Показать регионы

Церковь Богоявления Господня (Ивановское)

Богоявленский храм расположен на левом высоком берегу реки Кава при кладбище на северной окраине деревни Ивановское. Построен в 1696–1699 гг. Является частью храмового комплекса.
Церковь Богоявления (каменный холодный храм с приделом Иоанна Предтечи) построена в 1696–1699 гг. по заказу Овцыных, которым деревня Ивановская принадлежала в конце XVII века. Ранее на месте каменной церкви располагался деревянный храм, который впервые упоминается в 1550 г., сильно пострадавший в Смутное время. В 1821–1822 гг. подрядчики крестьянин А. В. Брызгин и новоторжский мещанин А. И. Свечников выстроили вместо деревянной колокольни Богоявленского храма каменную. В 1869–1873 гг. перестроили фасады церкви: расширили проемы, изменили прежние завершение и декор, пристроили новую трапезную с приделами Иоанна Предтечи и Казанской Богоматери. Вероятно, в тот же период кладбище было обнесено оградой с двумя воротами. Все строения кирпичные оштукатуренные.

Церковь Богоявления со стройной высокой колокольней, располагающаяся в центре кладбища, является частью храмового комплекса, включающего также церковь Грузинской Богоматери. Храм Богоявления доминирует в этой объемно-пространственной композиции.

Церковь Богоявления является одним из интереснейших храмов в Тверских землях. В декоре храма угадываются элементы нарышкинского стиля, колокольню выстроили в стиле позднего классицизма, для трапезной характерны приемы периода эклектики. Церковь сооружена из кирпича, имеет белокаменный цоколь и детали. Первоначально снаружи храм имел обмазку, впоследствии фасады оштукатурили и побелили. Барабаны глав церкви обшиты железом. Храм бесстолпный, кубический двусветный объем завершается пятью луковичными главками, установленными на глухих цилиндрических барабанах, которые возвышаются над четырехскатной кровлей. С запада к храму примыкает трапезная, с востока – трехчастная апсида. Трапезная имеет поперечную ориентацию благодаря двум приделам. Трехъярусная колокольня с убывающими вверх четвериками увенчана небольшим шпилем.

Колокольня имеет арочные проемы во всех ярусах. Нижний ярус обработан рустом и широкими пилястрами. Перед входами с запада и юга имеются белокаменные площадки со ступенями, над южным входом сохранился металлический фигурный зонт на тонких столбиках. Стены наиболее выразительного среднего яруса колокольни расчленены вертикальными нишами и завершены треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. Верхний ярус, самый сдержанный по декору, завершен антаблементом и невысоким аттиком. Первоначальный декор фасадов основного храма сохранился только частично.

Три арочных проема основного помещения храма, перекрытого сомкнутым сводом, ведут в алтарь, который перекрыт поперечным лотковым сводом с распалубками над проемами. Два столба в трапезной с подпружными арками, переброшенными от них к стенам, несут коробовые своды. В северной стене нижнего яруса колокольни находится белокаменная лестница, ведущая на ярус звона.

В интерьере Богоявленской церкви фрагментарно сохранилась масляная живопись, выполненная в 1892 г. На лотках свода, разделенных штукатурными тягами, – изображения «Новозаветной Троицы», архангелов и апостолов. На уровне окон второго света южной и северной стен изображены фигуры князя Владимира и княгини Ольги, Кирилла и Мефодия. На южной стене, в ее нижней части сохранилась композиция «Христос в доме Марфы и Марии» (с гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда). Западная стена занята композицией «Нагорная проповедь», боковые части которой писались по штукатурке на досках, с помощью которых были закрыты первоначальные окна второго света. В апсиде на лотках – изображения ангелов, средняя часть свода украшена изображениями херувимов и Духа Святого в виде голубя. Уцелели фрагменты деревянного трехъярусного иконостаса, выполненного в духе эклектики. Над его пониженными боковыми частями сохранились изображения херувимов, которые заключены в профилированные штукатурные рамки. Частично уцелел двухъярусный иконостас в северном приделе трапезной работы тверского цехового мастера А. Л. Дешева, также выполненный в духе эклектики в 1882 г.