Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Боровск)

Благовещенский собор – православный храм первого благочиния Калужской епархии, строившийся на протяжении двух столетий, в настоящее время является действующим кафедральным собором Боровска. Этот памятник истории и церковного зодчества XVIII–XIX столетий с богатым событиями прошлым находится под охраной государства.
На правом берегу Протвы, в исторической части Боровска, в восточной части городской площади находится каменный пятиглавый кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы – самый древний на Калужской земле православный храм.

История собора в XVII–XIX столетиях

Дата возведения в дереве его предшественника датирована известным историком и краеведом Дмитрием Ивановичем Малининым, изучившим предания, XIV столетием. Сведений о его облике и убранстве того периода сохранилось очень мало. Например, согласно летописям 1685 года, Никольская церковь находилась в самой высокой точке городища, была деревянной, имела две главы, звонницу на столбах с перилами и тремя колоколами. В церкви хранились святыни – резная икона святителя Николая в полный рост, выполненная неизвестным мастером, иконы Воскресения Христова, Спаса Нерукотворного, святого Христова мученика Никиты. Священником служил Иван Григорьев, чей отец вместе с посадскими людьми немало способствовал благоустройству храма.

Спустя столетия Никольский храм изветшал, да и вся жизнь с городища постепенно переместилась в сторону городской площади. Поэтому в 1715 году белокаменный пятиглавый храм возвели на новом месте, освятив его во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане пожертвовали средства для обустройства нового храма, благодаря чему в нем появились иконы и церковная утварь. А уже в 1738 году Благовещенский храм получил статус собора, сохранившийся до наших дней.

Осенью 1812 года Благовещенский собор был разграблен и осквернен французами, а расположенная рядом и приписанная к нему небольшая деревянная церковь Николы Угодника и вовсе сожжена до основания. Наиболее ценные иконы и богослужебную утварь солдаты Наполеона вывезли, а все остальное сбросили в ров у Протвы. Именно там после бегства французов нашли прихожане старинную резную икону Николая Угодника, которую с крестным ходом и перенесли в Благовещенский собор.

Современный вид собора сложился после бегства Наполеона. Стараниями священника Симеона Зверева в 1819 году к собору пристроили двухпридельную трапезную и пятиярусную, увенчанную высоким тонким шпилем колокольню. Южный придел в том же 1819 году освятили в честь святителя Николая Чудотворца, а северный – в 1929 году в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Много сил приложили прихожане к обустройству собора. Благодаря усердию и пожертвованиям церковного старосты, купца Пахома Алексеевича Волокитина в 1842–1844 годах были расписаны трапезная и паперть, в храме и приделах устроены иконостасы, причем в самом храме появился новый пятиярусный, украшенный орнаментом растительных мотивов и позолоченными колоннами коринфского ордера иконостас.

На звонницу подняли десять колоколов, самый большой из которых весил немногим более 4 тонн, средний – 1,2 тонны, восемь небольших колоколов и 1,1-тонные часы, пожертвованные боровским купцом Александром Прокофьевичем Молчановым.

В мае 1857 года в городе вспыхнул большой пожар, вместе с другими строениями был сильно поврежден и Благовещенский собор. Выгорели его деревянные части – лестницы, перила, оконные рамы, брусья на звоннице, к которым крепились колокола, отчего часы и два самых больших колокола сорвались вниз, повредив своды паперти. Спасти удалось лишь иконы из иконостасов, да огонь пощадил жертвенники и престолы. Полностью сгорела небольшая деревянная часовня, располагавшаяся напротив собора и торговые лавки, являвшиеся его собственностью. Обгорели купол и лестницы приписанного к собору Спасо-Преображенского (Пятницкого) храма. Общий ущерб от пожара оказался равен 5 тысячам серебряных рублей.

В те годы причт собора состоял из протоиерея Евгения Черткова, священника Василия Казанского и диакона Александра Беляева, благодаря усилиям которых и на пожертвования прихожан храм вновь обустроили – обновили росписи, иконостасы, на звонницу подняли шесть колоколов, общий вес которых составил без малого 7,5 тонн. А также отстроили в камне торговые лавки, в одной из которых разместилась часовня во имя Николая Угодника.

К концу XIX столетия Благовещенский собор обрел свой торжественный облик. Над основным четвериком с высокими узкими окнами на тонких барабанах покоились луковичные главки с крестами, над звонницей, выполненной в классическом стиле с некоторыми элементами «барокко» тонкой струной устремился в небо ее шпиль, яркая стенопись на фасадах и внутреннее убранство с богатыми иконостасами, старинными иконами греческого письма дополнили общий торжественный вид соборного храма.

При соборе действовала библиотека с большим количеством книг богословской тематики, ежегодно ее фонд пополнялся журналами духовного содержания («Православный Собеседник», «Христианское чтение», «Церковный Вестник» и др.).

К 1916 году собору принадлежали 10 торговых лавок, сенокосные и пахотные угодья, погост близ храма, дома священнослужителей, выстроенные в разные годы на церковной земле. Помимо часовни Николая Чудотворца к собору были приписаны две церкви – св. равноапостольного князя Владимира и Успения Пресвятой Богородицы.

Приход состоял из 93 дворов со 220 прихожанами обоих полов вместе со старообрядцами и иноверцами. Были в приходе и свои учебные заведения: высшее начальное училище, женская школа и гимназия, мужское училище и школа для беженцев, в которых в общей сложности занимались 614 человек. Поскольку своих свободных зданий у собора не было, для занятий они арендовались за средства, вырученные от кружечных сборов, аренды церковных земель, капитала, положенного в банк на вечное поминовение.

Благовещенский собор в XX–XXI столетиях

Благовещенский собор – один из немногих православных храмов, чья судьба в послереволюционные годы начала XX столетия сложилась более счастливо, чем судьба многих и многих русских церквей. Хотя после 1917 года у собора конфисковали все земли, а в начале 1920-х годов изъяли большое количество ценностей, его не только не закрыли, но и присвоили ему статус памятника архитектуры и истории, взяв под охрану государства. Поэтому всю церковную утварь и уникальные старинные иконы из закрывающихся по всей губернии храмов свозили в Благовещенский собор. Так в соборе появились два деревянных резных образа святителя Николая Чудотворца, образ святой великомученицы Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского с покровом (XVII в.).

Перед самым началом Великой Отечественной войны собор закрыли, задрапировав черным полотном росписи на фасадах. В октябре 1941 года Боровск оккупировали немцы, а уже зимой бургомистр города распорядился вновь открыть собор для богослужений. Снятые с соборной звонницы еще в 1930-е годы колокола заменили другими, для чего на выделенном для этой цели грузовике оккупанты объехали близлежащие деревни, изымая чудом уцелевшие колокола из сельских храмов. Водруженные немцами колокола провисели на соборной звоннице до начала XXI столетия, после чего их заменили новыми.

Во время артиллерийского обстрела сильно пострадала соборная колокольня – снаряд попал во второй ярус звонницы, лишь чудом не разорвавшись. Отступая, немцы надругались над святынями храма – выбросили на улицу иконы и богослужебные книги, обезобразили старинные, XVII столетия фелони, одна из которых лишилась более половины жемчужного оплечья.

С послевоенных лет и до настоящего времени в соборе проходят ремонтно-реставрационные работы. Восстанавливаются фасады и внутреннее убранство храма, реставрируются иконы, киоты, иконостасы, облачения. В 2008–2009 годах в первоначальном виде были восстановлены четверик и алтарь собора, в 2009 году верхний ярус звонницы с четырех сторон украсили часы с мелодичным звоном.

При соборе работают мастерские лицевого и церковного шитья, в которых реставрируются старинные и создаются новые, в русских православных традициях, церковные облачения, утварь, иконы, оклады.

Благовещенский собор Боровска является кафедральным храмом Калужской и Боровской епархии. С 1997 года сан настоятеля собора занимает протоиерей Димитрий Орлов.

Святыни собора

В Благовещенском кафедральном соборе хранятся святыни Боровска – старинный деревянный резной образ святителя Николая Чудотворца в полный рост, в правой руке держащего меч, в левой – модель храма. На протяжении столетий этот образ всячески украшался. Так, в 1813–1814 годах для образа были изготовлены киот и митра, в 1843 году его облачили в парчовую ризу и епитрахиль, а чуть позднее на пожертвования супруги полковника Мурыкина на плечи святителя Николая возложили длинную кованую серебряную с крестами ленту. Общий вес украшений составлял 13 килограмм, к сожалению, в советский период все они были утеряны.

Богат собор и другими святынями – храмовой иконой Божьей Матери «Казанская», святым образом Пафнутия, Боровского Чудотворца, резными деревянными образами святого Николая Чудотворца, именуемого «Николой Зарайским», и святой великомученицы Параскевы Пятницы (XVII в.), иконой-мощевиком, в которой хранятся частички Креста и Гроба Господня, а также частички мощей 16-ти святых.