Показать регионы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Садыково)

Каменная трехпрестольная церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Садыково построена в 1875 г. по типовому проекту К. Тона.
Успенская церковь расположена на юго-восточной границе деревни. В 1767–1773 гг. по заказу владельца этих земель секунд-майора А. Ф. Аксакова был построен деревянный Успенский храм рядом с еще более древней церковью, тоже Успения, которая вскоре была разобрана.

Дошедшее до нас каменное здание церкви было возведено на средства прихожан в период 1860–1875 гг., за основу был взят один из образцовых проектов Константина Тона. Деревянный храм сгорел в 1861 году. Строительство велось крестьянином Балахнинского уезда Нижегородской губернии А. А. Блиновым. В тот же период, предположительно, были выстроены ограда вокруг погоста со Святыми воротами и башнями и столб-часовня, вероятно, установленная на месте прежней деревянной церкви. Западный притвор, скорее всего, пристроен к колокольне в начале XX века. Все постройки храмового комплекса кирпичные и оштукатуренные, за исключением неоштукатуренного столба-часовни. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Садыково служит примером хорошо сохранившегося сельского комплекса, характерного для периода эклектики.

Большая часть росписей интерьера утрачена в конце XX века. В храме были написаны композиции Новозаветной Троицы и Небесного воинства на своде восьмерика, изображения евангелистов на парусах, на западной стене четверика присутствовала композиция «Проповедь Христа в храме». В росписи апсиды были композиции – «Поклонение Распятию» в конхе, изображение Христа на троне в центральной нише, композиция «Снятие с креста» между окнами. В трапезной – Отечество и Небесное воинство (центральный свод), «Сошествие Святого Духа» (восточная стена северного придела).

Территория храмового комплекса занята кладбищем и имеет форму неправильного шестиугольника, вытянутого в направлении с севера на юг. Вдоль ее западной, самой длинной стороны идет сельская улица. По периметру кладбище обнесено оградой, в углах которой установлены четыре одинаковые башни. В средней части территории кладбища стоит столб-часовня. Святые ворота выходят на сельскую улицу. Церковь Успения расположена в южной части кладбища, она господствует в комплексе и во всем окружающем ландшафте.

Продольно-осевая композиция храма Успения Пресвятой Богородицы включает в себя одноглавую церковь с полукруглой апсидой, прямоугольную трапезную с двумя приделами (Сергия Радонежского и Николая Чудотворца) и трехъярусную колокольню с примыкающим с запада деревянным притвором каркасной конструкции. Четверик храма вытянут по поперечной оси, на него поставлен широкий восьмерик-барабан, имеющий более узкие диагональные грани, который раньше завершала массивная маковичная глава. С востока к храму примыкает полукруглая апсида, с запада – трапезная под двускатной кровлей, равная по ширине четверику церкви. К трапезной примыкает трехъярусная колокольня, на которой сохранилась маковичная глава. Стройная композиция колокольни составлена из нижнего яруса-четверика с боковыми пристройками и двух верхних восьмигранных ярусов с более узкими диагональными сторонами. Фасады четверика церкви подчеркнуты высокими арочными проемами с увенчанными треугольными фронтонами порталами, над которыми расположены круглые ниши. Фасады на всю ширину завершены декоративными щипцами. На боковых арочных окнах – рамочные наличники. Апсида и трапезная имеют такие же окна. Венчающие антаблементы храма, трапезной и апсиды отличаются упрощенным характером. Нижний ярус колокольни имеет прямоугольные нишки по сторонам от круглого окна, второй ярус имеет арочные проемы звона и декорирован пилястрами и вертикальными нишами, третий ярус украшают крупные килевидные кокошники.

Внутри храм имеет четко выделенные три пространства. Просторное и более высокое основное помещение перекрывает сомкнутый восьмидольный свод. Восьмерик опирается на пристенные пилоны с подпружными арками. Более узкие и низкие боковые компартименты завершаются коробовыми сводами, на торцах усложнены арочными нишами-конхами. Апсида, широко открытая в храм, перекрыта конхой. В трапезной крестовые своды поддерживаются четырьмя крещатыми столбами с подпружными арками между ними и стенами. В интерьере сохранились фрагменты масляной настенной живописи конца XIX века в духе академизма. На гранях восьмерика – изображения фигур апостолов, южная стена четверика расписана композициями «Богоявление» и «Нагорная проповедь», на подпружных арках – орнамент «плетенка». Между окнами апсиды уцелела композиция «Поцелуй Иуды».

Ограда Успенской церкви имеет выразительную и оригинальную форму, она состоит из увенчанных гранеными маковичными железными главками квадратных столбиков и прясел, прорезанных арочными проемами с решетками. Прясла с внешней стороны расчленены лопатками, а поверх проходит зубчатый фриз. Столбики с обеих сторон декорированы филенчатыми нишами.

Башни – двухъярусные, снаружи восьмигранные, внутри круглые. Нижние ярусы имеют вход со стороны кладбища, вторые ярусы прорезаны узкими прямоугольными окнами и завершены шатровой кровлей, увенчанной невысоким шпилем.

Святые ворота представляют собой переброшенную между двумя прямоугольными пилонами полуциркульную арку. Пилоны завершены полукруглыми кокошниками, с наружной стороны обработаны парами пилястр, прорезаны проемами калиток, имеющими лучковые перемычки (с южной стороны проем ложный). В проемах калитки и ворот сохранились кованые ажурные решетки.

Столб-часовня представляет собой квадратный в плане объем, обработанный со всех сторон нишами в два яруса. В нижние ниши помещены накладные крещатые доски, вместо двух верхних ниш выложены рельефные кресты.