Показать регионы

Церковь Богоявления Господня (Еськи)

Каменный пятипрестольный храм Богоявления Господня в Еськах построен в начале XIX века в стиле барокко с элементами классицизма.
История

До постройки каменного храма в селе Еськи стояли две деревянные церкви – Никольская (1710 г.) и Воскресенская (1717 г.).

Строительство каменной Богоявленской церкви было начато на обширной площади в центре села в 1780-е гг. В 1801 г. завершено возведение основного храма, который был освящен в 1810 г. К 1819 г. закончено строительство трапезной, отдельно стоящая колокольня построена в тот же период – в первой четверти XIX века. На колокольню были подняты большие колокола, отлитые на средства, собранные жителями Есек. В 1830-е гг. колокольня была соединена с трапезной крытым переходом. 

В церкви было престолов пять: Богоявления Господня (главный холодный), Казанской иконы Божией Матери (правый холодный), апостолов Петра и Павла (левый холодный), Святителя Николая (правый теплый), Зачатия Иоанна Предтечи (левый теплый). 

Храм был обнесен кирпичной оградой, церковная территория обсажена березовыми аллеями. В 1830–1850 гг. церковь была расписана.

В 1934 г. церковь закрыли. В советское время здание лишилось луковичных глав завершения. Сегодня на месте березовых аллей вокруг храм возвышаются заросли борщевика.

В 2008 г. храм в Еськах несколько раз посещали искусствоведы, в том числе эксперты ЮНЕСКО и Лондонского общества охраны памятников. По мнению российских и зарубежных экспертов, уровень настенной живописи в церкви Богоявления Господня соответствует памятникам мирового значения. 

Архитектура и живопись храма

В архитектуре кирпичного храма, имеющего несколько архаичную для своего времени традиционную объемно-пространственную композицию, использованы элементы и приемы классицизма и барокко. Трехсветный четырехстолпный четверик завершен массивным пятиглавием на световых барабанах – центральном восьмигранном и угловых цилиндрических. С востока к основному объему примыкает трехчастная пониженная апсида, с запада – четырехстолпная квадратная в плане трапезная, соединенная с трехъярусной колокольней. 

Фасады четверика разделены лопатками на три прясла, центральное прясло завершено треугольным фронтоном. Стены первого яруса четверика на уровне межъярусного карниза образуют выступ в кладке. Второй и третий ярусы разделены тягой, стены завершены антаблементом. Оконные проемы в разных ярусах имеют различную конфигурацию и украшены наличниками с ушами, треугольными сандриками, замковыми камнями в виде трилистника, фигурными фронтонами и фартуками. Декоративное убранство дополнено рустованными лопатками в первом и втором ярусах четверика, в алтарной части и трапезной. Кованые металлические двустворчатые двери украшены стилизованными цветами. Фасады узкого перехода с двумя экседрами оформлены двухколонными портиками тосканского ордера. 

Высокая колокольня, состоящая из трех квадратных убывающих объемов, увенчана шпилем. Фасады первого яруса украшают четырехколонные портики тосканского ордера с треугольными фронтонами, фасады второго яруса декорированы портиками ионического ордера, третьего яруса – трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Фасады полуяруса обработаны рустом и прорезаны полуциркульными окнами.

В интерьере церкви Богоявления Господня между восьмигранными столбами перекинуты подпружные арки, несущие световые барабаны – центральный с сомкнутым сводом, угловые с куполами. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами. Крещатые столбы и подпружные арки трапезной несут крестовый и коробовые своды с распалубками. В западной стене четверика размещались хоры, к которым вела внутристенная лестница. 

В Богоявленском храме сохранились выполненные в академической манере великолепные масляные росписи 1843–1847 гг. Сюжетные композиции сменяются пышными орнаментами, фризами, архитектурными элементами в технике гризайль.

Всю западную стену занимает большой сюжет «Изгнание торгующих из храма», являющийся истинным шедевром, сравнимым с лучшими произведениями столичных церквей. Живописный ансамбль холодного храма датируется экспертами 40-ми годами XIX века и является ценным памятником русского искусства.