Показать регионы

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове – самый необычный православный храм Ярославля с изысканным внешним декором и богатым фресковым убранством интерьеров, выстроенный во второй половине XVII века на правом берегу реки Которосль жителями Толчковской слободы и на протяжении двух с лишним столетий являвшийся их приходским храмом. В настоящее время имеет статус памятника архитектуры федерального значения, находится под охраной государства и ЮНЕСКО.
Об истории строительства храма... 

Среди множества уникальных памятников архитектуры Ярославля своим необычным внешним видом и внушительными размерами выделяется церковь Иоанна Предтечи – самый красивый храм города, история существования которого началась задолго до того, как он был выстроен в камне.

Первая Предтеченская церковь в Толчковской слободе появилась в 1644 году. Грамоту на её строительство и освящение выдал жителям слободы митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин), отличавшийся любовью к благоустройству и благоукрашению храмов. Как и большинство храмов тех лет, Иоанно-Предтеченская церковь была деревянной. К сожалению, о её внешнем виде и внутреннем убранстве сведений не сохранилось, лишь известно, что она была довольно мала и кроме главного престола, освящённого в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в церкви был освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери. 

Эта церковь просуществовала недолго. Уцелев во время большого городского пожара летом 1658 года, когда огнём были уничтожены три обители, около тридцати церквей и более тысячи частных домов, Предтеченский храм полностью сгорел весной следующего, 1659 года, в день Светлого Христова Воскресения сразу после литургии. Причиной пожара, как отмечено в летописях, стала «воля Божия или небрежение служителей церковных».

Вскоре после пожара прихожане начали строительство нового деревянного храма, торжественное освящение которого в честь Вознесения Господня по завершению строительных и отделочных работ было совершено в 1665 году. Посвящение новой церкви празднику Вознесения для прихожан имело глубокий смысл, ведь, по преданию, именно на месте их слободы когда-то существовал Вознесенский женский монастырь, разрушенный до основания поляками в годы Смуты. 

Но новая церковь была достаточно мала для прихожан, да и жителям Толчковской слободы хотелось иметь не просто более вместительный, но и более пышный храм, поэтому вскоре после освящения Вознесенской церкви они обратились с просьбой о постройке нового каменного храма к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе (Сысоевичу), который и благословил это богоугодное дело.

Стоит отметить, что жителями слободы были достаточно обеспеченные люди – кожевники – для промысла которых была необходима дубильная краска, получавшаяся в результате толчения древесной коры (отсюда и название слободы – Толчковская), поэтому средства на строительство нового каменного храма они решили собрать самостоятельно, не прося денег ни у епархии, ни у казны. 

Сбором средств занимались священник Абросим и дьяк Родион, скрупулёзно занося в книгу по учёту пожертвований все денежные и имущественные вклады как прихожан слободы, так и жителей других регионов, поэтому, как тогда говорили, храм был построен «всем миром». Интересно и очень трогательно то, что помимо денежных вкладов на постройку храма прихожане жертвовали и торговые лавки, и отрезы дорогих тканей, и земельные участки, и даже целые дома, а жители Казани, с которыми ярославские купцы вели бойкую торговлю кожей, передали в дар храму деревянные резные Царские врата тончайшей работы и несколько старинных икон в окладах. Те прихожане, которые не смогли внести материальную лепту, трудились на самом строительстве, которое началось в августе 1671 года после выданной митрополитом Ионой (Сысоевичем) благословенной грамоты.

Специально для возведения церкви вблизи города были выстроены два кирпичных завода, на которых изготавливался обычный и лекальный (сделанный по определённым образцам – лекалам) кирпич. Целых шестнадцать лет продолжалось возведение новой церкви, но такой длительный срок был оправдан – храм с главным престолом в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи и боковыми – во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия и трёх святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого – получился не только самым большим в Ярославле, но и самым красивым культовым строением города. 

Спустя несколько лет после постройки церкви, в 1694–1695 годах, артелью мастеров под началом талантливого ярославского изографа Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фресковые картины, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть Предтеченской церкви. 

Практически одновременно с возведением церкви вокруг неё была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами, представлявшими собой четверик с богато декорированным фигурным камнем широким арочным проходом и  увенчанный двумя постепенно сужающимися кверху восьмериками – более высоким нижним с арочными проёмами и более узким верхним, завершённым луковичной главкой и крестом на яблочке. Эти ворота хорошо сохранились до наших дней и входят в комплекс Предтеченской церкви. 

В 1690-х годах храмовый ансамбль пополнился высокой 45-метровой шестиярусной колокольней, выстроенной в стиле «барокко», два нижних яруса которой сделаны глухими, а верхние прорезаны высокими арочными ярусами звона и украшены изящными декоративными башенками с белокаменным узором. 

… и его дальнейшей судьбе

Вскоре после освящения Предтеченской церкви при ней на средства состоятельных прихожан был устроен приют для стариков и инвалидов, а уже к концу XIX века, в годы настоятельства священника Фёдора Успенского, при храме было учреждено приходское попечительство, в 1885 году – открыта церковно-приходская школа для детей, в 1891 году начали свою деятельность женский благотворительный кружок и первое в городе общество трезвости, для которого в 1892 году выстроено специальное здание с залом для чтения, библиотекой и чайной. О жизни и новостях прихода повествовал журнал «Приходская жизнь», начавший издаваться в 1898 году, кстати, единственный журнал такого рода в провинции.

Причт храма содержался на богатые пожертвования прихожан и на их же средства периодически проводились необходимые ремонтно-реставрационные работы. Так, в первой половине XIX столетия вместо кирпичного пола в храме были настланы чугунные плиты, вызолочен иконостас и поновлены фрески, но уже к концу века зданию из-за осадки фундамента, что повлекло за собой появление трещин в стенах, потребовался капитальный ремонт. 

Благодаря тогдашнему министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте, в 1894 году посетившему Ярославль и увидевшему плачевное состояние здания, из казны на проведение масштабных ремонтных работ было выделено 64 тысячи рублей. Правда, с началом работ стало понятно, что этих средств не хватит, поэтому сумму ещё несколько раз увеличивали, что позволило полностью отреставрировать здание храма. Ремонтно-реставрационные работы, включившие в себя полную замену фундамента, заделку трещин в стенах, промывку фресок, реставрацию иконостаса, золочение куполов и замену чугунного пола на плиточный, начались в 1903 году и завершились в 1906 году. 

После революции храмы Ярославля постепенно начали закрываться. До Предтеченской церкви очередь дошла в 1933 году – храм закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а освободившееся здание, как уникальный памятник архитектуры, передали на баланс Ярославского областного музея. 

К сожалению, уже в 1936 году в зданиях храмового комплекса были размещены склады городского лакокрасочного завода «Победа рабочих», что очень пагубно сказалось на состоянии уникальных фресок, а в первом ярусе колокольни были устроены кузнечный цех и мастерская. Постоянная вибрация от молотов стала причиной осадки фундамента, в результате чего строение колокольни дало крен на полтора метра, но благодаря своевременному вмешательству музейных сотрудников удалось предотвратить полное разрушение зданий комплекса. Заводские склады и кузницу вывезли, а в конце 1950-х годов укрепили фундамент колокольни, что позволило убрать крен и сохранить здание.

В 1959 году церковь Иоанна Предтечи стала филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, являясь таковым и в наши дни. В настоящее время храмовый комплекс постепенно ремонтируется, а сама церковь уже открыта для посетителей. 

Архитектура и внутреннее убранство храма

Великолепный 44-метровый красавец-храм представляет собой высокий четырёхстолпный двусветный четверик с пятиапсидным алтарём, с трёх сторон опоясанный крытыми галереями и двумя приделами, поднятыми на один уровень с основным объёмом. Уникальность зданию храма придают пятнадцать луковичных глав, венчающих главный четверик и приделы (на самом храме пять глав большего размера, а на приделах – по пять глав меньшего размера) и выложенные лекальным кирпичом и украшенные изразцами фасады.

Внутреннее убранство по красоте и пышности не уступает внешнему декору церкви. Все стены, своды, алтарь, паперть и даже дверные проёмы украшены фресковыми композициями на библейские сюжеты. Интересно, что такого масштабного (а фрески Предтеченской церкви насчитывают более 500 сюжетных картин) и качественного стенного письма с ярким повествовательным элементом нет больше ни в одном храме Ярославля и поэтому фресковая живопись Предтеченской церкви по праву считается не только своеобразной энциклопедией евангельских сюжетов, но и апогеем в развитии ярославской школы живописи периода конца XVII – начала XVIII веков. 

Святыни храма – старинная икона Иоанна Предтечи древнегреческого письма, икона «Страсти Христовы» и белый атласный антиминс, освящённый митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием в 1704 году.

Информация для посетителей

  • Предтеченский храм находится по адресу: город Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, дом 69.
  • График работы: в летний период (с 1 мая по 30 сентября) ежедневно с 10.00 до 17.00 часов. Выходные дни – понедельник и вторник. 
  • Важно знать, что в целях сохранения уникальных фресок в сырую погоду храм для посещений может быть закрыт.