Показать регионы

Церковь Рождества Христова (Городищи)

Православный храм в честь Рождества Христова, расположенный в селе Городищи Инзенского района Ульяновской области, является объектом культурного наследия регионального значения и ярким образцом русско-византийского архитектурного стиля рубежа XIX–XX столетий. В настоящее время не действующий.
История церкви Рождества Христова от основания до наших дней

В самом центре села Городищи, раскинувшегося у реки Медведки, что между реками Сура и Аргаш, возвышается внушительных размеров краснокирпичный трехкупольный храм, ведущий свою историю из далекого XVII столетия. Тогда в исконно мордовские земли Среднего Присурья стали переселяться русские, и в 1676 году на месте древнего поселения (городища) была выстроена крепость, ставшая одним из оборонительных укреплений Карсунской засечной черты и названная по месту, на котором была основана.

Само село, изначально небольшое, быстро разрасталось, и в 1782 году в нем появилась деревянная церковь, освященная в честь Рождества Христова. Согласно документам, в 1859 году в Городищах насчитывалось 105 дворов с общим количеством удельных крестьян – 891 чел. (419 муж. и 472 жен.), а к 1900 году дворов было уже 194 с 1262 жителями (611 муж. и 651 жен.). Местные жители занимались сапожным ремеслом, пилили лес, изготавливали прочные и удобные сани, делали кирпич, каждое воскресенье и в дни великих церковных праздников собираясь на богослужения под куполом своего нарядного и светлого храма.

К началу XX столетия во владении Христорождественской церкви находилось две десятины (почти 2,2 гектара) усадебной земли и 66 десятин (72 гектара) сенокосной и пахотной земли, а притч состоял из священника и псаломщика, проживающих в общественных домах и получавших жалование из казны. На богослужения собирались прихожане из сел Городищи и Налитово (всего около четырех тысяч человек).

К 1898 году деревянный храм сильно обветшал, поэтому прихожане его разобрали и выстроили новый, также из дерева. Правда, просуществовал Христорождественский храм недолго – во время большого пожара в селе он сгорел, но вскоре после этого на сельском сходе было решено украсить село новым большим кирпичным храмом, благо городищинские каменных дел мастера славились на всю округу, да и свое кирпичное производство имелось.

О строительстве нового кирпичного храма сохранились более подробные сведения. За его возведение взялись серьезно – в 1900 году заложили фундамент, причем при земляных работах были найдены человеческие останки и множество стеклянных и металлических предметов быта коренных жителей – мордвы. Это позволило предположить, что много ранее на этом месте располагалось мордовское кладбище.

К сожалению, имя автора проекта церкви осталось неизвестно, хотя по словам местных жителей, проект разработал архитектор из Самары. Слова городищинцев подтверждаются тем, что точно такой же по архитектурным особенностям храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1889–1895 годах появился в селе Чердаклы Самарской губернии (сейчас Чердаклинский район Ульяновской области). Несмотря на незначительные различия во внешнем облике храмов и их колоколен, сходство между зданиями очень разительно и позволяет утверждать, что оба храма выстроены по одному и тому же проекту. Правда, в 1958 году чердаклинская церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разрушена, и воссоздана по другому проекту лишь в 1990 году.

Городищинскому храму повезло больше. Хотя второе десятилетие прошлого века и стало трудным временем для всех православных – по указке новой власти закрывались храмы, монастыри, планомерно уничтожались уникальные памятники православной архитектуры и истории, разворовывались церковные ризницы и библиотеки, а церковнослужители отправлялись в ссылку и на смерть, в начале 1900-х годов Христорождественскую церковь достроили. Еще некоторое время продолжались внутренние работы (роспись стен, сводов, оформление иконостаса, алтаря, престола, устройство хоров), после чего при большом скоплении прихожан новый пятикупольный красавец-храм с двумя приделами, алтарными пристройками и высокой колокольней торжественно освятили и провели первое богослужение. Удивительно, что именно в разгул поглотившего всю страну воинствующего атеизма в далеком симбирском селе широко распахнул свои двери для верующих православный приходской храм Рождества Христова. Правда, богослужения в новом храме все же прекратились. В 1931 году его закрыли, а большой колокол-баритон сбросили наземь и, разбив на части, отправили на переплавку.

До начала 1970-х годов церковь была закрыта, пока в ней на два десятилетия не устроили зернохранилище местного колхоза. После развала Советского Союза колхоз перестал существовать, здание Христорождественского храма снова закрыли, и до настоящего времени оно находится в запустении.

Архитектура церкви Рождества Христова

Как и в первые годы после постройки, Христорождественская церковь и сейчас впечатляет изысканностью архитектурных решений, внушительными размерами (40,5 м. х 31 м.) и излучаемой силой и мощью.

Крестообразный в плане высокий краснокирпичный пятиглавый храм выглядит внушительно – с восточной стороны к нему примыкает граненая апсида; с южной и северной сторон – подобные апсиде полувосьмигранные выступы; с западной – широкий, прямоугольной формы притвор с пристроенными к нему с двух сторон крыльцами-папертями, и четырехъярусная колокольня с главным входом в храм, а все здание состоит из ярусов. Такое построение достигнуто за счет расположенных на храме глав. Большой купол, установленный на открытом восьмигранном барабане, ныне утраченный, являлся центром для четырех остальных глав, расположенных по углам от него. Чуть ниже, над боковыми входами, соединенными с центральным квадратом крытыми наклонными галереями, архитектор разместил две небольшие главки, придавшие завершенность пирамидальному облику храма.

Богатство и красота храма видна во внешнем декоре – на белокаменном цоколе возвышается краснокирпичное здание, оформленное в основной части ленточным рустом, в фасадных – фигурной кирпичной кладкой. Подчеркивают композицию пояс ширинок по нижней части стен, широкий карниз с поребриком, проходящий по первому ярусу колокольни, притвору и верху стен, арочные окна с коваными решетками, декорированные архивольтами. Характерной особенностью русско-византийского архитектурного стиля на рубеже XIX–XX столетий является применение крупных декоративных элементов, во внешнем оформлении Христорождественского храма нашедшие воплощение в декоративных крестах, украсивших боковые барабаны и грани третьего яруса колокольни и кругах над окнами фасадов. Завершают картину кованые железные кресты на главах.

Внутреннее ярусное оформление храма соответствует внешнему облику здания – низкие боковые части соединяются в более высокой точке – центральном пространстве. Своды поддерживаются подпружными арками и парусами, опирающимися на крещатые столбы и пристенные колонны. В центральной части свод купольный, в апсиде и граненых выступах – сомкнутый. Свет, потоком льющийся из окон восьмигранного барабана и небольшое подсвечивание, достигаемое за счет размещенных в крестообразных частях высоких и узких арочных окон, создают эффект яркости центральной части храма. На оштукатуренных стенах в некоторых местах до сих пор хорошо просматриваются лики святых и фрагменты сюжетов библейской тематики.

Несмотря на запустение, царящее сейчас в церкви Рождества Христова, она, как и столетие назад, привлекает к себе внимание, являясь доминантой села Городищи. И местные жители надеются, что придет день, когда под величественным, сверкающим на солнце куполом зазвучат молитвенные песнопения и вновь раздастся с колокольни густой и мелодичный перезвон колоколов.