Показать регионы

Иверская часовня

Возведенная в конце XVII столетия для чудотворного списка Иверской иконы Божьей Матери Иверская часовня, на протяжении трех столетий неоднократно перестраиваемая, в настоящее время является Патриаршим подворьем и приписана к храму Богоявления Господня бывшей Богоявленской мужской обители.
Возле самых красивых ворот КремляВоскресенских, находится небольшая часовенка, в которой хранится чудотворный список с Иверской иконы Божьей Матери – одна из самых чтимых святынь Москвы. К Вратарнице-Заступнице, как называют икону москвичи, ежедневно нескончаемым потоком устремляются верующие и туристы, чтобы помолиться у чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Чудотворный список Иверской иконы

Точный список с Иверской иконы Божьей Матери, чудесным образом обретенной в Греции, ставшей главной святыней Иверской Афонской мужской обители и прославившейся многими чудесами, по просьбе будущего Патриарха Московского Никона в октябре 1648 года прислали в дар Москве иноки Иверского монастыря на Афоне. Существует предание, что Никон просил подарить Москве саму икону Пресвятой Богородицы, но иноки не решились отдать ее, поэтому сделали точный список, предварительно окропив святой водой кипарисовую доску и краски, предназначенные для будущего списка. Малейшая деталь иконы, даже ранка на ланите Приснодевы Марии была выполнена с такой точностью, что список ничем не отличался от оригинала.

С крестным ходом и молебном список Иверской иконы торжественно перенесли в Никольский мужской монастырь, а в 1656 году, украсив ризой из драгоценных камней, передали в устроенный Патриархом Никоном Валдайский Иверский мужской монастырь. Для древней столицы иноками Валдайской обители в малейших деталях был выполнен новый список, хотя, по некоторым данным, в Москве остался именно первый, афонский список.

К прославившейся чудотворениями Иверской иконе прикладывались не только государи, но и простой люд, прося ее защиты и помощи в мирских делах. Чудотворная сила Иверской иконы была настолько велика, что образовалась традиция возить ее по домам для совершения молебнов. Каждый уважающий себя горожанин считал своим долгом хотя бы раз в жизни принять в доме святой образ. Его возили по ночам в карете, запряженной четверкой лошадей, при свете факелов, а кучера, сидевшие на козлах, ехали с непокрытыми головами, лишь в сильный мороз обвязывая головы платками. Этот красивый и торжественный ритуал сохранялся до начала XX столетия.
Для совершения молебнов на дому со списка была сделана точная копия, также почитавшаяся чудотворной. Отличались списки друг от друга только тем, что, хотя на обоих и были драгоценные ризы, один из них сиял золотым окладом и короной из драгоценных камней. Этот образ при нашествии Наполеона временно был отправлен в Муром, но вскоре возвратился в столицу.

В настоящее время один из списков находится в Воскресенском храме в Сокольниках, второй – в Николаевском храме в Кузнецах.

Судьба Иверской часовни от XVII столетия…

По указу государя Алексея Михайловича в 1669 году у Воскресенских ворот был устроен небольшой деревянный навес для чудотворного списка Иверской иконы, возле которого останавливались для молебна цари, прославившие себя подвигами воины и жители Москвы.

При реконструкции ворот в 1680 году для святого образа выстроили деревянную часовню, приписав ее к Николо-Перервинской обители.

В 1737 году в Москве произошел большой пожар, огнем были уничтожены многие постройки, в том числе и деревянная Иверская часовня. В том же году ее отстроили заново, после чего она вновь реконструировалась (за ветхостью) в 1746 году.

В 1791 году обветшавшую деревянную часовню разобрали и вновь возвели в камне. Автором проекта стал известный зодчий екатерининской эпохи Матвей Казаков, перестраивавший в тот период в палладианском стиле центр столицы.

Спустя десять лет, в 1801 году часовню немного видоизменил итальянский декоратор и архитектор Пьетро Гонзаго, оббив ее снаружи жестью, украсив медными колоннами с капителями, гирляндами, голубой купол – восьмиконечными звездами и позолоченной фигурой ангела с крестом. Хотя в часовне одновременно могло находиться не более 50 человек, ее очень чтили не только православные христиане, но и католики, сектанты, лютеране и даже не принадлежащие ни к одной из конфессий люди.

В 1812 году вступившие в Москву французы разрушили часовню, но, к счастью, ее быстро восстановили, вернув из Мурома увезенный на время оккупации святой образ. С тех пор, в память об изгнании Наполеона из Москвы, ежегодно, вплоть до революции 1917 года, совершался крестный ход, во время которого из Кремля шествие направлялось в Иверскую часовню, откуда святой образ торжественно выносился и совершался обход с ним вокруг стен Кремля.

О часовне и чудотворной Иверской иконе слагали стихи, прославляли ее в своих произведениях Лев Толстой, Иван Шмелев, Иван Бунин, Осип Мандельштам. А великая поэтесса Марина Цветаева называла икону «червонным Иверским сердцем».

В начале XX столетия, после прихода к власти атеистически настроенных большевиков, для Иверской часовни наступила черная полоса. В апреле 1918 года ее ограбили, пропали многие ценные дары. Закрыли и Николо-Перервинскую обитель, иноки которой служили в Иверской часовне, а в 1922 году в результате начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей из часовни вывезли всю утварь, оклады, ризы, богослужебные книги и сосуды. Из иконостаса исчезли иконы в драгоценных окладах, включая и сам чудотворный список Иверской иконы. Принято считать, что этот список в настоящее время украшает левый клирос северного придела Воскресенского храма в Сокольниках.

Здание часовни передали обновленческой церкви, но уже в 1928 году руководитель по атеистической пропаганде ЦК Емельян Ярославский выступил с инициативой снести Иверскую часовню и Воскресенские ворота. Решение о сносе было принято. Часовню разрушили за одну июльскую ночь 1929 года, установив вскоре на ее месте символическую скульптуру рабочего, поднимающего левую руку в приветствии и сжимающего молот в правой, опущенной вниз руке.
После сноса в 1931 году Воскресенских ворот скульптура рабочего исчезла, и освободившийся от старинных святынь проезд назвали Историческим. Именно он служил местом, откуда военная техника заезжала на Красную площадь во время парадов.

… до наших дней

Прошло много десятилетий и постепенно Москва обустраивалась, но зиял пустотой Исторический проезд. В начале 1990-х годов, когда началось воссоздание исторического облика столицы, Московским Патриархом Алексием II после праздничного торжественного молебна в ноябре 1994 года был заложен камень в основание Иверской часовни и Воскресенских ворот. Благодаря автору проекта О. И. Журину, а также автору горельефов апостолов Петра и Павла, Архангела Михаила Ю. Ф. Иванову, которые с командой архитекторов и художников воссоздавали часовню, уже в октябре 1995 года она была торжественно освящена, и в ней установлен новый список Иверской иконы, с благословения игумена Афонской Иверской обители написанный специально для часовни иноком-иконописцем Лукой.

В настоящее время в часовне священниками московских храмов совершаются ежедневные молебны, и к ней, как и столетия назад, устремляются люди в надежде на помощь и защиту.