Показать регионы

Кафедральный собор Спаса Нерукотворного Образа (Бежецк)

Кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного Образа в Бежецке сооружена на рубеже XIX–XX вв. С 2011 г. имеет статус кафедрального собора.
История

Комплекс зданий в западной части кладбища выстроен в формах эклектики. От ворот ограды короткая дорожка ведет к храму, замыкающему перспективу Пушкинского переулка. 

Краснокирпичное здание церкви построено в 1895 г. по инициативе протоиерея Иоанна Преображенского на месте обветшавшего деревянного кладбищенского храма, сооруженного в 1795 г. Несколько позже была построена трапезная, а отдельно стоящая трёхъярусная колокольня возведена в 1902–1903 гг. (не сохранилась). В тот же период рядом построили здания церковно-приходской школы (основана в 1890 г.), богадельни и просфорной, примыкающие к западной стороне церковной ограды. В 1910–1911 гг. вместо прежней трапезной сооружена ныне существующая с притвором. По сторонам храма расположены небольшие часовни. 

Церковь имеет пять престолов: в честь Спаса Нерукотворного Образа (главный); в честь святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, Феодосия Черниговского и Серафима Саровского (левый придел); в честь Черниговской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского (правый придел); в честь Всех святых (правый придел в трапезной); в честь Обретения главы Иоанна Предтечи, Иоанна Новгородского и великомученика Пантелеимона (левый придел в трапезной).

В 1930-х гг. Спасскую церковь закрыли, но уже в 1940-х гг. она был снова открыта и с тех пор службы в ней никогда не прекращались. В период гонений все престолы были нарушены, из-под них извлечены святые мощи, возникла путаница с почитанием означенных праздников (в некоторых антиминсах указаны не все святые, в честь которых были освящены престолы). 

В 1998 г. при храме возобновлена деятельность воскресной церковно-приходской школы, существовавшей еще в начале XX века.

28 декабря 2011 г. образована самостоятельная Бежецкая и Весьегонская епархия в составе Тверской митрополии, кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного Образа получила статус кафедрального собора епархии, при котором разместились Епархиальное управление и канцелярия Бежецкого благочиния. Спасо-кладбищенский храм открыт каждый день с утра до позднего вечера, ежедневно совершаются богослужения.

Архитектура

Компактная симметричная группа культовых построек имеет живописный пространственный силуэт. Её оттеняет будничный облик сооружений на западной границе кладбища. 

Архитектура Спасской церкви восходит к типовым проектам Константина Тона, разработанным в 1830-е гг. в русско-византийском стиле. Прямоугольный в плане основной объем храма, увенчанный пятиглавием, вытянут с севера на юг, с востока к нему примыкает трапециевидная в плане алтарная апсида. Равная храму по площади трапезная имеет скругленные углы и несколько главок над карнизами. Двухъярусный квадратный в плане западный притвор завершен двумя ярусами кокошников в основании четырехскатной кровли с чешуйчатой главкой. Декор фасадов разнообразен. Наряду с элементами декора, присущими периоду эклектики (килевидные кокошники, ширинки, поребрик, перспективные архивольты порталов, опоясанные колонки с кубоватой капителью), декор представлен наклонной пилой, косыми рельефными крестами в стойках высоких наличников, треугольными капителями.

В интерьере храма четыре массивных пилона переходят в трапециевидные паруса, удерживающие купол, завершенный главой на световом барабане. За пилонами – южный и северный притворы, перекрытые четвертными сводами, и угловые ячейки, перекрытые крестовыми сводами. Алтарная апсида перекрыта граненой конхой с длинными распалубками. Трапезная разделена арками, перекинутыми со столбов, на восемь ячеек с циркульными и парусными сводами. В церкви сохранились клеевая роспись и некрашеный резной иконостас, выполненный в русском стиле.

Часовни, расположенные по сторонам храма, завершены, как и западный притвор, шатром с главкой. От церкви их отличает контраст лицевой кирпичной кладки и беленых рельефных частей, а также другие элементы декора. Более крупная часовня на стыке граней украшена короткими опоясанными полуколонками, карниз меньшей часовни опирается на аркатуру. Одноэтажная деревянная просфорная имеет нейтральный вид. В результате переделок пилоны ворот были испорчены и обезличены.