Церковь Бориса и Глеба (Боровск)

Храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (Борисоглебская церковь). Впервые упоминается в начале XVII века. Восстановлен и отреставрирован в 1993 году.
История храма Бориса и Глеба

Первая деревянная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба впервые упоминается в начале XVII века. В 1610-х гг. церковь пострадала во время пожара, но уже в 1621 году была выстроена заново. Борисоглебский храм с приделом в честь преподобного Пафнутия располагался в Мякишевской слободе Пафнутьева монастыря. На деревянной восьмиугольной колокольне было 5 колоколов. В материалах Дозора 1613 года отмечено: «... под посадом же Пафнутьева монастыря слободка Мякишевская на реке на Поротве, а в ней был храм Борис и Глеб сгорел». В Мякишевской слободе, располагавшейся вокруг Борисоглебской церкви, в 1621 году числилось 37 дворов, еще 20 были сожжены в 1610 году.

В издании «Калужская старина» (Т.5., Калуга, 1910) приведено описание храма: «...церковь древяна святых страстотерпец Бориса и Глеба да придел чудотворца Пафнутия, а в церкви образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. У церкви во дворе поп Агафоник Васильев, во дворе дьякон Киприян Стефанов, во дворе пономарь Матюшка Резанцев, во дворе проскурница Аграфена, да три места бобыльских дворовых».

Во время пожара 1685 года здание храма снова выгорело «со всяким церковным строением», уцелела лишь колокольня. В этом же году началось строительство новой деревянной церкви.

В 1704 году храм числится уже каменным (это здание и сохранилось до наших дней). Холодный кирпичный храм имел трапезную и теплый южный придел во имя преподобного Пафнутия. К концу XVIII века к западной части трапезной была пристроена четырехярусная колокольня, четверик храма был надстроен и увенчан пятью главами. Согласно храмовой описи за 1806 год в церкви Бориса и Глеба располагался шестиярусный иконостас и четырехярусный иконостас в приделе преподобного Пафнутия. Опись свидетельствует: «… Внутри оной настоящей Борисоглебской церкви царские врата с евангелистами писаны на красках. В 1-м ярусе образ храмовой Бориса и Глеба, на нем венцы и риза чеканная сребропозлащенная, образ Николая Чудотворца без окладу, образ Пафнутия Чудотворца, на нем венец и цата сребропозлащенная… Во 2-м ярусе четыренадесять господских праздников».

1 апреля 1811 года храму были пожертвованы дары, среди которых «среброзлащенный» крест и серебряное кадило дарованы московским купцом И. И. Капыриным, парчевые ризы – боровским купцом Я. Т. Щукиным.

В 1812 году Боровск на короткое время был занят войсками Наполеона. Церковь Бориса и Глеба служила конюшней для наполеоновской армии. Предание гласит, что рядом с храмом располагался штаб Наполеона. Главные церковные ценности были заблаговременно вывезены священником храма Алексием Яковлевым и церковным старостой. Местное предание повествует о пропавшем французском коне из устроенной в храме конюшни. Французы возложили вину за пропажу на местное население и взяли в заложники 12 старейших крестьян, пригрозив им смертью, если конь не будет найден. Один из заложников, Тит из села Федотово, взял вину на себя. Французы утопили старика в пруду, за которым с тех пор закрепилось название «Титов пруд».

По данным 1867 года в приходе числилось 242 двора, 763 мужчины и 815 женщин. Из них в 98 дворах проживали 585 старообрядцев. Причт церкви состоял из священника, диакона и дьячка (или пономаря), но по причине бедности в 1867 году епархиальным начальством было велено оставить только священника и одного причетника.

Церковь Бориса и Глеба вновь пострадала во время сильного пожара в ночь с 20 на 21 июня 1889 года. Огнем были уничтожены крыша и главы с крестами. Значительно пострадали интерьеры. Специально образованный Комитет по восстановлению храма собрал средства на восстановление иконостасов. На пожертвования А. П. Смирнова и Н. С. Степанова был восстановлен внешний облик храма.

В конце XIX – начале XX вв. храм из-за малочисленности прихода неоднократно менял свой статус, становясь приписанным к Троицкой церкви и снова обретая самостоятельность. В 1916 году в приходе было всего 16 домов и 86 жителей обоего пола (36 мужчин и 50 женщин). Старообрядцев числилось 185 человек (89 мужчин и 96 женщин). Доход церкви составляли деньги за аренду пахотной земли и проценты с неподвижного капитала, положенного в кредитные учреждения.

После Октябрьской революции, в 1929 году церковь Бориса и Глеба была закрыта. Помещения храма использовались под зернохранилище. В период оккупации Боровска немецко-фашистскими войсками немцы устроили в храме склад боеприпасов. После освобождения города советскими войсками в храме вновь было устроено зернохранилище. В 1960 году храм принят на охрану государством как памятник архитектуры федерального значения, после чего были проведены реставрационные работы, купол  перекрыли медью, интерьеры были побелены. Но в 1960-х гг. в помещениях церкви все же располагались склады райпотребсоюза.

В начале 1980-х гг. храм находился в аварийном состоянии. Несмотря на статус памятника федерального значения, храм Бориса и Глеба планировали демонтировать. Основной причиной называлась его неудобное расположение, создающее помехи движению транспорта. В сентябре 1983 года в газете «Правда» была опубликована статья о церкви с целью привлечения внимания общественности к судьбе памятника. После выхода публикации областное управление культуры выделило 15 000 рублей на реставрацию. В 1985–1993 гг. Боровским реставрационным участком под руководством А. Л. Денисовой проводились реставрационные работы.

Постановлением администрации Калужской области №144 от 5 июня 1992 года храм во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба был передан Калужской епархии. Распоряжением №89-р Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года храм передан в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Святыни храма

  • Частица мощей Иоанна Предтечи
  • Металлический с литьем кенотаф для хранения частиц мощей святых князей Бориса и Глеба
  • Мощи, икона преподобного Сергия Радонежского
  • Подризник Алексия Мечева
  • Мощи святой праведницы Матронушки
  • Мощи Нила Столобенского
  • Мощи святого Симеона Верхотурского
  • Ковчег с мощами десяти московских святых
  • Икона Калужской Божией Матери
  • Икона Иверской Божией Матери
  • Камень из пещеры Вифлеемских младенцев
  • Ковчег со святынями
  • Икона Троицы
  • Распятие Иисуса Христа и Пресвятая Божия Матерь Дева Мария
  • Металлический крест с предстоящими
  • Икона Иисуса Христа – Вседержителя
  • Мощи, икона великомученика Димитрия Солунского
  • Мощи, икона преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского
  • Мощи, икона преподобного Серафима Саровского
  • Мощи, икона новомученика Сергия Правдолюбова


Использованы материалы:
Лошкарева Н. П. Святые свидетели вечности: храмы и монастыри г. Боровска. 2012.