Показать регионы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Красный Бор)

Каменная Богородицерождественская церковь в Красном Бору (бывшее Пречистый Бор) 1809 года постройки.
История церкви

Храм находится вблизи западной окраины села Красный Бор (ранее Пречистый Бор), он стоит на возвышении, обращенный южным фасадом к берегу реки Тверцы, и хорошо просматривается в перспективе улицы. Когда-то на этом месте располагался Богородицкий на Бору мужской монастырь. Обитель, первые упоминания о которой относятся к 1631 г., была приписана к Отроч Успенскому монастырю. Во 2-й половине XVII столетия Богородицкий монастырь упразднили, его главный деревянный храм, освященный во имя Рождества Богородицы, был обращен в приходскую церковь.

В 1729 г. деревянная церковь сгорела. Жители успели снять старинные колокола, спасти церковную утварь и книги. На том же месте в 1736 г. был установлен другой храм, также деревянный, доставленный из Твери и стоявший ранее в Заволжском посаде города. Его в 1735 г. по просьбе архимандрита Отроча монастыря уступил прихожанам Пречистого Бора посадский человек Орефьев Алексей Григорьевич.

В конце XVIII – начале XIX вв. вместо деревянной велось строительство каменной церкви. Новый храм был освящен в 1809 г. также во имя Рождества Богородицы. Его композиция была типична для XVIII века, она включала собственно храм, представлявший собой восьмерик на четверике, апсиду, теплую трапезную с двумя приделами, колокольню и паперть. Церковь была оштукатурена и выкрашена в белый и желтый цвета, внутри украшена росписями, частично сохранившимися до настоящего времени.

В храме было три иконостаса – богато украшенных, с деревянной золоченой резьбой. Архивные материалы сохранили имена некоторых строителей и живописцев. Роспись в трапезной была сделана тверским живописцем Тихоном Ксенофонтовичем Красновым. Среди строителей храма были жители села Пречистый Бор – Федор Соболев, Иван Яковлев, Алексей Сепелев. 

По сведениям 1858 г. в Пречисто-Борском приходе насчитывалось 402 двора с 3 033 жителями. В 1886 г. в приходе было 569 дворов и 4 101 житель.

По данным 1900 г. причт храма состоял из двух священников – Сергея Павловича Раевского и Иоанна Михайловича Домашева, дьякона – А. И. Подубского, двух псаломщиков – К. Н. Рождественского и А. М. Владимирского. Земли при церкви было 33 десятины (3 усадебной, 6 неудобной, 3 под сеном). Рядом с церковью располагались приходская школа, сторожка и деревянный амбар.

В 1900–1903 гг. по проекту губернского архитектора Виктора Назарина вместо первоначальной трапезной была сооружена новая, ставшая более обширной, в ней были устроены и освящены приделы Вознесения и Иоанна Златоуста. В 1915 г. в приходе церкви Рождества Богородицы было 28 деревень, общее число прихожан составляло 2 400 человек.

В XX веке храм Рождества Пресвятой Богородицы лишился главки, были разрушены апсида, колокольня и трапезная. До настоящего времени от кирпичной церкви с белокаменными деталями и цоколем сохранился лишь основной объем. 

Архитектура и роспись

Композиция основного объема церкви включает двусветный четверик, крупный восьмерик и глухой восьмигранный барабан. Фасады четверика на углах обработаны слегка заглубленным рустом, завершены профилированным карнизом. Восьмерик прорезан арочными окнами, замененными на некоторых гранях ложными проемами.

В интерьере восьмерик перекрыт восьмилотковым сводом и опирается на четверик с помощью ступенчатых тромпов. Из храма три узких арочных проема вели в апсиду (утрачена), один широкий – в трапезную. Фрагментарно сохранилась масляная живопись 2-й половины XIX в. На западной стене церкви – композиция, изображающая Голгофу со сценой приготовления к распятию. Между окнами второго света расположены по две композиции, заключенные в рамы из растительного однотонного орнамента: на северной стене «Братья продают Иосифа в рабство» и «Каин и Авель», на южной стене сюжеты не читаются. 

Трехъярусная колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы (ныне утрачена) была выстроена в формах зрелого классицизма. Ее первый и второй ярусы имели форму четвериков, а верхний ярус был, по-видимому, цилиндрическим. Второй ярус был оформлен двухколонными портиками ионического ордера, третий – пилястрами коринфского ордера. Фасады двухстолпной трехнефной трапезной (утрачена), выдержанной в стиле классицизирующей эклектики, были покрыты ленточным рустом и имели весьма выразительный облик, главная роль в котором принадлежала трехчастным полукруглым окнам второго света. Средняя часть фасадов была выделена массивными лопатками и аттиком с треугольным фронтончиком.