Показать регионы

Церковь Воскресения Христова (Торжок)

Воскресенская церковь – трёхпрестольный каменный храм в Торжке, построен в 1779 г. на месте более древнего храма.
История храма    

Церковь Воскресения Христова на возвышенном берегу реки Тверцы, вблизи Борисоглебского мужского монастыря, является одной из самых старинных церквей в Торжке. Первый Воскресенский храм был построен здесь, предположительно, в XVI веке. В писцовых книгах Потапа Нарбекова (1625 год) описан Воскресенский храм с приделом «Иоанна Златоустаго, строение мирское...». Источник указывает, что прежде на её месте была деревянная Воскресенская церковь, но она была сожжена во время литовского разорения.

Ныне существующий каменный храм строился с 1771 по 1779 гг. по благословению епископа Тверского Арсения 3-го. В храме три престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова (храмовое празднество совершалось в неделю апостола Фомы). В трапезной приделы освящены в честь Иоанна Златоуста (левый) и Смоленской Божией Матери (правый).

В 1901 г. в церкви Воскресения Христова служили: священник Смирнов Димитрий Григорьевич (54 года, в служении с 1867 г., священником с 1875 г., награжден наперстным крестом в 1899 г.), псаломщик Голубев Иван (в должности с 1900 г.), церковный староста мещанин Ананьин Иван Петрович (в должности с 1899 г). В 1901 г. в приходе было 74 двора, прихожан – 188 мужчин и 213 женщин.

В 1914 г. в храме служили: священник Пенкин Петр (33 года, на службе с 1903 г., в Воскресенской церкви с 1909 г.), псаломщик-диакон Долгоруков Иоанн (31 год, на службе с 1910 г., в Воскресенской церкви с 1911 г.). Прихожан – 139 мужчин, 169 женщин.

В 1930 г. церковь закрыли для богослужений.

Церковные святыни

В церковной библиотеке раньше хранили подлинную жалованную грамоту государя Михаила Федоровича от 1620 г. В церкви было много древних икон. Главной святыней считалась местночтимая Коневская чудотворная икона Пресвятой Богородицы (ок. 70 X 43 см) в сребропозлащенной ризе. Особенностью изображения данной иконы было то, что Спаситель держит в левой руке двух голубей на красном (пурпурном) шнурке, из-за этого икона стала более известной под названием Голубинской или Голубиной. Эту икону пожертвовал в Воскресенскую церковь прихожан Михаил Головин (до 1808 г.), но где и когда он ее приобрел, неизвестно. Считается, что икона прославилась чудотворными свойствами с 1842 г.

Известны и другие иконы, которые имелись в храме. В главном алтаре на горнем месте находилась икона Нерукотворного образа Спасителя высотой 1,2 м, упомянутая П. Нарбековым (1625). В южном приделе, с правой стороны от царских врат находилась икона Воскресение Христово (Сошествие во ад) высотой 1,15 м, риза на ней серебряная позлащенная. В левом приделе Иоанна Златоуста, по правую сторону царских врат располагалась икона святого Иоанна Златоуста иконописная (высотой 1,15 м) в серебряной позлащенной ризе; по её краям 16 изображений на темы из жизни святителя. В иконостасе левого придела Иоанна Златоуста – икона св. великомученицы Екатерины (высота 88 см) без ризы, в центре иконы изображена Екатерина, молящаяся пред Христом, восседающим на облаках. Позади её изображен воин, вынимающий из ножен меч, а перед ней коленопреклоненные волхвы. Поля иконы сопровождают 16 изображений из жизни св. великомученицы Екатерины. В Воскресенской церкви находилась икона Новоторжского чудотворца Ефрема (высотой 1,05 м), написанная в 1752 г. служителем Новоторжского Борисоглебского монастыря Иваном Михайловым и пожертвованная храму посадским человеком Андреем Гребенкиным.

Из других церковных реликвий заслуживают внимание следующие. Старинный деревянный напрестольный восьмиконечный крест, обложенный красной вызолоченной медью с вложенными в него 17 частицами мощей святых, чьи имена указаны на исподней стороне креста. Напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1657 г. и пожертвованное Воскресенской церкви архимандритом Троице-Сергиевой лавры Иоасафом 24 февраля 1660 г. Постная триодь в двух книгах, изданная в Москве в 1656 г., время дарения и имя жертвователя неизвестны. Среди церковной утвари можно выделить богослужебные оловянные сосуды (дискос, два потира и блюдце).