Показать регионы

Александровский сад (Москва)

Александровский сад – зелёный уголок в самом центре Москвы у стен Кремля. Изначально задуманный архитектором О. Бове в 1821 г. как мемориальный парк, посвящённый триумфу русского оружия в Отечественной войне 1812 г., он давно стал одним из символов столицы.
Территория сада: история

Территория будущего сада активно использовалась горожанами с давних времён. К XV в. она была застроена усадьбами царедворцев и домами притчей окрестных церквей. В конце столетия, по приказу Ивана III, все строения у стен Кремля были снесены, чтобы защитить его от пожаров и улучшить обзор для обороняющихся в случае вражеской осады столицы. Вероятно, с оборонительной целью была устроена система из трёх плотин и прудов на речке Неглинке в 1514–1516 гг. В нижнем течении речки существовал Лебяжий двор и пруд, где содержали птицу для царского стола.

В середине XVII в. во времена правления Ивана Грозного на правом берегу реки между Троицкими и Боровицкими воротами был устроен Аптекарский сад, где выращивали главным образом лекарственные растения. Собранные растения передавались в Аптекарский приказ для приготовления различных лечебных снадобий. Сад просуществовал до 1706 г., когда его перенесли на 1-ю Мещанскую улицу. Позднее он был передан Московскому университету и получил название Ботанического сада.

В ожидании нападения шведов в 1706–1708 гг. на будущей территории Александровского сада были возведены оборонительные укрепления. Во время работ было создано глубокое искусственное русло реки Неглинки, а старое засыпано землёй и мусором. На берегу её на основании из брёвен было возведено пять пятиугольных бастионов: Боровицкий, Неглинный, Троицкий, Никитский и Воскресенский, защищавших стены Кремля от Боровицкой до Большой Арсенальной башни. Между бастионами строители насыпали высокие земляные куртины, ставшие к концу XVIII в. местом зимних развлечений. Здесь катались на салазках и устраивались потешные кулачные бои.

При строительстве укреплений были сохранены пруды на реке, в том числе, большой пруд у Троицких ворот. Самотёкские пруды отличались чистотой своих вод и славились превосходной рыбной ловлей. За порядком в водоёмах следила Полицейская канцелярия. В них запрещалось стирать или купать лошадей. В зимнее время на прудах заготавливался лёд для нужд трактиров и продуктовых лавок. Сохранялись на речке и несколько мельниц у Троицкого и Боровицкого мостов, у Водовзводной башни. Вода из прудов была спущена только в 1785 г.

Однако с развитием города воды речки Неглинки стремительно загрязнялись. В нижнем течении к концу XVIII в. она уже представляла собой сточную канаву. В неё сбрасывались нечистоты от близстоящих домов, мясных лавок и трактиров. Запруды в этой части реки называли не иначе как «погаными». Речка стала рассадником и возбудителем многих инфекционных заболеваний. В конце XVIII в. в русло Неглинки были вбиты сваи, сооружены своды и речка оказалась заключенной в каменную трубу.

Планировка сада

В 1820 г. император Александр I посетил Москву. Осмотрев город, он повелел благоустроить и запущенную территорию у стен Кремля. Работы по устройству сада  были поручены архитектору О. Бове. Ему удалось не просто облагородить территорию, но и увековечить в малых архитектурных формах успехи русского оружия в войнах с наполеоновской Францией. С самого начала сад состоял из трёх частей, разделённых мостами: верхней, средней и нижней. Первоначально один из первых публичных парков Москвы именовался Кремлёвскими садами. Своё современное название сад получил только в 1856 г. в честь императора Александра I Освободителя.

Территория сада благоустраивалась поэтапно. Архитектор О. Бове проектировал только Верхний Кремлёвский (Александровский) сад. Он был торжественно открыт 30 августа 1821 г. От угловой Арсенальной башни сад простирается до Троицкого моста (Кутафьей башни). В планах архитектора было устройство многочисленных гротов и руин, беседок в соответствии с требованиями романтического стиля. Сегодня Верхний сад – наиболее многолюдная часть парка, в которой находится несколько памятников и Пост №1 у Могилы Неизвестного солдата.

Под Троицким мостом, разделяющим Верхнюю и Среднюю части Александровского сада предусмотрены арки для прохода «фланирующей публики». Для выхода на мост были устроены лестницы и пандусы. Средний сад, разбитый в 1822 г., занял пространство вдоль стен Кремля от Кутафьей башни до Боровицкой. В настоящее время здесь находятся кассы многочисленных музеев Московского Кремля. Нижний Александровский сад появился в 1823 г. Эта закрытая в наши дни для посещений часть сада заканчивается у набережной реки Москвы. Общая площадь, занимая садом, составляет 10 га.

Первоначально Александровский сад был обустроен в стиле английских садов и парков. На его территории были живописно расположены лужайки, группы кустарников, разбиты цветники. Главная аллея, идущая параллельно кремлёвской стене, была обсажена липами в четыре ряда. Боковые аллеи были спроектированы более свободно. Все дорожки сада были посыпаны речным песком. Пандусы, ведущие на Троицкий мост, были обсажены цветами, а парапеты лестниц украшали вазы и статуи.

Сегодня большие цветочные клумбы сосредоточены у выхода из сада на Манежную площадь. Новые фонтаны «Гейзер», «Четыре времени года», «Завеса» на границе Александровского сада с площадью стали ещё одной его привлекательной достопримечательностью.

Ограда и ворота сада

Решётка ограды была отлита на Чесменском заводе мастером А. В. Немчиновым. Её столбы были выполнены в виде перевязанных пучков прутьев–фасций с секирами. Заимствованные из культуры древнего Рима они символизируют единство и мощь страны. Чугунные ворота Верхнего сада с позолоченными бронзовыми элементами спроектированы архитектором Е. Ф. Паскалем. Они оформляют главный вход в сад со стороны Исторического музея. Завершают декоративное убранство ворот изображения двуглавых орлов на четырёх столбах, держащих в лапах стилизованное изображение молнии. Привлекают внимание в оформлении входа в сад литые головы львов и Горгейон, представляющие собой стилизованное изображение головы Медузы Горгоны. Похожие ворота до 1872 г. были и на другом конце сада.

С севера сад примыкает к комплексу сооружений Манежной площади. Её ограждает кованая решётка в стиле ампир, выполненная по рисункам архитектора Ф. М. Шестакова. Первоначальный вариант ограды этой части сада не сохранился. Существующая упрощённая решётка изготовлена в 1934 г. По оси Большой Никитской улицы прежде был ещё один вход в сад. По краям ворот стояли массивные пилоны, обращённые к Арсенальной башне. Они были снесены в 1930-х годах.

Памятники и мемориальные комплексы

Расположенный в Верхней части Александровского сада итальянский грот, известный также  как «Руины» изначально задумывался как напоминание об Отечественной войне 1812 г. Проект грота был разработан архитектором О. Бове одновременно с созданием Верхнего сада. Грот сооружён в глубине-возвышении, представляющем собой остатки оборонительного редута времён Петра I. Его стены и свод сложены из обломков зданий, разрушенных французами в 1812 г. Арка грота выполнена из чередующейся кирпичной кладки и блоков туфа. Её поддерживает небольшая колоннада, что создает впечатление, будто Кремль выстроен прямо на античных развалинах.

С этим сооружением связана одна из московских традиций: если загадать желание и найти под его сводами монетку, то желание непременно сбудется. Но вытащить обнаруженное «сокровище» из трещин и щелей стен и свода грота бывает очень непросто. После этого ещё непременно нужно вместо найденной денежки оставить новую монетку. Напротив грота, на месте бывшей плотины разбит один из самых крупных и красочных цветников сада. От прежних малых архитектурных форм до наших дней также сохранился небольшой фонтан в виде античного жертвенника.

Рядом с этим самым ранним мемориалом в 2013 г. был установлен памятник патриарху Гермогену (1530–1612 г.). Его деятельность во время событий великой Смуты начала XVII в. сопоставима с ролью вождей народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского. Скульптура выполнена в творческой мастерской С. Щербакова и И. Вознесенского.

Бронзовая четырёхметровая фигура патриарха водружена на мраморный постамент. По его периметру размещены барельефы, на которых изображены сцены избрания Михаила Романова царём и изгнания Гермогеном бояр, просящих благословения на переход в подданство к польскому принцу Владиславу. Памятник до мельчайших деталей выдержан в стиле классицизма и имеет явные заимствования от памятника Минину и Пожарскому 1818 г. Сама идея установки памятника возникла ещё в 1912 г., но тогда её осуществлению помешала Первая мировая война и революционные события.

В 1966 г. по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Елимова, Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского у северной стены Кремля был возведён военный мемориал – Могила  Неизвестному солдату. Останки одного из безымянных воинов Великой отечественной войны были доставлены из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе. Вечный огонь для мемориала был зажжён в 1967 г. на мемориальном комплексе Марсово поле в Ленинграде.

Архитектурно-мемориальный комплекс выполнен из гранита, лабрадорита и порфира. На могильной плите размещена художественная композиция из бронзовой каски и лавровой ветви, лежащих на знамени. Основная часть мемориала представляет собой нишу с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В центре черной плиты из лабрадорита расположена бронзовая пятиконечная звезда Вечного огня.

С южной стороны памятника возведён комплекс, посвящённый городам-героям. Вдоль стены Кремля установлено десять гранитных блоков, на которых выгравированы названия городов-героев и Брестской крепости. В каждом из них хранится капсула с землёй с мест ожесточённых боёв в окрестностях этих городов.

В 2010 г. накануне Дня Победы в присутствии президентов трёх стран, Д. Медведева, В. Януковича, А. Лукашенко была открыта стела, отмечающая вклад в победу городов воинской славы. Она представляет собой гранитный блок на постаменте длиной около 10 м. Вдоль блока размещены названия 40 городов воинской славы.

У главного входа в сад 10 июля 1914 г. к 300-летию династии Романовых был открыт памятник, выполненный по проекту архитектора С. А. Власьева. Первоначально он представлял собой высокий столб из финского серого гранита. Обелиск венчали фигуры двуглавых орлов, а под ним размещался герб дома Романовых. На гранях обелиска были высечены имена царственных особ и гербы губерний и княжеств.

После  Октябрьской революции памятник претерпел неожиданную метаморфозу. В 1918 г.  с него были удалены символы царской власти и гербы губерний, имена царей и императоров заменены фамилиями мыслителей и революционеров разных веков: Т. Мор, А. Сен-Симон, Ж. Б.  Фурье, Т. Кампанелла, Ф. Лассаль, К. Маркс, Ф Энгельс, Г. В. Плеханов, М. А. Бакунин и многих других. В размещении всех имён отсутствует хронологический порядок. Герб рода Романовых и гербы российских губерний были заменены шаром. Весь памятник был украшен декоративным орнаментом, содержащим надписи «РСФСР» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Преображённый памятник стал именоваться «Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся» и был заново открыт в октябре 1918 г.

В 1966 г. в связи с возведением мемориала героям Великой Отечественной войны, памятник был перемещён в центр Верхнего сада. Прежде на этом месте в 1918 г. размещалась статуя Робеспьера работы скульптора Б. Ю. Сандомирской. Вскоре после установки она была взорвана неизвестными злоумышленниками, но пьедестал сохранился.

В 2013 г. компанией «Альфастрой» была предпринята попытка реставрации обелиска к 400-летию дома Романовых. По мнению специалистов «Архнадзора» она не привела к ожидаемому результату. Монумент, установленный 4 ноября 2013 г., восстановлен с многочисленными неточностями вплоть до орфографических ошибок.

Реконструкция сада

В 2012 г. было проведено обновление зелёных насаждений в саду. Были частично вырублены старые деревья, вместо которых было высажено около 200 молодых и 2700 кустарников. В саду был обустроен розарий с 3 000 цветами и высажена ель. В дни рождественских и новогодних праздников, украшенная игрушками и гирляндами, она находится в центре торжеств. Было улучшено и освещение территории сада: вместо 103 старых было установлено более 240 новых светильников.

На протяжении своей почти трёхсотлетней истории Александровский сад всегда был одним из излюбленных мест отдыха горожан. Таким он остается и сегодня. Под сенью его деревьев по соседству с величественными архитектурными памятниками русской старины предоставляется великолепная возможность ненадолго отрешиться от напряженного ритма жизни современного большого города.