Показать регионы

Богородице-Рождественский монастырь (Владимир)

Богородице-Рождественский мужской монастырь – одна из древнейших обителей северо-восточной Руси, основанная в конце XII столетия Великим князем Владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо и в наши дни являющаяся действующим православным монастырём Владимирского монастырского благочиния Владимирской и Суздальской епархии и имеющая статус объекта культурного наследия РФ. 
Богородице-Рождественская обитель – центр православия северо-восточной Руси
 
Вторая половина XII века ознаменовалась для северо-восточной Руси расцветом, связанным с княжением во Владимиро-Суздальской земле Всеволода Большое Гнездо (младшего сына князя Юрия Долгорукого), избравшего своей резиденцией город Владимир
 
Наряду с перестройкой и благоукрашением Успенского собора, возведённого ещё в 1161 году Андреем Боголюбским, Всеволод Юрьевич развернул в столице своего княжества масштабные работы по строительству Дмитриевского собора и устройству в стенах «среднего города» мужского монастыря. 
 
Начало существования обители было положено в августе 1192 года, когда в присутствии самого князя и его двора епископ Ростовский Иоанн, являвшийся также духовником Всеволода Большое Гнездо, совершил молебен на освящение места будущего соборного храма. Возведение белокаменного собора продолжалось около четырёх лет, и в октябре 1196 года он был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Стоит отметить, что в кладку западной стены собора был помещён памятный камень с надписью о «начале Рождествена монастыря лета 6699», хранившийся до сноса собора в 1930 году, что стало основанием для многих исследователей считать 1192 год годом устройства монастыря, хотя в летописях того периода об устройстве обители при Рождественском храме данные отсутствуют. Первое же упоминание об обители и её игуменах встречается в летописных источниках под 1206 годом. Видимо, тогда же для иноков были выстроены кельи и хозяйственные помещения, в обители введён общежительный устав, а князем Всеволодом Юрьевичем пожалованы многие вотчины и земельные наделы. С южной и восточной сторон границей монастыря служил вал со рвом тогдашнего Печернего (Среднего) города или Кремля, с западной – княжеская резиденция, Успенский и Дмитриевский соборы. 
 
Главная постройка обители – возведённый в лучших традициях владимиро-суздальского зодчества белокаменный трёхапсидный четырёхстолпный одноглавый Рождественский храм в 1199 году пострадал при пожаре, и видимо, достаточно сильно, потому как без малого двадцать лет в нём велись ремонтно-реставрационные работы, по завершению которых в 1218 году он был наново освящён епископом Владимирским святителем Симоном (бывшим игуменом Рождественского монастыря).
 
Уже к 1230 году в монастыре учредили архимандрию, и с тех пор до середины XVI столетия он управлялся архимандритами и являлся центром православия северо-восточной Руси, числясь первым в списке монастырей Руси. И даже нашествие орд хана Батыя в 1238 году, когда Рождественская обитель была разграблена, а её настоятель архимандрит Пахомий и иноки подверглись мучительной смерти, не пошатнуло статуса монастыря – вскоре он был восстановлен, ещё более пышно благоукрашен и получил статус лавры.
 
В середине XIII столетия митрополичья кафедра была перенесена из Киева во Владимир и на более чем полвека Рождественский монастырь стал кафедральным для всех первосвященников. В обширной монастырской библиотеке наряду с собранием рукописных книг хранились труды как первых игуменов – святителей Симона Владимирского и Кирилла Ростовского, создавших ряд духовных творений («Киево-Печерский патерик», «Сказание о святой чудотворной Киево-Печерской церкви»), так и монахов. Именно в Рождественском монастыре была написана одна из древнейших и чудом сохранившихся до наших дней летопись – Лаврентьевская, названная так по имени инока Лаврентия, подвизавшегося в монастыре во второй половине XIV столетия. 
 
Значение Рождественской обители для всей православной Руси было столь велико и неоспоримо, что именно в соборном Рождества Пресвятой Богородицы монастырском храме в ноябре 1263 года был торжественно погребён великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский, описание жития и служба которому были составлены иноками обители вскоре после погребения князя. Мощи князя почивали под полом Рождественского собора до 1381 года, после чего были открыты и поставлены в соборе для открытого почитания.
 
Делавшие богатые вклады в обитель владимирские и московские князья не оставили её своим вниманием и после того, как в 1326 году князь Иван I Данилович Калита перенёс митрополичью кафедру и великокняжеский престол в Москву. Драгоценными дарами в монастырь (иконами в дорогих окладах, серебряной церковной утварью, шитым золотом облачением священников), сёлами с крестьянами и земельными угодьями чтили память святого благоверного князя Александра Невского как Иван Калита, так и последующие московские и владимирские князья, а также митрополиты и епископы. 
 
Соборный Рождественский храм и другие здания монастырского комплекса дважды (в 1491 и 1536 году) подвергались разрушению огнём – частые в тот период пожары были бичом средневековой Руси. Но монастырь вновь и вновь отстраивался, оставаясь главной русской обителью, а её настоятели принимали активное участие в духовной и политической жизни тогдашнего Московского царства. Так, на протяжении XVI–XVII столетий архимандриты Владимирского Богородице-Рождественского монастыря девять раз посещали Москву для принятия важных решений, выносимых на Земских соборах. И лишь в 1561 году, когда по указу царя Иоанна IV Васильевича Грозного главнейшей обителью Руси была поставлена Троице-Сергиева Лавра, Богородице-Рождественский монастырь стал вторым в списке русских монастырей. 
 
Судьба монастыря в XVII–XIX веках
 
Начало XVII столетия ознаменовалось для обители каменным строительством. В 1607 году над Святыми вратами был выстроен Александро-Невский храм, в конце 1630-х годов вместо деревянной возведена каменная трапезная с церковью Троицы Живоначальной (согласно некоторым источникам, переосвящена в Христорождественскую к 1763 году), в 1654 году выстроена восьмигранная с шатровым навершием колокольня с церковью Александра Невского, в 1659 году – корпус казённых и, предположительно, корпус больничных келий. 
 
Наряду с благоустройством монастыря изменился и его статус. С 1667 года он стал ставропигиальным, а его архимандриты получили право именоваться «преподобнейшими». Опираясь на сведения во Владимирских переписных книгах XVII столетия, за монастырём числились более 1600 дворов во Владимирском, Московском, Суздальском, Муромском и Юрьев-Польском уездах, а также вотчины в Казанском, Алатырском, Курмышском, Шацком и Симбирском уездах. 
 
Каменное строительство в обители продолжилось и во второй половине XVII столетия. В 1678–1685 годах Рождественский собор с трёх сторон обстроили каменными (двухэтажными с северной стороны и одноэтажными с южной и западной сторон) палатками и возвели корпус братских келий. В 1681 году и в 1689 году (после пожара 1683 года) ремонтные работы проводились и в соборном Рождественском храме, в результате чего была полностью обновлена его кровля и появились четыре боковых главы. 
 
Рядом с корпусом больничных келий в 1695 году на пожертвования жителя Москвы Ивана Евстигнеева был выстроен надвратный храм во имя Иоанна Предтечи (в первые годы советской власти разрушен и выстроен вновь в 2007–2011 годах). 
 
В 1697 году для почивавших открыто в Рождественском соборе мощей святого князя Александра Невского была изготовлена новая серебряная с позолотой рака, куда мощи и были переложены после торжественного молебна и до 1723 года находились в главном храме монастыря, после чего по указу Петра I их торжественно перенесли в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербург (покоились там до 1922 года, после чего были изъяты и возвращены в Лавру только в 2007 году). 
 
В начале XVIII столетия обитель опоясали деревянные стены с воротами и четырьмя угловыми башнями, которые к 1763 году заменили каменными, сохранившимися до наших дней. 
 
В связи с церковной реформой Петра I Богородице-Рождественский монастырь стал третьим в списке главных обителей Российской империи после Троице-Сергиевой и Александро-Невской Лавр, но по своей древности имел все преимущества перед другими монастырями и находился под личной опекой митрополитов Всероссийских. А результатом петровской реформы в системе начального образования стало открытие в 1722 году в одном из корпусов монастыря цифирной школы, в которой обучались арифметике и началам геометрии 7 мальчиков. 
 
Уж в июле 1744 года при царствовании Елизаветы Петровны имевший до тех пор статус ставропигиального Рождественский монастырь монаршим указом был наделён статусом Архиерейского дома для патриархов Владимирских (после выделения из синодальной области отдельной Владимирской епархии), сохраняющимся за обителью и поныне.

В середине XVIII столетия монастырь украсился новыми каменными строениями. В 1748 году были выстроены двухэтажные Архиерейские покои, к югу от них – такое же двухэтажное здание с покоями викарного архиерея и классами семинарии, а в 1791 году – пристенный трапезный Христорождественский храм. 

В XIX столетие Богородице-Рождественский монастырь вступил достаточно богатым и благоустроенным. В 1850 году его архитектурный ансамбль пополнился новыми строениями – двухэтажным корпусом для монашеской братии и певчих и домовой Свято-Троицкой церковью (позднее упраздненной). 

В августе 1858 года монастырь посетил император Александр II Николаевич, распорядившийся провести капитальную реставрацию главного соборного Рождественского храма и всех монастырских строений. Ремонтно-реставрационные работы возглавлял один из зачинателей русской архитектурной реставрации Николай Андреевич Артлебен, под руководством которого прежний собор был разобран и на его месте выстроен и освящён в июле 1896 года в честь Рождества Пресвятой Богородицы новый храм. Также была перестроена в стиле эклектики пристенная церковь Рождества Христова и отремонтированы корпуса братских и больничных келий.

Разруха и возрождение обители в XX-XXI веках

В 1918 году, спустя всего год после установления в бывшей Российской империи большевистской власти, Рождественский монастырь был закрыт, и с 1920-х до 1970-х годов его здания находились в распоряжении сначала губЧК, а затем – ОГПУ, НКВД, КГБ. 

В 1930 году, несмотря на протесты директора и работников губернского музея, все храмы и колокольня были снесены, Святые врата заложены (уцелели только ограда с башнями и Христорождественский храм), а на освободившейся от построек территории было устроено кладбище для расстрелянных в результате репрессий священнослужителей, иноков и мирян.

От разрухи до возрождения самой древней обители на северо-востоке Руси прошло без малого семь десятков лет. И вот в 1991 году, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый Русской Православной Церковью 21 сентября, в связи с 800-летним юбилеем монастыря из кафедрального Успенского собора к поруганной обители был совершён крестный ход с установлением на месте разрушенного Рождественского собора памятного креста. Уже в следующем, 1992 году, монастырь был передан в ведение Владимирской и Суздальской епархии, и в октябре того же года в нём возродилась монашеская жизнь. 

Единственный уцелевший в годы советской власти Христорождественский храм был отреставрирован и в 1994 году освящён заново, получив статус памятника архитектуры федерального значения. 

Главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен снова в традициях владимиро-суздальского зодчества и освящён в августе 2004 года митрополитом Калужским Климентом (Капалиным) и архиепископом Владимирским Евлогием (Смирновым). 

За годы, прошедшие с возвращения обители в лоно Церкви сделано немало – выстроены главный соборный храм, колокольня, часовня Николая Чудотворца, Архиерейский дом с домовой церковью святителя Феофана Затворника, корпус иноческих келий, здания Епархиального центра, семинарии и корпуса различных церковных служб. В храмах обители совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения и отправляются церковные требы. 

В настоящее время в монастыре подвизаются два протоиерея, два иерея, диакон, четыре иеромонаха, три иеродиакона и игумен приписного храма Покрова на Нерли под началом настоятеля монастыря – игумена Кирилла (Суркова). 

К обители, кроме церкви Покрова на Нерли, приписаны храм Всех Святых на Улыбышевском кладбище, церковь Николая Чудотворца в селе Семёновское-Красное Суздальского района.

Иноки с настоятелем ведут большую работу по социальному служению, миссионерской деятельности и религиозному просвещению мирян, ежемесячно отчисляя деньги для содержания службы бесплатного питания для лиц без определённого места жительства, оказывая материальную помощь малоимущим и помощь инвалидам в организации экскурсий по обители. 

При монастыре действует детская воскресная школа, проводятся беседы со взрослыми и учащимися городских общеобразовательных школ и колледжей по актуальным вопросам церковной жизни.