Показать регионы

Казанский собор (Красная площадь)

Контактная информация

+7 (495) 698-18-31
+7 (495) 698-27-26
Один из самых красивых соборов Москвы, расположенный на углу Красной площади и улицы Никольской рядом с монетным двором. Православный храм Иверского благочиния Московской епархии, отстроенный заново в конце XX века на месте древнего собора II четверти XVII столетия.
История обретения Казанской иконы Божьей Матери

Почитание Казанской иконы на Руси началось в конце XVI столетия. Предшествовало этому покорение татарской Казани в октябре 1552 года, благодаря которому свет православия стал распространяться на присоединенные к Московскому царству земли волжских магометан. Трудно находило дорогу к душам язычников и мусульман Евангельское слово. Видя тщетные попытки проповедников обратить в православную веру татарский народ, помощь им в этом богоугодном начинании оказала сама Богородица, явившая свою чудотворную икону. Согласно древнему преданию, сделала она это с помощью маленькой девятилетней девочки Матроны – дочери царского стрельца Даниила Онучина, которой неоднократно являлась во сне и указывала место, где под развалинами одного из домов был спрятан чудотворный образ.

Матрона с матерью рассказали об этом священнику Ермолаю, ставшему впоследствии патриархом Московским Гермогеном, и 8 июля 1579 года икона была обретена. С крестным ходом, возглавляемым архиепископом Казанским Иеремией чудотворный образ был торжественно перенесен в первый православный храм, построенный в завоеванной Казани – Благовещенский собор. Во время прохождения процессии мимо двух слепых – Иосифа и Никиты – они чудесным образом исцелились от своего недуга.

С чудотворной иконы сняли список и вместе с изложением деталей обретения святого образа и описанием случаев исцеления возле него отправили в 1579 году в Москву Иоанну Грозному. По велению царя в Казани был возведен храм в честь Казанской иконы, и чудотворный лик занял в храме самое почетное место.

Спустя некоторое время Казанская икона стала одной из главных русских православных святынь – Путеводительницей и Заступницей в трудах праведных и Помощницей в делах ратных. В скором времени после обретения иконы казачий атаман Ермак совершил свой легендарный поход за Уральские горы, в результате чего к русскому царству была присоединена Сибирь. Святой образ Богородицы Казанской вел русских землепроходцев все дальше и дальше на восток осваивать новые земли и приобщать к православной вере окрестные народы. Расширялись границы царства Московского, укреплялись и богатели города русские. Но в начале XVII столетия пришла на Русь беда – Смутное время, когда иноземные захватчики – поляки, шведы и литовцы, как коршуны, слетелись на ослабленное голодом и политической нестабильностью царство. Тогда с новой силой проявилось заступничество Богородицы, и русичи одержали победу над врагом, надругавшимся над Отчизной.

История возведения храма

С 1605 по 1612 год в русских городах хозяйничали интервенты. Патриарх Московский Гермоген, свидетель обретения Казанской иконы Богородицы в 1552 году, призвал русский народ встать на защиту государства и освободить его от иноземных захватчиков. Призыв Гермогена услышали нижегородцы, и, создав второе народное ополчение под началом земского старосты К. Минина и князя Д. Пожарского, осенью 1612 года двинулись походом на Москву. Путь ополченцев пролегал через Ярославль, куда из Казани по велению патриарха Гермогена для поднятия духа ратников была доставлена чудотворная икона. Моля Божью Матерь о небесном заступничестве и незримой помощи, возле ее иконы перед сражением за Китай-город отслужили молебен, и 22 октября 1612 года эта часть древней Москвы была освобождена, а 26 октября последние польские отряды, занявшие Кремль, сдались на милость победителей.

В благодарность о заступничестве и помощи Божьей Матери в войне с поляками, опираясь на сведения из «Исторического путеводителя по Москве» 1796 года, князь Д. М. Пожарский на свои средства возвел в 1625 году деревянную церковь, освященную впоследствии в честь Казанской иконы Божьей Матери. Чудотворный образ, сопровождавший ополченцев в их освободительном походе на Москву, в присутствии царя Михаила Федоровича Романова и огромного количества людей с крестным ходом был торжественно внесен в новый храм.

Деревянная церковь сгорела в 1634 году, а уже в следующем году по велению царя Михаила Федоровича на месте старого храма московские мастера Наум Петров и Семен Глебов, а по другим источникам – Абросим Максимов, возвели каменный храм. Осенью 1636 года патриарх Иоасаф освятил его во имя Казанской иконы Богородицы. Через год к храму пристроили северный придел во имя епископа Иерапольского Аверкия, в день памяти которого – 22 октября был освобожден в 1612 году от поляков Китай-город. Спустя одиннадцать лет, в годы правления Алексея Михайловича к Казанской церкви пристроили южный придел во имя казанских святителей – чудотворцев Гурия (епископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского), на церемонии освящения которого 3 октября 1647 года присутствовал самодержец и его ближайшее окружение. С северо-западной стороны возле Казанского храма возвели шатровую колокольню.

Несмотря на довольно небольшие размеры Казанского храма, его настоятели всегда занимали видные места среди представителей московского духовенства. В Казанском храме в середине XVII столетия служили бунтари-старообрядцы – протопоп Аввакум (Петров) и архимандрит Григорий (Неронов), воспротивившиеся церковной реформе патриарха Никона, что послужило поводом для раскола русской православной церкви на старообрядцев и никонианцев. Именно в Казанский храм прислал патриарх Никон свою первую грамоту о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное, оттуда же оба ревнителя старой веры – Аввакум и Григорий были отправлены в ссылку.

Почитание Казанской иконы к началу XVIII столетия было так велико, что император Петр I, основав в 1703 году Санкт-Петербург и перенеся туда столицу государства Российского, возвел в городе на Неве Казанский собор, еще красивее и величественнее московского, установив в новом храме список чудотворной Казанской иконы.

Свой внешний облик Казанский собор менял несколько раз. В 1760-х годах за ветхостью был разобран южный придел святителей Варсонофия и Гурия; в начале 1802 года по указанию митрополита Московского Платона (Левшина) старая шатровая колокольня была разобрана и в 1805 году возведена двухъярусная, чуть далее от прежней.

В 1755 году богослужения в Казанском соборе посещали преподаватели и студенты только что открытого Московского университета, который вначале не имел своей домовой церкви. К слову, торжественный молебен по случаю открытия университета отслужили именно в Казанском соборе.

В октябре 1812 года, когда в Москве хозяйничали французы, Казанский собор не избежал печальной участи московских храмов – разграбления и поругания святынь. Верхом вандализма стало изъятие из алтаря Казанского собора престола, на место которого французские оккупанты втащили мертвую лошадь. Только благодаря протоиерею Иоанну Машкову, успевшему спрятать Казанскую икону, чудотворный образ сохранился.

XX век принес новые потрясения, ставшие роковыми для древнего Казанского собора. В середине 1920-х годов богослужения в храме еще продолжались, на средства прихожан архитектор и реставратор Петр Барановский даже начал масштабную реставрацию памятника русского зодчества, воссоздав внешнюю отделку стен и кокошники. Но у руководства молодого советского государства было свое видение исторического центра Москвы – Красной площади, в интерьер которого Казанский собор не вписывался. И в начале 1930-х годов его решено было снести. Архитектор П. Барановский, трепетно относившийся к уникальным памятникам древнерусского зодчества, занялся обмерами собора и северного придела. В 1928 году снесли колокольню, в 1936 году такая же участь постигла старинный храм, а его место занял выстроенный в честь III Интернационала павильон.

Возрожденный храм

Как начало XX столетия стало тяжелым временем для русской православной церкви, так конец XX века стал временем возрождения духовности и веры. В 1980-х годах москвичи внесли предложение восстановить в первоначальном виде древний Казанский собор. В июне 1990 года исполнительный комитет Московского городского совета принял постановление о восстановлении собора и сразу начался сбор пожертвований. В день празднования Казанской иконы Божьей Матери – 4 ноября 1990 года, патриарх Московский Алексий II, совершивший Божественную Литургию в кремлевском Успенском соборе, вместе с огромным количеством прихожан крестным ходом отправился к месту будущего храма и освятил закладной камень и крест, поставленный на месте строительства. Работами по возведению собора руководил ученик архитектора П. Барановского Олег Игоревич Журин, который благодаря обмерам учителя смог в первоначальном виде воссоздать внешний облик православной святыни. Средства на возведение Казанского собора, кроме собранных пожертвований, выделило правительство Москвы. Ровно через три года – 4 ноября 1993 года патриарх Алексий II освятил воссозданный храм, передав ему Казанскую икону Божьей Матери, расположенную сейчас в местном ряду главного иконостаса. Расписали собор в 1996 году художники из Брянска и Палеха, строго придерживаясь тем росписей, найденных историком Сергеем Смирновым.

В настоящее время Казанский собор – действующий православный храм Москвы, богослужения в котором проходят ежедневно, а причт собора состоит из шести священнослужителей. Главный престол – в честь Казанской иконы Богородицы, северный придел – во имя святителей Гурия (епископа Казанского) и Варсонофия (епископа Тверского). Самая чтимая святыня – Казанская икона Божьей Матери, ковчег с мощами святых и икона Богородицы «Воспитание».