Показать регионы

Церковь Симеона Столпника (Семеновское)

Небольшой православный храм Симеона Столпника, расположенный в деревне Семеновское Торжокского района, выстроен в стиле «барокко» в последней четверти XVIII столетия. В настоящее время является действующим храмом Торжокского благочиния Тверской епархии.
Всего в четырех километрах от Торжка находится деревня Семеновское (ранее погост Семеновский) с нарядным, как и все храмы стиля «барокко», храмом прп. Симеона Столпника, первые летописные упоминания о котором относятся к 1537 году и связаны с именем преподобного Ефрема Новоторжского, жившего в окрестностях Торжка еще в начале XI столетия.

Судьба храма от Ефрема Новоторжского...

История Торжка и его окрестностей тесно связана с судьбой преподобного Ефрема Новоторжского, подвизавшегося в конце 1010-х годов на пустынном берегу реки Тверцы близ ее устья, недалеко от тогдашнего торгового поселения и учредившего на свои средства, возможно, первый на Руси странноприимный дом, в котором принимал всех проходящих мимо богомольцев, торговых людей и нищих, привечал убогих, добрым словом Божьим и нехитрым угощением поддерживая души и тела их для дальнейших странствий. А местность та и устье Тверцы, согласно преданиям, стали называться Дорогощи (производное от «даром угощаю») – добрая память о подвиге странноприимничества прп. Ефрема, Новоторжского чудотворца.

Спустя время вблизи странноприимного дома возник мужской монастырь с соборным храмом во имя святого преподобного Симеона Столпника, основание которого приписывается прп. Ефрему, хотя никаких летописных сведений об этом не сохранилось.

Первые документальные упоминания о мужской обители, называемой в народе «Святым Симеоном» что на Дорогощи и ее настоятеле игумене Киприане, датируются 1537 годом, следующие (с указанием настоятелей и строителей) – 1551-м, 1637–1659-м годами.

К концу XVII столетия монастырь владел пахотными землями и угодьями, что подтверждается грамотой царей Ивана и Петра Алексеевичей и их соправительницы царевны Софьи Алексеевны, согласно которой в 1689 году монастырь Симеона Столпника с двумя храмами – Симеона Столпника и Похвалы Пресвятой Богородицы и всем хозяйством был приписан к Новоторжскому Борисоглебскому мужскому монастырю.

Достоверно неизвестно, когда вблизи Симеоновской обители был устроен погост, но к началу XVIII столетия он уже существовал и назывался Семеновским что на Дорогощи, а в двух его небольших деревянных храмах отпевали умерших прихожан.

В 1721 году Симеоновскую обитель упразднили, а ее храмы обратили в кладбищенские, которые спустя время полностью обветшали. Крыши старых деревянных храмов дали течь, поэтому службы в них прекратились. В 1776 году на пожертвования прихожан началось возведение каменной церкви с трапезной и колокольней, продолжавшееся до 1782 года. Первым в 1779 году освятили теплый придел в трапезной, посвятив его преподобному Симеону Столпнику, а уже в 1782 году по окончании всех работ был совершен чин торжественного освящения главного престола в честь иконы Божьей Матери «Похвала Пресвятой Богородицы» и холодного придела во имя святителя Николая Чудотворца.

В новый храм перенесли старинные иконы и церковную утварь, сохранившиеся со времен, когда церкви Симеона Столпника и Похвалы Пресвятой Богородицы являлись храмами Симеоновского монастыря.

Новая церковь стала ярким образцом популярного в XVIII столетии стиля «барокко», широко применяемого русскими зодчими при строительстве православных храмов. Традиционный для культовых сооружений Руси крестово-купольный храм по типу «восьмерик на четверике», где на двусветном четырехгранном объеме покоится массивный, прорезанный небольшими прямоугольными окнами восьмигранник, увенчанный шлемовидным куполом и небольшой луковичной главкой с крестом на тонком барабане, стал украшением Семеновского погоста. С одной стороны к основному объему храма примкнула полукруглая апсида, с другой – большая трапезная и трехъярусная колокольня, увенчанная, как и храм, маленькой луковичной главкой. Нарядность храму придали рустованные белокаменные углы восьмерика и колокольни и оформленные декоративными узорчатыми наличниками окна.

В 1835 году храм благоукрасили – неизвестные живописцы расписали масляными красками стены четверика изображениями Пресвятой Богородицы, восьмерика – изображениями святых. Также перед главным престолом был установлен новый деревянный резной иконостас с множеством икон, фрагмент одной из которых – образа Божьей Матери «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – сохранился до наших дней.

В 1875 году стенопись реставрировали, в результате чего под новыми наслоениями были частично скрыты композиции о Пресвятой Богородице и переписан фон между фигурами святых. А во время следующей реставрации (в начале XX столетия) стены под колокольней украсили хромолитографическими композициями на тему Жития прп. Ефрема Новоторжского.

К началу минувшего столетия причт Симеоновского храма состоял из священника, диакона и псаломщика, а прихожанами были жители Семеновского и пяти окрестных сел (на 1901 год – 1770 мужчин и женщин, на 1914 год – 1899 человек обоих полов). Память о святом Симеоне Столпнике настолько почиталась прихожанами, что в августе 1900 года после их обращения к иереям Тверской епархии и ходатайства последних перед Святейшим Синодом, было постановлено ежегодно 1 сентября (в день памяти прп. Симеона Столпника) совершать из Борисоглебского монастыря в церковь святого Симеона, что на погосте Семеновском, крестный ход, ставший для прихожан значимым событием.

В память об упраздненном Симеоновском монастыре в храме сберегались старинный деревянный игуменский крест, богослужебные книги (две Триоди – постная и цветная, Евангелие и Апостол 1685 года), оловянный ковчег для хранения святых даров и ковчежец размером поменьше, а также оловянные блюдца, потир с медным поддонком, круглая дароносица и другие старинные сосуды.

Богослужения в церкви не прекращались до 1930-х годов, потом ее, как и многие храмы Тверской области, закрыли, предварительно экспроприировав все ценности и разогнав приход.

О судьбе храма в XX столетии практически ничего не известно, скорее всего, он либо стоял закрытым, либо здание использовалось для хозяйственных нужд, благодаря чему масштабных разрушений удалось избежать – сохранилось не только здание, но и большие фрагменты настенной росписи первой половины XIX столетия.

… до наших дней

В конце XX столетия, когда стали возрождаться православные святыни, Симеоновский храм возвратили верующим и в конце 1990-х годов в нем начались ремонтно-реставрационные работы, продолжающиеся до сих пор. В настоящее время уже отремонтирована кровля храма и апсиды, обновлены фасады, на колокольню подняты колокола, на главы храма и колокольни – кресты. Храм является действующим, и божественные литургии и другие церковные требы в нем отправляет настоятель храма – иерей Юрий Александрович Макаров.