Церковь Спаса Преображения (Рогожа)

Спасо-Преображенская церковь построена в середине XVIII века в небогатой обители – Пелагеиной пустыни. 
Пелагеина пустынь и деревянный храм

В селе Рогожа, одном из древнейших на Селигере, в конце XV в. была основана женская обитель – Пелагеина пустынь. Поскольку пустынью считался уединенный монастырь, где наиболее полно соблюдался иноческий устав, обитель отличалась строгостью. Вблизи монастыря находились бурные святые источники, вода в которых была бурого цвета из-за содержащегося в них железа.

В начале XVII в., во время польско-литовского нашествия, обитель была разорена и еще долгое время находилась в бедственном положении. В жалованной грамоте, выданной пустыни царем Михаилом Фёдоровичем, в том числе говорилось: «И по тем де нашим грамотам воеводы наши землю не отмежевали и игуменья же Ираида голодной смертью умерла, а инокини ныне скитаются меж дворов и помирают голодной смертью».

Во 2-й половине XVII в. все постройки Пелагеиной пустыни были деревянными. На территории обители находилась церковь Спаса Преображения, по типу клетская, в которой имелось два придела – Рождества святого Иоанна Предтечи и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь же стояла вторая церковь, освященная во имя святых апостолов Петра и Павла. В трех кельях пустыни жили старицы. Земли во владении монастыря не было, инокини существовали только за счет подаяния и милостыни.

Возрождение Пелагеиной пустыни связано с именем Фёдора Акимовича Грибоедова – думного дьяка, члена комиссии по подготовке Соборного уложения 1649 г., автора апологетической «Истории о царях и великих князьях земли Русской». По завещанию Фёдора Грибоедова, его родственник Юрий Петрович Лопухин, являвшийся главой московских стрельцов, а позднее постриженик Нило-Столобенской пустыни, в 1680-х гг. на собственные средства построил в обители деревянную церковь. В 1694 г. началось возведение второй деревянной церкви.

Церковь в камне

В 1756 г. на месте деревянной церкви началось возведение каменного соборного храма. Сначала была устроена трапезная, освященная в 1758 г., затем построена сама церковь. В ходе проводившейся в 1760-е гг. монастырской реформы Пелагеина пустынь была упразднена. Церковь достраивали после упразднения обители по указу Екатерины II в 1767 г. Насельницы пустыни перешли в Знаменский монастырь Осташкова. В 1770 г. Спасо-Преображенская церковь была обращена в приходскую. Колокольня возведена позднее, в середине XIX в.

В 1901 г. служили: священник Колосов Николай (43 года, в служении с 1880 г., произведен в священника в 1884 г., являлся законоучителем начальной школы), псаломщик Петропавловский Петр (67 лет, псаломщиком с 1853 г.). Прихожан в деревнях Горбове, Заболотье, Килищах, Кропивне, Крутце, Раминье – 180 дворов (508 мужчин и 495 женщин). 

В 1914 г. место священника было вакантно. псаломщиком-диаконом был Соколов Константин (37 лет, на службе с 1903 г., в Преображенской церкви с 1906 г.). Прихожан в деревнях Горбово, Заболотье, Калище, Крапивня, Крутец, Раменье – 674 мужчины и 679 женщин.

В советское время храм закрыли. Некоторое время в его стенах размещалась машинно-тракторная станция. До наших дней здание сохранилось почти в первозданном виде, в 1970 г. была проведена его реставрация. С 1986 г. в нем действует музей природы Верхневолжья.

Архитектура

Церковь Спаса Преображения в Рогоже выстроена по типу «восьмерик на двусветном четверике».  Восьмерик с шатровой кровлей увенчан торжественным нарядным пятиглавием. С востока к основному объему примыкает граненая апсида, с запада – трапезная с колокольней. 

В декоре храма развитые барочные формы сочетаются с «узорочьем» XVII века. Декоративные элементы выполнены с большим мастерством. Объемы подчеркнуты спаренными пилястрами и украшены филенками. Наличники окон, вырубленные из кирпича, не повторяются. Благодаря рельефному, почти скульптурному, декору создается удивительная игра светотени на фасадах. Убранство дополнено живописными крыльцами с северной и южной сторон. Храм был покрыт тесовой кровлей, луковичные главы – чешуйчатым осиновым лемехом.

Двухъярусная колокольня XIX в. имеет более спокойные формы и уравновешивает праздничное великолепие храма.