Показать регионы

Донской монастырь

Контактная информация

+7 (495) 952-14-81
+7 (495) 954-40-24
Донской ставропигиальный мужской монастырь – один из самых известных и особо почитаемых русских монастырей. Основанный в конце XVI столетия за пределами Москвы, в настоящее время расположен в юго-восточной части ее исторического центра. Памятник русского церковного зодчества, охраняемый государством.
Святой образ Божьей Матери с самого времени крещения Руси благоговейно почитался православной церковью. Небесное заступничество Богородицы не единожды спасало русские города от неприятеля и всяческих других бед. С одним из чудотворных образов Божьей Матери, подаренным московскому князю Дмитрию Донскому предположительно еще в 1380 году, была одержана победа над полчищами Мамая. Сражение вошло в историю как Куликовская битва, а икона Богородицы с тех пор получила название Донской. Именно этот чудотворный образ в 1591 году помог русичам одержать победу над крымско-татарской ордой, подступившей к Москве.

Предыстория основания обители

Предместье Москвы в самом конце XVI столетия стало ареной военных действий – крымский хан Газы II Герай со 150-тысячной ордой выступил в поход на Русь, намереваясь, как и его предшественники, захватить как можно больше невольников. Подойдя к Москве в июле 1591 года, крымско-татарское войско наткнулось на серьезное препятствие – мощное полевое укрепление (так называемый «гуляй-город»). В полковой церкви «гуляй-города» прп. Сергия Радонежского находилась Донская икона Божьей Матери. Перед подходом неприятеля у чудотворного образа был совершен молебен и крестный ход вокруг городских стен, и Приснодева Мария вновь защитила русскую землю от поругания. Воодушевленные близостью святого лика русичи бесстрашно дрались с врагами, после чего хан в панике бежал с поля боя, успев увести лишь незначительную часть своего разгромленного войска.

Начало существования Донского монастыря

После славной победы над врагом государь Федор I Иоаннович, лично молившийся перед Донской иконой Богоматери об избавлении царства от иноплеменников, повелел устроить на месте полковой Сергиевской церкви православную обитель, дабы увековечить память о чудесном заступничестве Пресвятой Богородицы.

В том же 1591 году началось возведение небольшого каменного одноглавого собора, в который после завершения строительства в 1593 году поместили святыню – список Донской иконы Божьей Матери. К сожалению, почти никаких сведений об убранстве первого монастырского храма не сохранилось, только известно, что его интерьер был оформлен с большой пышностью и роскошью. После возведения большего по размеру собора первый храм обители стал называться Малым или Старым собором. Так его называют и сейчас, а по своей архитектуре он напоминает скорее обычную приходскую церковь XVI столетия с квадратным в плане бесстолпным основанием, со шлемовидной главой (в старину), в настоящее время – луковичной главкой на высоком барабане и несколькими рядами фигурных кокошников. Считается, что спроектировал и выстроил первый монастырский храм «государев мастер» – талантливый русский архитектор XVI столетия Федор Савельевич Конь, хотя никаких документально подтвержденных сведений этого нет.

Вместе с храмом в монастыре появились деревянные кельи монахов, сам он был обнесен бревенчатой оградой, став еще одной обителью-крепостью, наряду с Новодевичьим, Симоновым и Свято-Даниловым монастырями защищавшей подступы к стольному граду с юга.

Начало существования Донской обители пришлось на сложный период в истории России. Спустя пять лет после возведения и освящения первого храма монастыря умер его устроитель – последний царь из рода Рюриковичей Федор Иоаннович и Русское царство накрыла Смута. Донской монастырь, являвшийся собственностью государя, в то непростое время безвластия был полностью заброшен, о его благоустройстве заботилась малочисленная братия. Обитель подверглась разграблению польскими захватчиками, наводнившими Русь в период Смуты, после чего долгих два с лишним десятилетия монастырь пребывал в запустении.

Монастырь в XVII столетии

Все изменилось с восхождением на престол первого представителя династии Романовых – государя Михаила Федоровича, который помимо богатых пожертвований включил Донскую обитель в маршрут государевых богомолий, а в 1622 году передал в дар монастырю минеи (сборники с напечатанными в них по календарному принципу Житиями святых).

Продолжил заботы о благоустройстве монастыря и государь Алексей Михайлович, одаривая его иконами, богослужебными книгами, церковной утварью и посещая обитель в дни государевых богомолий и в дни трагических событий в жизни государства – набегов крымских татар и войны с Речью Посполитой. В 1649 году установился обычай ежегодного крестного хода в Донской монастырь, и, хотя государи не обходили его своим вниманием, все же монастырь был достаточно беден по сравнению с другими московскими обителями тех лет. Поэтому в 1650 году его приписали к Андреевской обители, вернув самостоятельность в управлении и настоятельство игуменам только в 1678 году.

Благосостояние Донской обители стало постепенно улучшаться. Этому немало способствовало то, что к Донскому монастырю стали приписывать другие православные обители. Так, в конце XVII столетия в ведении Донского монастыря оказались обители Калужской епархии: Свято-Успенская Шаровская, Жиздринская Троицкая и Свято-Тихонова пустынь.

В это же время в Донской обители началось каменное строительство, ведь с самого года ее основания единственным каменным строением был Малый собор Донской иконы Божьей Матери. К нему в 1678 году пристроили приделы вмч. Феодора Стратилата, прп. Сергия Радонежского и трапезную, а спустя год выстроили шатровую колокольню. Значение монастыря возрастало, и в 1683 году его настоятелям был присвоен сан архимандритов.

Продолжалось возведение новых каменных зданий. Так, в 1684 году распоряжением царевны Екатерины Алексеевны (старшей сестры государя Петра I) при настоятельстве архимандрита Никона в обители началось возведение нового соборного храма, финансирование которого производилось из царской казны. Спустя три года собор был выстроен до самых глав, но в связи с очередной Крымской кампанией работы приостановили, и лишь в августе 1698 года митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым) новый храм, как и первый, был торжественно освящен в честь Донской иконы Богородицы. Величественный собор получил название Большого или Нового, и в настоящее время является главным храмом монастыря.

На рубеже XVII–XVIII столетий территорию Донской обители окружили каменными стенами с двенадцатью башнями, увенчанными декоративными колоннами, строившимися без малого 25 лет и перекликающимися своим видом с ограждением Новодевичьего монастыря. Для входа в Донскую обитель были устроены Северные и Западные врата, а с восточной стороны обширную территорию занял некрополь, спустя всего лишь столетие ставший главным местом упокоения дворянской элиты и купечества.

Расцвет обители в XVIII столетии

К началу XVIII столетия Донской монастырь считался одной из самых богатых московских обителей, уступая по количеству земельных угодий и числу крестьянских дворов лишь Симонову Успенскому монастырю.

В 1724 году в связи с учреждением при Андреевском монастыре заведения для содержания подкидышей и беспризорников, иноки, послушники и все имущество монастыря были переведены в Донскую обитель. Спустя двадцать лет, в 1745 году Донской обители присвоили наивысший статус ставропигиального монастыря, сохранившийся до наших дней. Именно независимость от епархиальной власти спасла обитель от больших потрясений в период секуляризационной реформы государыни Екатерины II. Хотя монастырь и лишился многих своих владений в 1764 году, пережил церковную реформу он довольно спокойно.

В течение всего XVIII столетия в Донской обители продолжалось возведение новых каменных строений, вошедших в живописный архитектурный комплекс, без значительных изменений сохранившийся до наших дней.

В самом начале века, в 1713 году южную часть монастыря украсил небольшой шатровый храм во имя святого Евфимия Великого, выстроенный на богатые пожертвования стольника И. И. Дурново. Рядом с ним выстроили каменные больничные кельи. Спустя столетие здание храма, несмотря на неоднократно проводившиеся ремонтные работы, изветшало, поэтому его разобрали и в 1805–1809 годах на средства княгини А. А. Голицыной возвели вновь как церковь-усыпальницу князей Голицыных. Выполняя пожелание княгини, новый храм освятили во имя Архангела Михаила – небесного покровителя рода Голицыных.

В 1713–1714 годах над Северными вратами возвели храм-колокольню Тихвинской иконы Божьей Матери, а в 1730–1753 годах над Западными вратами выстроили нарядную звонницу, в первом ярусе которой устроили храм во имя св. пророка Захария и святой праведной Елизаветы. Кстати, в настоящее время надвратная Тихвинская церковь действует, в ней несколько раз в год служатся божественные литургии, а Западные врата с живописной колокольней являются главным входом в Донскую обитель.

В 1754–1758 годах на территории обители появился корпус братских келий (перестроен в 1891 году) и Настоятельский корпус (1745–1750 года). Корпус иноческих келий отделил центральную часть обители от монастырского двора, на территории которого в середине XVIII столетия появились и другие постройки: настоятельская кухня, казначейский корпус, квасоварня, конюшни, каретник, кельи над погребами у Северных и палаты у Западных ворот, и прочие здания для хозяйственных нужд.

На самом рубеже XVIII–XIX столетий, в 1796–1798 годах вблизи Большого собора по желанию и на средства графа Н. А. Зубова была возведена и освящена во имя прп. Александра Свирского небольшая церковь-ротонда, ставшая усыпальницей отца графа – сенатора А. Н. Зубова.

К концу XVIII века обитель преобразилась не только внешне, но и возросло ее значение как одного из духовных центров России. Еще в 1747 году по указу государыни Елизаветы Петровны из Заиконоспасской обители в Донской монастырь перевели Славяно-Греко-Латинскую Академию – первое высшее учебное заведение, устроив квартиры для преподавателей в бывших кельях над погребами и кельях казначейского корпуса. Вполне закономерно, что в годы правления государя Павла I одно из зданий монастыря было отдано духовному цензурному комитету, созданному в Москве в 1799 году.

Судьба Донского монастыря, как и судьба всех православных обителей России, полна своими светлыми моментами и горечью скорбных дней. Одним из тяжелых периодов стала для монастыря последняя четверть XVIII века, черными буквами вписавшая сентябрь 1771 года в летопись Донской обители. Тогда разъяренной и обезумевшей от страха из-за чумы толпой у стен монастыря был зверски убит архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский), распорядившийся на время эпидемии смертоносной заразы для ее нераспространения убрать Боголюбскую икону Божьей Матери, к которой чернь прикладывалась в надежде на чудо спасения.

Судьба обители в XIX–XX столетиях

Еще один тяжелый период в истории монастыря пришелся на начало XIX столетия. В годы наполеоновского нашествия пострадали многие московские обители и храмы. Не стал исключением и Донской монастырь, хотя ему досталось значительно меньше, чем другим святым местам. Французы разграбили иконостасы, ризницу, уничтожили церковные архивы, но жечь обитель не стали, лишь разобрали на дрова деревянные перегородки и полы в корпусе братских келий.

После бегства Наполеона монастырь приводили в порядок до 1820 года: поруганные неприятелем храмы вновь освятили, для Донской иконы Богородицы взамен похищенного французами сделали новый серебряный оклад, и жизнь в обители потекла своим неспешным ходом. Государи и знатные вельможи, как и прежде, приходили на богомолья, иноки и послушники вели полную молитв и трудов жизнь, неся различные послушания, паломники спешили помолиться у чудотворного Донского образа. Прогулки по аллеям чудесных монастырских плодовых садов приносили умиротворение и покой.

Была в обители и своя иконописная палата, в которой послушники обучались иконописи, а изографы выполняли на заказ работы. Добавляло торжественности великолепному убранству монастырских храмов мелодичное пение хоров, принимавших участие в богослужениях и всегда пользовавшихся популярностью у прихожан и благосклонностью государя и его приближенных.

Первая половина столетия ознаменовалась для монастыря не только грустными событиями. В 1835 году в его стенах было основано Духовное училище, разместившееся в двухэтажном здании у Западных ворот, ранее занимаемом духовным цензурным комитетом. Существовало училище вплоть до 1917 года, и прихожане часто приходили на исторические и богословские чтения, проводимые епископом Иаковом (Кротковым), управлявшим обителью в 1884–1885 годах.

Два десятилетия (с 1898 по 1918 года) проживал в монастыре на покое епископ Антоний (Флоренсов) – духовник богослова, ученого и философа Павла Флоренского, считавшийся москвичами великим праведником и подвижником. Преставился преосвященный Антоний в 1918 году, и проститься с ним пришло около миллиона человек.

Начиная с 1917 года – переломного момента в истории России, когда рухнул многовековой монархический строй, началось массовое закрытие храмов и монастырей, ссылка и расстрелы священнослужителей. Донской монастырь стал одним из многих в скорбном списке православных святынь, подлежащих забвению. Формально обитель закрыли в 1918 году, но фактически иноческая жизнь продолжалась в ней до конца 1920-х годов.

Стены Донской обители в 1922 году стали тюрьмой для Патриарха Московского и Всея Руси Тихона (Беллавина), ютившегося в двух тесных кельях казначейского корпуса. Именно из обители руководил паствой опальный Патриарх, подвергаясь частому психологическому давлению (допросы, переводы в тюрьму, клинику), до своего преставления в 1925 году. Похоронили Патриарха в подклети Малого собора, скрыв место погребения от непосвященных. В 1989 году Патриарх Тихон был канонизирован, а чудесное обретение его мощей произошло при проведении ремонтных работ в Малом соборе в 1992 году. И в настоящее время мощи новомученика Тихона покоятся в раке в Большом соборе Донской обители, являясь одной из ее главных святынь.

Несколько лет здания монастыря использовались большевиками под различные организации – антирелигиозный музей искусств, клуб, курсы пчеловодов, трудовую колонию для детей, а в 1927 году на территории некрополя в храме прп. Серафима Саровского устроили первый советский крематорий.

Благодаря тому, что в 1934 году открыли музей Академии архитектуры Советского Союза, комплекс монастыря был спасен. Реставраторы начали не только кропотливо восстанавливать постепенно разрушавшиеся здания обители, но и свозить на ее территорию фрагменты некоторых снесенных московских храмов. Так, сегодня можно увидеть уникальные мраморные горельефы разрушенного храма Христа Спасителя, расположенные у восточной части монастырской стены.

Несмотря на массовую атеистическую пропаганду советского периода, богослужебная жизнь возобновилась в Малом соборе Донского монастыря в 1946 году. С тех пор в установленной в Малом соборе мироваренной печи происходит приготовление мира, после рассылаемого по всем российским епархиям.

Возрождение обители

Возрождение обители началось в 1991 году. Тогда решением исполнительного комитета Моссовета в ведение РПЦ были переданы ее храмы. После многолетнего перерыва в том же году торжественно освятили Большой Донской собор и возродилась монашеская жизнь.

Постепенно реставрируются храмы обители и возводятся новые: в 1997 году в обители появилась церковь во имя святителя Тихона, Патриарха Московского с нижним храмом св. кн. Вячеслава Чешского и восстановлена надкладезная часовня; в 2000 году – церковь вмч. Георгия Победоносца; в 2006 году – храм св. князя Александра Невского.

В 2010 году создана паломническая служба, занимающаяся проведением экскурсий по храмам и некрополю обители и православный лекторий, значимость которого очень велика, ведь занятия проводят известные богословы и преподаватели Московской духовной академии. Помогают Донской обители и казаки, трудящиеся в ней по решению Совета казачьих атаманов России – каждый месяц чередующиеся отряды из десяти человек несут паломническое служение, благоустраивая территорию, контролируя правопорядок и знакомясь с практикой богослужений.

В настоящее время о духовной жизни иноков и хозяйственных делах заботится наместник обители игумен Парамон (Голубка). Действует воскресная школа, работают реставрационная и иконописная мастерские, курсы золотого шитья, в арке под колокольней располагаются книжная и иконная лавки.