Показать регионы

Дворец Марли (Петергоф)

Дворец «Марли» – один из малых дворцов Петергофа, выстроенный в стиле «барокко» в начале XVIII столетия для комфортного времяпрепровождения членов императорского семейства. Центральный композиционный элемент западной части Нижнего парка, в настоящее время являющийся частью дворцово-паркового ансамбля «Петергоф» и имеющий статус объекта культурного наследия РФ. 
В 1717 году император Пётр I во время своего визита во Францию был очарован дворцово-парковым комплексом короля Людовика XIV «Марли-ле-Руа», расположенным вблизи Парижа и состоящим из регулярного парка с каналом и несколькими симметрично расположенными по обе его стороны павильонами, самый большой из которых являлся частными апартаментами французского монарха.

К тому времени активно благоустраивалась загородная резиденция Петра I в Петергофе и по возвращении в Россию государь приказал выстроить в западной части Нижнего парка небольшой изящный дворец. И если возведённый к тому времени Большой Петергофский дворец (в годы Петра I называвшийся «Верхними палатами») выполнял парадную функцию, то небольшой дворец-павильон «Марли» (по аналогии с французским приватным королевским дворцом) должен был стать скрытым от многочисленных глаз личным дворцом членов императорского семейства и их ближайшего окружения.

Составить проект павильона и прилегающей к нему части парка Пётр I поручил немецкому архитектору Иоганну Браунштейну, который немедленно приступил к его выполнению. К 1720 году проект, в который архитектор включил одноэтажное здание дворца, пруды с рыбой, обсаженные деревьями аллеи, сад с плодовыми кустами и фруктовыми деревьями, был готов и одобрен императором. Такое композиционное решение – тесное переплетение хозяйственного и декоративного стилей в дворцово-парковом зодчестве – оказалось единственным подобием загородной резиденции французских монархов. 

В том же, 1720 году, начались работы по устройству прудов, а уже в мае 1721 года строители принялись за возведение дворца, восточный фасад которого обратили к Секторальному, а главный (западный) – к Большому пруду. В течении двух лет русские и иностранные мастера – каменщики Яков Неупокоев и Антуан Кардасье, французский скульптор и резчик по дереву Николя Пино, столярных дел мастер Жан Мишель, а также бригады штукатуров, паркетчиков, лепщиков создавали императорские палаты. 

Хотя первоначально в проекте дворец именовался «Малыми приморскими палатами», название «Марли» документально закрепилось за ним уже в середине XVIII столетия и с тех пор больше не менялось. 

Дворец, задумывавшийся изначально одноэтажным, к этапу подведения под крышу по указу Петра I был надстроен вторым этажом (на фоне Большого пруда, к которому был обращён главный фасад дворца, он выглядел довольно низким и пропорционально несоразмерным пруду), поэтому появление второго этажа не только значительно увеличило здание, но и придало всему строению органическую завершённость.

Выстроенный у западной границы Нижнего парка Марлинский дворец стал не просто его украшением, но и важным композиционным элементом в общей планировке всего паркового ансамбля благодаря пересекающим парк с запада на восток трём главным аллеям – Берёзовой, Малибанской и Марлинской. Эти аллеи, лучами сходящиеся к восточному берегу Большого пруда, связали дворец «Марли» с другими сооружениями дворцово-паркового комплекса. 

Внешне довольно скромное белоснежное двухэтажное здание под красночерепичной шатровой кровлей ничуть не проигрывало своим более пышным архитектурным собратьям. Его простая отделка рустованными пилястрами углов и простенков между окнами придала зданию изящность, а фигурный междуэтажный карниз, выходящий на Большой пруд балкон с ажурной решёткой, обрамлённые прямоугольными наличниками и застеклённые в мелкую клетку двери и окна – неповторимую изысканность. 

Внутренняя планировка дворца оказалась новаторской для тех лет. Привычную анфиладную систему залов архитектор И. Браунштейн заменил коридорной, при которой все комнаты примкнули к центральной оси коридоров. Первый этаж отвели под Буфетную, Кухню, Дежурную, Спальню, выполнявший функцию парадного зала Передний зал и Чинаровый кабинет императора. На втором этаже, соединённом с первым лестницей с ажурными перилами, устроили Гардеробную, Туалетную, Столовую, Библиотеку, Дубовый кабинет и Гостиную с примкнувшей к ней Малой угловой комнатой. 

В Большом пруду разводили рыбу для царского стола, а Секторальный, расчленённый мостиками на четыре строго геометрических сектора, использовали для содержания привозной рыбы. Стоит отметить, что в настоящее время первоначальная функция прудов восстановлена – в них запущены ценные породы рыб (осётр и форель), и каждый желающий за определённую плату может половить рыбу. 

Традиция проживания в Марлинском дворце членов императорского семейства и их ближайшего окружения сохранялась вплоть до 1917 года, и даже после придания дворцу в 1760-х годах мемориального характера (там хранились личные вещи – одежда, посуда, картины) в нём в разное время гостили наследники престола и послы зарубежных государств. 

Тогда же, в середине XVIII столетия, благоустроили придворцовую территорию – на берегу залива насыпали 10-метровый в высоту земляной вал, укрепив его со стороны моря булыжником, а с южной стороны возвели подпорную кирпичную стенку с 75 нишами, в которых летом устанавливались шпалерные плодовые деревья (вишни, сливы, яблони). Между валом и прудами разбили фруктовый сад и устроили теплицы и оранжереи. 

К концу XIX века по стенам дворца пошли трещины, поэтому в 1899 году его полностью разобрали и установили на новый фундамент, сохранив все пропорции и детали декора здания. 

После 1917 года дворцово-парковый комплекс Петергофа был национализирован и в Марлинском дворце разместились экспозиции историко-бытового музея. В начале Великой Отечественной войны музейным работникам удалось вывезти и переправить в тыл почти все экспонаты. В само же здание дворца оккупировавшие в 1941 году Петергоф немцы заложили мину замедленного действия, взорвавшуюся и значительно повредившую строение. 

Уже в 1954–1955 годах фасады и интерьеры дворца были восстановлены, в 1963 году очищен от ила Большой пруд и укреплены железобетонными, облицованными гранитом сваями его внутренние стенки, а в 1982 году дворец вновь открыли для посетителей как музей. Среди находящихся в нём уникальных экспонатов особый интерес представляют морская шинель Петра I, личная посуда, книги и собранная лично императором коллекция живописи. 

Информация для посетителей

Дворец-музей «Марли» находится в западной части Нижнего парка, поэтому для его посещения необходимо купить билет в сам парк и, выйдя на одну из аллей (Берёзовую, Марлинскую или Малибанскую), идти по ней до Большого пруда, за которым и находится Марлинский дворец. 

Двери дворца-музея «Марли» открыты для посетителей в летний период ежедневно с 10.30 до 18.00 часов (понедельник – выходной), кассы работают до 17.00 часов. 

Для желающих за определённую плату половить рыбу в прудах Марлинского ансамбля предусмотрены бесплатные снасти, наживка и при необходимости – помощь инструктора. Оплачивается только пойманная рыба на вес, которую при желании приготовят в ближайшем ресторане, расположенном на территории Нижнего парка.