997 году в правом крыле дворца, где раньше были апартаменты последнего российского монарха и его супруги, создали постоянно действующую экспозицию, посвящённую императору Николаю II и его семье. Сохранившиеся предметы мебели и личные вещи расстрелянного царского семейства предоставил музей-заповедник «Царское Село», в ведение которого в 2009 году и было передано здание дворца. С тех пор и до настоящего времени во дворце ведутся ремонтно-реставрационные работы. 

В июне 2010 года, в год празднования 300-летнего юбилея Царского Села, спустя всего полгода после передачи дворца музею-заповеднику «Царское Село», после реставрации были открыты для посетителей три центральных парадных зала – Полукруглый, Портретный и Мраморный. 

С сентября 2015 года Александровский дворец-музей закрыт в связи с проведением масштабных ремонтно-реставрационных работ, в ходе которых планируется превратить здание в многофункциональный музейный комплекс с залами экспозиций и временных выставок, конференц-залами и залами для научно-исследовательской работы, а также детским центром, коммерческой, таможенной зонами и хозяйственными помещениями. Ориентировочная дата окончания работ – лето 2018 года.