Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Марьино)

Небольшой сельский православный однопрестольный храм, перестроенный из часовни в церковь в начале XX столетия, в настоящее время является действующим храмом Торжокского благочиния Тверской и Кашинской епархии.
В двадцати километрах от Торжка находится небольшое село Марьино, которое украшает уютная, светлая и нарядная церковь Казанской иконы Божьей Матери.

Свою летопись этот сельский храм ведет с середины XIX столетия, когда Марьино, как и многие другие деревни, не имеющие своих церквей, являлось частью прихода храма Преображения Господня, располагавшегося в селе Спас, а в самой деревне действовала часовня, в 1852 году выстроенная в камне на месте прежней, деревянной. В воскресные и праздничные дни священник Преображенской церкви совершал божественные литургии в марьинской часовне, изначально имевшей то же название, что и главный приходской храм.

К концу XIX столетия деревня разрослась, в ней насчитывалось более 600 жителей, среди которых были целые династии кузнецов, овчинников, красильщиков, извозчиков.

В 1897 году Тверскую епархию объезжал незадолго до этого назначенный на епископскую кафедру отец Димитрий (Самбикин). Побывав в Марьино и увидев Преображенскую часовню, епископ Димитрий предложил жителям деревни перестроить часовню в храм, пообещав со своей стороны всяческое содействие в этом богоугодном деле. Прихожанам идея епископа Димитрия пришлась по душе, и, собрав достаточное количество денег, в 1902 году к часовне пристроили широкую вместительную трапезную и трехъярусную звонницу, причем главным жертвователем и строителем храма стал марьинский крестьянин Федор Романов. Торжественное богослужение на освящение нового храма во имя Казанской иконы Божьей Матери совершил в мае 1902 года сам архиепископ Димитрий, назначив настоятелем отца Алексия (Троицкого).

С появлением в деревне своей церкви Марьино стало селом (что четко разграничивалось до Октябрьской революции) со своим приходом. К 1914 году причт храма состоял из священника и псаломщика, а прихожанами были жители Марьино и шести близлежащих деревень (всего 1328 человек обоих полов).

Богослужения в Казанском храме не прекратились даже после свершившейся в 1917 году рабоче-крестьянской революции; он был одним из немногих храмов Тверской епархии, который не смял чугунный каток атеистической пропаганды.

С началом Великой Отечественной церковь ненадолго закрыли, но уже в 1944 году богослужения в ней возобновились. Небольшой причт церкви в то время состоял из священника и монахини, исполнявшей функции псаломщицы, просвирницы и уборщицы. Казалось, что самое страшное – закрытие православного храма – уже не коснется сельской церквушки, и настоятель храма так же будет служить божественные литургии и отправлять церковные требы, а прихожане – молиться и уповать на Господа. Но в конце 1950-х – начале 1960-х годов началась еще одна волна гонения на церковнослужителей, так называемая «Хрущевская антирелигиозная кампания», результатом которой стало массовое закрытие еще действующих храмов. На местах уполномоченные представители Совета по делам религиозных культов рассматривали и принимали решение о закрытии того или иного храма. Марьино с его живописным Казанским храмом, курировавшееся ярым атеистом Борисом Шантгаем, попало в черный список. На находившихся в списке церковного совета двадцать членов начались гонения, у них отбирали часть земли, лишали пенсий, запрещали пасти скот на общественных пастбищах, оказывали психологическое давление. Не выдержав такого напряжения, одиннадцать членов добровольно покинули церковный совет, что стало основанием для лишения его регистрации. Казанский храм мог пополнить список из сорока церквей Тверской епархии, закрытых в те годы, если бы среди оставшихся не было удивительно сильного духом и обладавшего настойчивостью и упорством бывшего солдата Первой Мировой войны, печника по профессии Степана Алексеевича Рябова. Никакие гонения, запреты и давления не сломали старого солдата, практически в одиночку сражавшегося с атеистической системой, писавшего во все инстанции, добивавшегося регистрации нового церковного совета. До сих пор неизвестно, каким чудом очередное письмо С. Рябова оказалось в 1965 году у управляющего делами Московской епархии архиепископа Алексия (Ридигера) – будущего Патриарха Алексия II, но это произошло, и уже в январе 1966 года был создан новый церковный совет, а спустя несколько недель назначен настоятель.

С тех пор прошло много десятилетий, но прихожане Казанской церкви помнят о том, что сделал для них старый солдат Степан Рябов и владыка Алексий II, благодаря которым храм до сих пор действует, и в нем, как и прежде, звучат слова молитвы. С 2009 года настоятелем служит иерей Андрей Гайдай, и в настоящее время к церкви села Марьино приписаны часовни в деревнях Щекино и Крупшево.