Показать регионы

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе

Церковь Георгия Победоносца – действующий православный храм Московской епархии, одновременно являющийся и Патриаршим подворьем, не только важный композиционный элемент архитектурного ансамбля Парка Победы на Поклонной горе и одна из его достопримечательностей, но и символ победы русского воинства над неприятелем.
Из истории строительства храма

Святой великомученик Георгий Победоносец на протяжении многих столетий почитается Русской Православной Церковью как покровитель воинов и землепашцев. Именем его освящено множество выстроенных в разные века храмов, расположенных в больших городах и малых селениях страны. А со времен князя Дмитрия Донского св. Георгий считается покровителем столицы России, и самое известное его изображение в виде всадника на коне, поражающего змия копьем, и сейчас украшает герб Российской Федерации, а в самой столице есть несколько церквей с престолами Георгия Победоносца.

В конце минувшего столетия новый Георгиевский храм, выстроенный на территории мемориального комплекса «Парк Победы», расположенного в Западном административном округе Москвы, стал украшением Поклонной горы. Глубоко символично, что именно в Парке Победы, символизирующем победу советского народа над фашизмом, 9 мая 1994 года после торжественного молебна в основание новой церкви Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был заложен первый камень. А уже через год, 6 мая 1995 года, в день памяти св. Георгия Победоносца и в честь 50-летнего юбилея Победы Патриархом Алексием II был совершен чин торжественного освящения храма.

Выстроенный в русском стиле с некоторыми элементами модернизма, Георгиевский храм стал одной из достопримечательностей комплекса. Проект здания храма составил известный советский архитектор Анатолий Полянский, автор главного объекта Парка Победы – Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. К сожалению, свое детище скончавшийся в 1993 году зодчий не увидел, но его интересное решение сделало храм уникальным памятником симбиоза двух архитектурных стилей, без ущерба для себя дополняющих друг друга, что выразилось, наряду с соблюдением канонов возведения православных храмов, в отсутствии присущих русскому стилю мелких декоративных украшений и чрезмерной укрупненностью и лаконичностью деталей, характерных для модернизма.

Стройность и устремленность вверх придают храму высокие остекленные прясла четверика с арочными членениями и полукруглыми закомарами, изящная, почти во всю высоту восточного прясла стены апсида и прорезанный узкими окнами барабан, декорированный в верхней части и увенчанный луковичной главой с крестом. Уникальной особенностью внешнего оформления храма является отсутствие угловых закомар, обилие современных конструкций, выделяющих и подчеркивающих основной объем, а также бронзовые барельефы, украсившие фасады и мозаичные иконы, оформившие звонницу.

Над созданием барельефов работал известный скульптор Зураб Церетели, расположивший на северном фасаде храма скульптурное изображение Богоматери «Знамение», на западном – Георгия Победоносца, а на южном – Спаса Нерукотворного. Дополняет барельефы мозаичная композиция «Деисус», выложенная художником-монументалистом Евгением Ключаревым на западном фасаде звонницы.

Внутреннее убранство храма сверкает великолепием. Трехъярусный иконостас, выполненный на художественно-производственном предприятии «Софрино», украшают 48 больших и малых икон, созданных талантливым изографом Александром Чашкиным. Большое паникадило, иконы с лампадами, хоругви с изображениями святых довершают общую картину.

Спустя восемь лет после возведения храма стены и своды украсила роспись, в сюжетах которой, помимо традиционных, отражены святые образы Новомучеников Российских. В северном крыле храма художники написали образы невинно убиенных членов семьи Николая II и священномучеников, в южном – мучеников первых столетий христианства, в центре – воинов, защищавших не только веру, но и Отечество, в западном – изображения Дмитрия Донского, Александра Невского, Ильи Муромца, Федора Ушакова и других воинов.

Строительство храма стало возможным благодаря выделенным из бюджета Москвы средствам, а самое деятельное участие в процессе его возведения и благоустройства принимал Юрий Лужков, занимавший в те годы пост мера города. Именно Ю. Лужков, совершивший в 1997 году деловую поездку в Иерусалим, встретился там с Патриархом Диодором, который передал в дар Москве частичку мощей св. великомученика Георгия, в ноябре 1998 года перенесенную в Георгиевский храм и с тех пор хранящуюся у алтаря в раке под резной позолоченной сенью.

Несмотря на то, что Георгиевский храм существует относительно недолго, у него уже появились свои традиции. В нем ежедневно служатся благодарственные молебны и поминаются погибшие на полях сражений воины, а также принимают присягу воспитанники и кадеты московских военных училищ и военнослужащие.

На территории мемориального музея Отечественной войны 1812 года «Кутузовская изба» в Филях есть действующий храм-часовня Архистратига Михаила, приписанный к церкви Георгия Победоносца. Действует при церкви воскресная школа для детей, а настоятель церкви протоиерей Серафим Недосекин с прихожанами духовно опекаются воспитанниками психоневрологического интерната.