Показать регионы

Большой дворец (Петергоф)

Большой дворец – величественное сооружение и главный композиционный элемент дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф», выстроенный в первой половине XVIII столетия. Полностью разрушенный в годы Великой Отечественной войны, дворец вскоре был отстроен заново. Расположен на границе двух уникальных парковых ансамблей – Верхнего сада и Нижнего парка и является памятником архитектуры федерального значения со статусом объекта культурного наследия народов России. 
На самом краю естественной террасы дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» возвышается Большой дворец – творение русских и зарубежных архитекторов, в течении полувека отстраивавших и украшавших загородную царскую резиденцию в Петергофе

Из истории строительства дворца

Реформы Петра I привели к решительному переустройству хозяйства и культуры тогдашнего Русского царства, что обусловило быстрое развитие промышленности, торговли, науки, техники, светского искусства. Гражданскому строительству стало уделяться больше внимания по сравнению с культовым. 

Именно в годы правления Петра Великого, основавшего новую столицу на берегах Невы, за пределами тогдашнего Санкт-Петербурга была заложена и царская загородная резиденция – Петергоф. Одновременно с закладкой парковых ансамблей началось строительство дворцов – Монплезира в Нижнем парке и Большого дворца на высоком природном холме на стыке Верхнего сада и Нижнего парка, каждый из которых занял своё место в архитектурном ансамбле Петергофа.

Пётр I лично указал место для строительства Большого дворца, в те годы называвшегося Верхними палатами по отношению к Монплезиру, строившемуся на морском берегу, и составил план скромного и практичного, как и все постройки того времени, вытянутого вдоль холма здания с Большим каскадом и гротом. Император торопил строителей, поэтому Верхние палаты, возведение которых Пётр I поручил немецкому архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну, были отстроены всего за четыре года (1712–1716), а для их возведения были задействованы 830 рабочих. 

В год завершения работ в Россию из Франции по приглашению Петра I приехал французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон, получивший от русского царя чин «генерал-архитектора» – главного архитектора Санкт-Петербурга. По рекомендации Ж-Б. А. Леблона у Верхних палат были устроены акведуки, по которым грунтовые воды отводились от здания царской резиденции, и укреплён фундамент. 

Отделка интерьеров небольшого двухэтажного здания, длина фасада которого соответствовала ширине каскада с гротом, началась в конце 1717 года. В художественном оформлении залов и апартаментов дворца принимали участие известные русские и зарубежные мастера петровского времени, среди которых известны Семён Бушуев, Михаил Негрубов, а также французские оформители – резчик Николя Пино и художники Филипп Пильман, Жорж Мишель. 

Само здание царской резиденции не отличалось внешней пышностью и презентабельностью. Чёткость архитектурных форм, простота во внешней отделке (рустовка углов, обрамление окон наличниками) соответствовали вкусам Петра I, его практицизму и деловитости. Из-за небольших окон дворец казался довольно приземистым, лишь выступ центральной части (ризалит) был украшен арочными окнами и такими же проёмами дверей, декорирован пилястрами и завершён треугольным фронтоном. 

В 1721 году во дворце случился пожар, после которого здание решено было немного перестроить. Проект обновлённого здания и работы по его перестройке выполнил итальянский архитектор Николо Микетти, являвшийся в то время главным придворным архитектором, в результате чего ко дворцу с двух сторон были пристроены нарядные галереи с павильонами, а центральный фасад богато украшен скульптурами и лепными композициями. 

15 августа 1723 года двухэтажный Большой дворец был торжественно открыт. Нижний этаж, оживлённый большими сенями с колоннами, предназначался для прислуги, верхний – для императорской семьи. Большую часть второго этажа, окна которого выходили на северную и южную стороны, занимал двусветный зал, предназначенный для пышных приёмов. Великолепнейшая панорама, открывавшаяся взорам приглашённых, завораживала и вызывала восхищение. Из окон, выходящих на южную сторону, можно было полюбоваться Верхним садом, Санкт-Петербургом и Кронштадтом, а из окон с северной стороны – живописным регулярным Нижним садом с его павильонами и фонтанами, Большим каскадом, каналом, заливом и морскими далями. 

Оформление зала было выдержано в деловом и одновременно торжественном стиле, подчёркнутом дубовыми панелями стен, четырьмя гобеленами и несколькими картинами в золочёных рамах, а также большим плафоном, изготовленным по личному заказу Петра I венецианским живописцем Джованни Баттиста Тарсия, но помещённым в зал в 1726 году, уже после смерти императора. Композиции, изображённые на плафоне (мужская фигура в мантии со скипетром в руке и парящим над ней амуром с российским штандартом с двуглавым орлом – на одной стороне, богиня мудрости Минерва, бог-покровитель торговли Меркурий, богиня правосудия Фемида, богиня плодородия Церера и мифический конь Пегас – на другой стороне) по замыслу венценосного заказчика должны были прославлять могущество самодержавного устройства России, процветания её искусств, наук, правосудия и торговли. 

Апартаменты императора и его семейства были достаточно малы по сравнению с парадным залом, но красиво украшены картинами, гобеленами и резной мебелью. 

Перестройка дворца и новое оформление его интерьеров при Елизавете Петровне и Екатерине II

После смерти Петра Великого наступили кардинальные изменения в жизни империи и в быту правящей элиты. Вельможи смогли облегчённо вздохнуть и наслаждаться жизнью. Это совпало с аналогичными настроениями дворянства во Франции тех лет. Лучшие французские архитекторы приехали в Россию для строительства дворцов императриц и вельмож. На смену строгому стилю «петровского барокко» пришёл пышный стиль «елизаветинского барокко», отличительной чертой которого стала красочная отделка фасадов, отягчённая позолотой, и пышность декоративного убранства. 

Вкусы нового времени выразил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли – сын обрусевшего итальянского скульптора, которому императрица Елизавета Петровна поручила перестроить Большой дворец в соответствии с исключительным положением самодержавной владелицы и усложнившимся придворным церемониалом. 

Архитектор с необычайным рвением взялся за перестройку дворца, видоизменив его настолько, что прежнее здание оказалось как бы встроенным в новое сооружение. Оставив центральный корпус и прилегающие к нему галереи с павильонами, Б. Ф. Растрелли увеличил длину фасада дворца до 268 метров, надстроил его третьим этажом. В одном из павильонов-флигелей разместились покои для знатных гостей, в другом – придворная церковь. На куполе «гостевого» флигеля архитектор установил изготовленную из чеканной меди 262-х килограммовую вращающуюся по ветру фигуру трёхглавого орла, причём при любом повороте этот орёл виделся с земли как двуглавый, а за флигелем с тех пор закрепилось название «Флигель под гербом» или «Гербовый корпус». До перепланировки над «церковным» флигелем возвышалась одна глава, но по указу императрицы Елизаветы Петровны Б. Ф. Растрелли заменил её на повсеместно вошедшее в церковное зодчество в конце XVII столетия пятиглавие, что внесло некоторую асимметрию во внешний облик дворца. 

Во внешнем оформлении фасадов Б. Ф. Растрелли очень бережно отнёсся к традициям своих предшественников, не загружая пышным декором центральную часть дворца. Окрашенное в жёлтый цвет здание оживила лишь белокаменная рустовка углов, пилястр и белая лепка на оконных наличниках. Только в оформлении боковых флигелей архитектор позволил себе в полной мере отразить пышность и роскошь, характерные для «екатерининского барокко». 

Помещения дворца Б. Ф. Растрелли также перепланировал, оставив в неприкосновенности лишь несколько комнат петровских времён. Парадную лестницу, находившуюся по центру здания, архитектор перенёс в западный флигель дворца, обращённый к Верхнему саду и оформил её с роскошью и блеском. Не менее пышно были оформлены и парадные залы дворца, над украшением которых трудились известные русские и зарубежные мастера-живописцы середины XVIII столетия – Иван Вишняков, братья Алексей и Иван Бельские, Иван Скородумов, Лоренцо Вернер, Джузеппе Валериани и другие. 

Внешние и внутренние работы были закончены к 1755 году, после чего состоялось торжественное открытие преобразившейся императорской загородной резиденции. Большой дворец стал местом официальных приёмов, торжественных выходов царствующих особ, маскарадов и пышных балов. Одним из торжеств, прошедшем в Большом дворце, стало празднование победы русского войска под командованием генерал-аншефа П. С. Салтыкова над прусской армией Фридриха II при Кунерсдорфе. 27 августа 1759 года взятые во время битвы прусские знамёна были доставлены в Петергоф и после церемониального победного шествия установлены в залах дворца.

Во II половине XVIII столетия с приходом к власти Екатерины II в России наступил период экономического подъёма и политической стабилизации. Укреплялось самодержавие, крепла мощь великой империи. В этот период начались работы по переустройству многих городов с учётом столичного опыта. Игриво-праздничная архитектура «елизаветинского барокко» не соответствовала великодержавному духу, который установился в период правления Екатерины II. В русской архитектуре вновь утвердился классицизм и его главным проводником при дворе русской императрицы стал Юрий Матвеевич Фельтен – ведущий архитектор в «Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов». Именно ему поручила Екатерина II перепланировать и украсить в классическом стиле Большой Петергофский дворец. Не прикасаясь к фасадам, Ю. М. Фельтен сосредоточился на перестройке и декорировании в классическом стиле интерьеров дворца. Главным элементом декора фельтеновских залов стало обилие картин, барельефов, лепных композиций, портретов венценосных особ и хрустальных люстр, в которых во время званых обедов зажигалось до двух тысяч свечей.

Судьба Большого дворца в XIX–XX веках

Следующая перестройка дворца пришлась на годы царствования Николая I. В 1846 году по указу императора обращённое к Верхнему саду восточное крыло было перестроено – императорская чета готовилась к свадьбе своей дочери Ольги с наследным принцем Вюртембергским Карлом (будущим королём Вюртемберга Карлом I). Над восточным крылом, вскоре получившем название «Ольгинской половины», был надстроен третий этаж и архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером наново отделаны его интерьеры. 

До самой революции 1917 года Большой дворец в Петергофе выполнял свою первоначальную функцию – был загородной резиденцией царствующей фамилии Романовых, но уже в 1918 году новая рабоче-крестьянская власть превратила Петергоф в музейный комплекс, а в здании Большого дворца разместился историко-бытовой музей. 

Никогда не видевший роскоши пролетариат хлынул в парадные залы и пышные апартаменты Романовых, кто с восхищением, а кто и с откровенной злобой взирая на собранные во дворце шедевры художников, скульпторов, резчиков по дереву, паркетчиков. 

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже в сентябре того же года немцы заняли Петергоф, находясь в городе до конца января 1944 года. Большие разрушения оккупанты причинили Верхнему саду и Нижнему парку с его системой фонтанов, а  великолепный Большой дворец был сожжён практически сразу, лишь его центральная часть была взорвана в 1942 году. 

Сразу после освобождения Петергофа начались масштабные работы по воссозданию дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Большого дворца. Погибший в огне дворец нужно было отстраивать заново, поэтому после проведения кропотливых исследований с целью определения принципов воссоздания бывшей царской резиденции в 1952 году начались восстановительно-реставрационные работы здания, завершившиеся в 1958 году. И уже в мае 1964 года, в год празднования 250-летия основания Петергофа, в первых отреставрированных залах дворца открылись музейные экспозиции, лишь в восточном флигеле дворца («Ольгинской половине») восстановления декора интерьеров не проводили. В нём в 1960 году открылся Большой концертный зал. Титанический труд по воссозданию уникального памятника архитектуры был завершён и в 1990 году Большой дворец, наряду с другими дворцами и парками Петергофа, был включён в состав дворцово-паркового музея-заповедника, получив статус объекта культурного наследия народов России.

Архитектура и залы дворца

Фасады Большого дворца, вытянутого на 268 метров вдоль склона холма, выкрашены в спокойный жёлтый цвет и расчленены белокаменными пилястрами на несколько частей – трёхэтажную центральную, галереи с большими окнами и два флигеля (восточный церковный и западный, увенчанный императорским гербом). Центральная часть здания выглядит особо торжественно и нарядно за счёт фигурных белокаменных наличников, рустовки углов, небольшого балкона с металлической ажурной решёткой, серебристо-серой крыши сложной конфигурации с расположенной по её центру золочёной вазой, поддерживаемой фигурами гениев, треугольного фронтона с изображённым на нём щитом с рельефной монограммой Петра Великого, боковых полуциркульных фронтонов и открытой террасы с живописной балюстрадой. Простенки между окнами второго и третьего этажей декорированы картушами – лепными украшениями в виде обрамлённых завитками щитов.

Во времена Петра I главным фасадом был обращённый к морю северный фасад, являвшийся парадным въездом в загородную резиденцию императора, но после перепланировки дворца Б. Ф. Растрелли парадная лестница была перенесена в западный флигель. 

Парадная лестница – одна из самых впечатляющих деталей интерьера дворца, оформленная Б. Ф. Растрелли с особой пышностью и роскошью. Двусветная трёхмаршевая лестница предваряла вход в анфиладу парадных залов, поэтому её декор с первых шагов должен был поражать великолепием. Окаймлённые ажурной кованой решёткой с покоящимися на столбах золочёными вазами с цветами лестничные марши, обилие золочёной резьбы, лепных украшений и красочной темперной росписи на стенах (работа болонского живописца Антонио Перезинотти), оформленная колоннами и обильно декорированная лепниной в части портала дверь, золочёные резные фигуры кариатид, как бы поддерживающих лестницу, и украшающие верхнюю площадку и ниши аллегорические скульптурные изображения времён года в образе молодых девушек, огромный плафон работы Д. Б. Тарсия – всё это сверкало, переливалось, ослепляло и ошеломляло. 

Во время немецкой оккупации великолепный декор парадной лестницы был утерян, но благодаря реставраторам Л. А. Любимову, В. А. Никифорову, В. Г. Корбану, Г. Л. Михайловой, Э. П. Масленникову уникальные интерьеры парадной лестницы были воссозданы в первоначальном виде. 

Из парадной лестницы можно попасть в Танцевальный (Купеческий) зал, своим декором ничуть не уступающим оформлению парадной лестницы. Занимающий всё западное крыло зал, созданный в 1751–1752 годах Б. Ф. Растрелли, также богато украшен золочёной резьбой по дереву, занимающей всё свободное пространство в простенках между двусветными окнами. Дополнен интерьер огромным плафоном, занимающим весь свод, и наборным паркетом из тёмного и светлого дуба, клёна, ореха с орнаментальным узором. Но эксклюзивной особенностью Танцевального зала являются большие зеркала и оснащённые фальшивыми зеркальными окнами-обманками глухие северная и западная стены. Обилие света, проникающее в зал из больших двухсветных окон, отражается во множестве зеркал, создавая эффект бесконечно помноженного пространства. 

Дверь из Танцевального зала ведёт в небольшую Голубую приёмную. Своё название это вспомогательное помещение получило из-за отделки шёлковым голубым штофом стен. В годы царствования Елизаветы Петровны в нём находилась канцелярская, в которой постоянно дежурили камер-фурьеры, ведшие особые дневники происходящих во дворце событий, и размещались столы секретарей. Из окон Голубой приёмной хорошо видны Верхний сад и Нижний парк, из неё через стеклянные двери можно попасть во «Флигель под гербом» и в Чесменский зал. 

В настоящее время в Голубой приёмной размещается экспозиция мебели середины XIX столетия, фарфоровые и бронзовые изделия, а стены украшены картинами, среди которых живописное полотно И. К. Айвазовского «Вид Большого дворца и Большого каскада».

Пожалуй, самым известным залом Большого дворца является Чесменский зал, посвящённый головокружительной победе русского флота над турецкой эскадрой в июне 1770 года в Чесменской бухте Эгейского моря. Оформленный Ю. М. Фельтеном в патетическо-героическом стиле зал стал своеобразным мемориалом, увековечившим знаменательное событие в живописных картинах и лепных композициях. Над оформлением зала циклом из 12 картин трудился немецкий пейзажист Якоб Филипп Гаккерт. Чесменскому сражению художник посвятил 6 полотен, самое известное из которых «Сожжение турецкого флота в бухте Чесма». Интересный факт – для достоверного изображения взрыва турецкого корабля, в Ливорно, где в то время жил и работал Я. Ф. Гаккерт, был специально взорван военный 60-пушечный корабль «Святая Варвара». В остальных полотнах также развита морская и героическая тематика. Несмотря на мемориальный характер зала, в нём перед началом дворцовых церемониалов собирались вельможи и посланники иностранных государств.

Основной отличительной особенностью Тронного зала – самого большого зала дворца, изначально называвшего Большим залом и не имевшего определённого назначения, являются продолжившие героическую тематику Чесменского зала живописные полотна, занявшие большую часть объёма стен, и обилие лепного декора в свободном пространстве между картинами, на падугах и над дверными порталами. Огромное открытое пространство зала освещено двенадцатью люстрами, отражающимися в наборном паркете с геометрическими узорами. 

Центральное место на восточной стене отведено огромному конному портрету императрицы Екатерины II «Шествие на Петергоф», посвящённому дворцовому перевороту 1762 года, в результате которого бывшая принцесса Ангальт-Цербстская и жена императора Петра III стала императрицей, вошедшей в историю как Екатерина Великая. Под конным портретом Екатерины II установлено оббитое красным бархатом, вызолоченное тронное кресло с вышитым на спинке двуглавым орлом.

Над дверными проёмами расположены парадные портреты Петра I и Екатерины II, противоположную стену заняли портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, а в простенках между окнами второго яруса размещены портреты 12 родственников Петра Великого. Всё это пафосное оформление должно было подчеркнуть преемственность Екатерины II замыслам Петра I и лишний раз продемонстрировать её законное право на российский престол.

До революции 1917 года в Тронном зале проходили официальные торжества и церемонии, а в исключительных случаях – давались балы и праздничные обеды. 

Довольно интересен своим декором Аудиенц-зал – узкое и высокое помещение, вытянутое поперёк дворца. Оформлявшему зал Б. Ф. Растрелли удалось создать иллюзию распахнутого пространства за счёт устройства множества ложных зеркал и выделения пилястрами вертикального объёма стен. Любимым элементом декора архитектора – золочёной резьбой по дереву – обильно украшены зеркальные рамы, а скульптурные изображения женских бюстов над окнами и женских головок над ложными окнами второго яруса стали изюминкой этого небольшого, но достаточно оригинального в архитектурном оформлении зала. 

В Аудиенц-зале проходили малые государственные приёмы, а с середины XIX столетия в нём отводилось место для торжественных обедов статс-дамам, из-за чего у зала появилось ещё одно название – Статс-дамская.

Центральное место в планировке дворцовых помещений занимает Картинный зал – самое старое помещение дворца, являющееся визуальной композиционной осью не только самого здания, но и раскинувшихся по обе стороны от него Верхнего сада и Нижнего парка. В годы Петра I это было самое большое парадное помещение тогдашних Верхних палат, а его пропорции и объёмы сохранились практически без изменений, несмотря на многие внутренние перестройки. 

Изначально в Картинном зале располагались картины итальянских художников, за что он поучил название Итальянского салона. Наряду с полотнами итальянцев зал украшали французские гобелены, темперная роспись на падугах, а над многофигурным, прославляющим героя (Петра I) полотном, развевался штандарт с двуглавым орлом. Особенностью зала являются барельефные аллегорические изображениях античных богов, природных стихий и символические образы Истины, Невежества, Порока, Времени, Могущества, Патриотизма. 

В 1750- годах по проекту Б. Ф. Растрелли в зале были немного изменены интерьеры – вместо мраморной плитки выложен паркет, установлены зеркала в шикарных барочных рамах, над дверями появились декоративные композиции (десюдепорты). 

Свой теперешний вид Картинный зал обрёл в 1764 году. К тому времени императрица Екатерина II выкупила у вдовы художника Пьетро Ротари, много лет работавшего в России и специализировавшегося на написании портретов, все работы, оставшиеся в мастерской, и заказала профессору Петербургской Академии художеств Ж. Б. Валлен-Деламоту оформить ими зал, что он и исполнил, использовав при оформлении шпалерную технику. Такое оформление часто применялось в XVIII столетии для размещения на стенах произведений живописи. Собрание полотен одного художника, расположенных в одном месте (всего 368 картин) – исключительное явление в истории живописи, и Картинный зал Большого Петергофского дворца – яркое тому подтверждение. В годы царствования Екатерины II у зала появилось название «Кабинета мод и граций», а спустя время – «Картинного зала», именно под этим названием он известен и в наше время.

Одно из самых нежных в оформлении помещений дворца – Белая столовая, по своему декору составившая разительный контраст с пышными парадными залами. Главное декоративное оформление столовой – настенные лепные барельефы, органично смотрящиеся на фоне матовых стен. Их сюжеты раскрывают изобилие даров природы, композиции с охотничьими трофеями и музыкальными инструментами. 

Столовая оснащена изящными круглым печами, декорированными белыми поливными изразцами, а на большом обеденном, покрытом белоснежной скатертью столе, расположены 196 предметов фаянсового «Уэджвудского сервиза», заказанного ещё Екатериной II в 1768 году на стаффордширском заводе «Этрурия» и выполненного английским мастером керамики Джозайя Уэджвудом. Изначально сервиз состоял из 1500 предметов, но со временем часть посуды разбилась и была частично заменена выполненными на российских мануфактурах копиями. 

К Белой столовой примыкают две небольшие подсобные комнаты – Буфетные, в которых готовили к подаче на стол блюда и хранили посуду. Сейчас в одной из Буфетных экспонируются произведения живописи середины XVIII столетия. 
Белая столовая – замыкающее анфиладу парадных залов помещение, за которыми расположены приватные апартаменты императорского семейства.

Открывает анфиладу приватных апартаментов женской половины царской семьи Куропаточная гостиная, расположенная в старой половине дворца и служившая помещением для времяпрепровождения императриц и их ближайшего окружения. Своё название гостиная получила благодаря шёлковой бледно-голубой ткани сребристого цвета с вытканными на ней изображениями куропаток, которой были обтянуты стены. Ткань для гостиной заказывала сама Екатерина II, и рисунок с куропатками разрабатывался специально для Большого Петергофского дворца. 

В годы Великой Отечественной войны почти вся оббивка стен погибла в огне, сохранился только небольшой кусок, по которому позднее и был полностью воссоздан интерьер. 

Сейчас в Куропаточной гостиной экспонируются четыре полотна знаменитого французского живописца XVIII столетия Жана-Батиста Грёза и старинная арфа, изготовленная в конце XVIII века в Лондоне.

Над декоративным оформлением других личных императорских апартаментов (Диванной, Туалетной, Кабинетом императрицы) трудились талантливые художники, резчики, скульпторы, мастера-мебельщики, создавшие все условия для комфортной жизни во дворце царственных насельников. Оббитые шёлком стены, гобелены и картины в шикарных рамах, резная золочёная мебель, хрустальные люстры с подвесками, украшенные изразцами камины, наборные паркеты из дорогих сортов дерева – всё это не только радовало глаз, но и служило созданию впечатления богатства и роскоши венценосных особ.

Информация для посетителей

Двери Большого Петергофского дворца открыты для посетителей каждый день кроме понедельника. Со вторника по пятницу и в воскресенье Большой дворец открыт с 10.30 до 19.00 часов, кассы работают до 17.45 часов, а вход осуществляется до 18.00 часов. В субботу в Большой дворец можно попасть с 10.30 до 21.00 часов, соответственно, кассы работают до 19.45 часов, а основной вход – до 20.00 часов. Каждый последний вторник месяца – санитарный день.

Индивидуальные экскурсии проводятся только с 12.00 до 14.00 часов и с 16.15 до 17.45 часов (в субботу – до 19.45 часов).