Показать регионы

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Один из красивейших православных храмов северной столицы, возведённый в начале XIX века в центральной части Невского проспекта. Кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии, являющийся храмом русской воинской славы и имеющий статус объекта культурного наследия народов России.
В самом центре Санкт-Петербурга находится один из самых больших православных храмов города – величественный Казанский собор, давший название не только площади, на которой стоит, но и одному из островов и каналов в дельте Невы, улице и мосту, соединяющему между собой два острова северной столицы. Его необычный архитектурный облик, так мало схожий с русскими культовыми постройками благодаря монументальной колоннаде, распахнутой навстречу Невскому проспекту, стал не просто украшением центральной части города на Неве, но и одной из его главных достопримечательностей.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Святочтимый образ Казанской иконы Божьей Матери, явленный в Казани ещё в XVI столетии и известный многими чудотворениями, со временем был распространён списками по многим городам Руси. Один из таких чудотворных списков находился при князе Дмитрии Пожарском в 1612 году во время изгнания им из Москвы польских захватчиков. После победы над врагом и воцарения на российском престоле династии Романовых чудотворный образ сначала хранился в приходском Введенском храме Пожарских, а затем в специально для него выстроенном Казанском соборе.

До 1710 года список не покидал Москву, но император Пётр I повелел доставить его в свою новую столицу – Санкт-Петербург, что и было неукоснительно исполнено. Местом хранения списка Казанской иконы стала небольшая часовенка на Петербургской стороне, где святой образ и находился более двадцати лет, пока в 1733 году императрица Анна Иоанновна, племянница государя Петра Великого, не повелела выстроить специально для него на Невском проспекте церковь.

По проекту русского зодчего Михаила Земцова, взявшего за образец архитектурный облик Петропавловского собора, за три с небольшим года в стиле «барокко» был возведён каменный храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы в июне 1737 года. Накануне освящения с крестным ходом в церковь был перенесён чудотворный список Казанской иконы, поэтому Рождественскую церковь часто называли и Казанским собором. Первый соборный храм представлял собой в плане прямоугольное, вытянутое вдоль Невского проспекта здание с высокими окнами, обрамлёнными фигурными наличниками, массивным восьмигранным барабаном с куполом и возвышающейся над входом многоярусной колокольней, увенчанной тонким шпилем и крестом на яблочке. Внутреннее убранство не уступало по пышности внешнему облику храма – щедро одаренный государями храм сверкал украшенными драгоценными камнями окладами икон, вызолоченным иконостасом, серебряными и золотыми сосудами для лампад, дорогой церковной утварью.

Нарядное здание Рождественской церкви стало не только местом хранения Казанской иконы Богородицы, но и придворным храмом Романовых, в котором помимо ежедневных литургий совершались архиерейские богослужения, торжественные молебны по случаю побед над неприятелем, заключению мира, а также обряды венчания венценосных особ. Так, в 1739 году в Рождественской церкви принцесса Анна Леопольдовна (в будущем – мать императора Ивана VI) была обвенчана с герцогом Антоном Ульрихом Брауншвейгским, в 1745 году в храме венчался великий князь Пётр Фёдорович (будущий государь Пётр III). А в 1773 году у алтаря Рождественской церкви стоял и цесаревич Павел – будущий император Павел I Петрович.

Об исключительном значении Рождественского храма для царствующего дома Романовых свидетельствует множество фактов. Именно в его стенах в июне 1762 года Синод и Сенат присягнули на верность пришедшей к власти в результате государственного переворота императрице Екатерине II, а позднее в храме были отслужены благодарственные молебны по случаю окончания русско-турецкой войны (1774 год) и блистательной победы Александра Суворова над турками при Фокшанах (1789 год).

К концу XVIII столетия Рождественская церковь, хотя и содержалась в надлежащем порядке, всё же обветшала, да и на Невском проспекте помимо великолепных пышных дворцов вельмож появились и храмы других конфессий – католический костёл и армянский храм, освящённые во имя Святой Екатерины. Рождественская церковь уступала новым постройкам в нарядности, поэтому до начала XIX века несколько раз поднимался вопрос о её реконструкции и благоукрашении, но дальше разработки проектов нового соборного храма, в которой приняли участие архитекторы Семён Волков, Николай Львов и Джакомо Кваренги, дело не пошло.

О новом храме, должном затмить своим парадным обликом все ближайшие постройки, думал и наследник престола – великий князь Павел Петрович. Отправившийся в 1781 году инкогнито в путешествие по Европе цесаревич с супругой посетил и «вечный город» – Рим, оставивший в его душе неизгладимое впечатление. Особенно поразил наследника престола собор Святого Петра с великолепной колоннадой, поэтому спустя всего три года после восшествия на престол Павел I в 1799 году отдал указание о возведении на месте Рождественского храма нового собора и пожелание об освящении его в честь Казанской иконы Божьей Матери – родовой святыни Романовых.

Конкурс на лучший проект и строительство собора

В объявленном конкурсе на лучший проект нового соборного храма приняли участие известные зодчие тех лет – Чарльз Камерон, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, но ни один из проектов императора, желавшего увидеть в оформлении нового собора колоннаду, подобную римской, не впечатлил, лишь отдалённое сходство с оригиналом в Риме присутствовало в проекте мастера строгого классицизма Чарльза Камерона, и именно на его проекте остановил свой выбор государь.

Но уже в ноябре 1800 года самодержец неожиданно для всех отдал предпочтение проекту практически никому до тех пор не известного русского архитектора и художника Андрея Никифоровича Воронихина. Проект этого зодчего представил государю Павлу I граф Александр Сергеевич Строганов – президент императорской Академии художеств. Талантливый архитектор, незадолго до этого получивший звание академика «перспективной живописи» и преподававший в Академии художеств, ранее был крепостным графа, и именно вельможа рассмотрел в юноше талант и отправил его учиться в Москву, дав ему после обучения вольную. А. Н. Воронихин смог учесть все пожелания самодержца, поэтому включённая в проект храма колоннада органично вписалась в окружающий ландшафт и объединила ансамбль собора с общим архитектурным обликом Невского проспекта.

После утверждения проекта была создана комиссия по надзору за строительством храма, председателем попечительского совета которой стал граф Александр Воронцов, членами – генерал-прокурор Пётр Обольянинов (фаворит государя) и действительный статский советник и вице-президент Академии художеств Пётр Чекалевский, ответственность за возведение храма была возложена на автора проекта Андрея Воронихина, а контроль за соблюдением архитектурных тонкостей – на именитого зодчего Ивана Старова.

Согласно составленной расходной смете на возведение грандиозного собора было выделено из казны без малого три миллиона рублей и принято комиссией обязательство о возведении собора за три года.

Сразу после составления сметы начались работы по подготовке места под фундамент, после чего планировалась торжественная закладка храма. Однако внезапная кончина императора Павла I (в марте 1801 года он был убит заговорщиками), отодвинула возведение собора, казалось, надолго. Но его преемник и сын – государь Александр I полностью поддерживал замыслы отца, поэтому начал своё царствование с торжественной закладки Казанского собора, которая состоялась в августе 1801 года в присутствии вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, великих князей и вельмож.

На строительство Казанского собора впервые в истории русского зодчества не были приглашены зарубежные мастера и не использовались заграничные материалы. Все работы, начиная с закладки фундамента, возведения здания храма и его украшения были выполнены русскими архитекторами, каменщиками, художниками. Камень для стен храма и его облицовки добывался в каменоломнях недалеко от Гатчины – деревне Пудость, из-за чего получил название пудостского камня, мрамор для колонн и отделки интерьеров – в Выборгской и Олонецкой губерниях, гранит для облицовки цоколя здания – около Пютерлакса.

Наряду с возведением самого храма шла кропотливая и трудоёмкая работа по выломке, доставке, обработке и установке на положенные места гранитных колонн для наружной колоннады. Более трёхсот крестьян из Санкт-Петербургской, Вологодской и Ярославской губерний трудились на каменоломнях вблизи Выборга, выламывая нужные куски гранита из скал, и после придания им нужной формы, загружали на корабли, доставлявшие прошедшие первоначальную обработку камни в мастерскую на Конюшенной улице, где им придавали завершённый вид колонн.

Отведённые на возведение собора три года прошли, но слишком обширным был фронт работ, да и внешнеполитическая ситуация в империи (Россия в начале XIX столетия находилась в постоянном состоянии войны) не способствовала быстрому завершению строительства. К тому же в процессе работ выяснилось, что выделенных первоначально денег не хватит, поэтому правительству пришлось выпускать новые ассигнации и выделять для этих целей ещё более 1,3 миллиона рублей. Всего же на строительство и отделку собора было потрачено 4,7 миллиона рублей.

Спустя без малого десять лет после закладки храма работы по его возведению и украшению были завершены, и в сентябре 1811 года чин его освящения в присутствии монаршего семейства и придворных был совершён митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым). Главный престол, как планировал ещё государь Павел I, освятили в честь Казанской иконы Божьей Матери, а боковые приделы – во имя прп. Антония и Феодосия Печерских (северный) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (южный). Для главной святыни собора – Казанской иконы Божьей Матери – ко дню освящения храма была изготовлена из золота и драгоценных камней (алмазов, бриллиантов, рубинов, сапфиров, кораллов, изумрудов) риза.

Для устроенной в колоннаде собора колокольни были отлиты колокола, самый большой из которых носил название праздничного, был украшен изображением Казанской Божьей Матери и весил более 4 тонн, второй назывался полиелейным и весил чуть больше 2 тонн, третий – повседневным, весом без малого 1 тонна, также на колокольню был поднят колокол, отлитый ещё в 1734 году для первой Рождественской церкви по указу государыни Анны Иоанновны.

За воплощение в жизнь грандиозного замысла А. Воронихин был награждён орденом Святой Анны II степени и получил пожизненную пенсию. А после смерти зодчего в 1814 году над его могилой, находящейся на Лазаревском кладбище, установили надгробье с изображением Казанского собора.

Спустя некоторое время была разобрана вошедшая в ансамбль нового собора Рождественская церковь, а сам собор долгое время неофициально именовался кафедральным храмом Санкт-Петербурга, и лишь в 1858 году после освящения собора святого Исаакия Далматского этот статус официально закрепился за новым храмом.

В 1812 году с западной стороны от собора появилась чугунная решётка – уникальнейшее произведение чугунного литья. Созданная по эскизу А. Воронихина 153-метровая решётка, выполненная с филигранной чёткостью и тончайшей изысканностью, представляет собой настоящее произведение искусства. Между её покоящимися на массивном основании фигурными столбами с каннелюрами расположены ромбы с кружевными рисунками, а верх решётки оформлен фризом с растительным орнаментом. Уникальная решётка сохранилась до наших дней и является частью ансамбля Казанского собора.

Судьба собора в XIX–XX столетиях

Судьба собора с первых дней тесно переплелась с судьбой империи, а он сам стал не только духовным центром северной столицы, но и памятником побед русского воинства. Во время Отечественной войны 1812 года перед святым образом Казанской Божьей Матери молился о победе над неприятелем фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, а по мере изгнания французов за пределы России в собор свозили знамёна и штандарты наполеоновских полков, а также ключи от французских крепостей, взятых русским воинством. Всего на стенах собора были развешены 107 знамён и штандартов и 97 ключей. Именно в Казанском соборе впервые был отслужен благодарственный молебен об избавлении Отечества от неприятеля.

Собор стал местом последнего упокоения великого полководца М. И. Кутузова – в июне 1813 года его с почестями погребли в северо-восточной части храма, а над могилой возвели бронзовую ограду, установили Смоленскую икону Божьей Матери и укрепили герб Светлейшего князя Смоленского. Мемориальное значение Казанского собора как памятника побед русского воинства в 1837 году было подчёркнуто установленными у боковых порталов собора скульптурами полководцев – М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли.

В 1825 году был учреждён приход собора, охвативший территорию между Екатерининским каналом и Ново-Михайловской улицей, а также между Красным, Каменным, Конюшенным и Полицейским мостами города и насчитывающий несколько тысяч прихожан. В конце XIX столетия усердием священнослужителей собора поочерёдно были открыты дневной приют для бедных (1871 год), богадельня для беспомощных и престарелых женщин (1881 год), бесплатная столовая для бедных, увечных и учащихся детского приюта (1892 год), Дом трудолюбия для нуждающихся женщин (1896 год).

Благоукрашение собора продолжалось и при следующих государях, поэтому к началу XX столетия собор не только дважды ремонтировался, но и его ризница пополнилась многими дарами государей и вельмож, особенно ценными из которых были – Евангелие в серебряном окладе (дар императрицы Елизаветы Петровны), золотой потир, украшенный драгоценными камнями (дар государыни Марии Фёдоровны), крест из лазурита (дар государя Александра III), дарохранительница на главный престол, дискос и потир из уральского камня с орнаментом из платины (вклад графа А. С. Строганова).

Не уменьшилось значение храма и для царствующей династии Романовых – в самые ответственные моменты правления самодержцы обязательно молились в Казанском соборе (кстати, только в этом храме Петербурга находилось царское место), там же служились заказанные воспитанниками закрытых учебных заведений молебны и совершались хиротонии, наиболее памятными из которых стали рукоположения в сан епископов Амвросия (Орнатского), Игнатия (Брянчанинова) и Макария (Булгакова).

В разные годы собор посещали выдающиеся люди своего времени – русский поэт Пётр Андреевич Вяземский и русский писатель, философ и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский. В 1825 году в соборе отпевали русского генерала, одного из предводителей русской армии во время Отечественной войны 1812 года, графа Михаила Андреевича Милорадовича (на службе присутствовал сам император Николай I), а в 1893 году – великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Среди множества торжественных молебнов, совершённых в Казанском соборе с самого дня его освящения, исключительным по пышности и нарядности стал молебен к 300-летию правящего дома Романовых, отслуженный в 1913 году и ознаменовавшийся, помимо великолепия службы и присутствия на торжествах царственных особ, огромным скоплением людей, отчего в соборе произошла трагедия – 34 человека были насмерть задавлены толпой.

В 1917 году сменились многовековые устои империи – на смену абсолютной монархии пришла диктатура пролетариата, и нетерпимость новых руководителей страны к недавнему прошлому России вылилась в узаконенные гонения на церковь и её служителей. Но ещё до того, как Казанский собор был закрыт, в январе 1921 года митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) был освящён во имя патриарха Московского Гермогена «пещерный» придел храма. А уже в 1922 году в рамках кампании по изъятию из православных храмов ценностей, всё имущество собора было реквизировано – с икон были варварски сорваны драгоценные оклады и ризы, изъята серебряная и золотая церковная утварь, богослужебные книги и облачения священников. Часть икон передали Государственному русскому музею, а главную святыню – список чудотворной Казанской иконы – после неоднократных передач поместили в соборе святого благоверного князя Владимира на Петроградской стороне.

В том же 1922 году Казанский собор был передан лояльному к новой власти церковному течению «обновленцев», а после закрытия Исаакиевского собора в 1928 году Казанскому храму присвоили статус кафедрального собора Ленинградской обновленческой епархии. В этом статусе собор существовал до января 1932 года, после чего его всё-таки закрыли, и уже в ноябре того же года в здании храма открылся Музей истории религии и атеизма.

С началом Великой Отечественной войны гонения на церковь несколько приутихли, что положительно сказалось на судьбе Казанского собора. Атеистически настроенному руководству страны пришлось снизить градус напряжённой озлобленности к религии и вернуться к русским национальным традициям, фундаментальным элементом которых всегда была православная вера и Слово Божие. В первый год войны по всей стране снова начали открываться храмы, из Казанского собора вывезли музейные экспонаты и он стал центром патриотического воспитания ленинградцев. И хотя богослужения в соборе не возобновились, перед ним в августе-сентябре 1941 года приносили клятву уходящие на фронт бойцы, а в колоннаде была размещена выставка патриотических плакатов и картин. Памятники легендарным полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли не замаскировали, защищая от артобстрелов, а оставили, как есть, чтобы жители города и бойцы постоянно помнили о великом прошлом своего Отечества. Для поддержания патриотического духа привозили к могиле М. И. Кутузова бойцов Ленинградского фронта, а чуть позднее в подвальных помещениях собора размещались бомбоубежище, штаб одного из воинских подразделений, детский сад и другие организации.

После окончания Великой Отечественной войны в здании собора вновь расположился Музей истории религии, кстати, оставшийся чуть ли не единственным музеем такого рода в стране Советов, поэтому в послевоенные годы он стал местом хранения многих церковных реликвий, перевезенных из закрытого московского центрального музея атеизма. Среди бесценных реликвий были и мощи многих русских святых – св. благоверного князя Александра Невского, прп. Серафима Саровского, Зосимы и Савватия Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского.

В 1950–1960-х годах здание Казанского собора было отреставрировано, но оно всё так же принадлежало музею. Только в 1990 году, когда была официально зарегистрирована церковная община, возглавил которую игумен Сергий (Кузьмин), прихожане начали кампанию по возвращению собора верующим. Обратившись за поддержкой к жителям города, они собрали подписи и в 1991 году церковная жизнь в соборе возродилась. В 1992 году был торжественно освящён главный придел собора, в 1994 году на купол водрузили крест, в марте 1998 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был совершён чин полного освящения собора, а уже в декабре 1999 года Казанский собор полностью был передан в ведение Санкт-Петербургской епархии и в 2000 году ему вновь присвоили статус кафедрального соборного храма епархии.

Судьба собора в наши дни

В настоящее время Казанский собор является действующим храмом, в котором совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения, настоятелем служит митрофорный протоиерей Павел Красноцветов, причт собора состоит из 21 священнослужителя – священников, диаконов, псаломщиков и алтарников, а кроме его главной святыни – списка Казанской иконы Божьей Матери почитаются прихожанами иконы Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца кисти афонских изографов, святыни из Иерусалима и мощевик с частичками мощей некоторых святых.

С апреля 2015 года при соборе функционирует культурно-просветительский центр, соединивший в себе все ключевые направления церковной деятельности – миссионерское, просветительское, образовательное, информационное, социальное. В структуре центра действуют взрослая и детская воскресные школы, молодёжный клуб, библиотека, изостудия и студия хорового пения для детей, работает лекторий, а в крипте собора проходят бесплатные тематические концерты и выставки.

Внешний облик собора и его интерьеры

Архитектор А. Воронихин создал поистине величественное сооружение, архитектурный ансамбль которого является ярким образцом стиля зрелого классицизма с элементами ампира и до сих пор впечатляет гостей северной столицы. Здание храма, выполненное русскими мастерами, стало удивительным памятником архитектуры и живописи, сочетающим в себе как формы римской базилики, так и крестово-купольные формы православного храма. Вытянутое вдоль Невского проспекта на 72,5 метра с запада на восток и на 57 метров с севера на юг здание собора, имеющее форму четырёхконечного латинского креста и увенчанное в средней своей части высоким стройным куполом на прорезанном окнами и украшенном пилястрами барабане, с северной стороны, обращённой к Невскому проспекту, украшено монументальной колоннадой из 96 гранитных колонн коринфского ордера, заканчивающейся массивными портиками, являющимися сквозными проездами.

Этот элемент декора зодчий включил в ансамбль по велению императора Павла I, мечтавшего видеть в столице Российской империи храм, не менее величественный, чем собор Святого Петра в Риме, поэтому одна общая деталь – полукруглая колоннада, создаёт обманчивое впечатление полного сходства обоих храмов. Но на этом их подобие заканчивается, более того, между ними есть существенное различие. Если колоннада собора Святого Петра играет роль замыкающего вокруг храма пространства элемента, то колоннада Казанского собора раскрыта навстречу проспекту и гармонично вписана в общий архитектурный облик главной магистрали города. У колоннады есть и другое, более важное значение – поскольку здание храма расположено вдоль проспекта и повёрнуто к нему боком, включение колоннады в ансамбль позволило визуально сделать эту часть собора парадной, а портик в средней её части создаёт впечатление, что именно там находится главный вход в задние.

Фасады здания и колонны облицованы пудостским камнем, а важным элементом декора здания являются скульптуры и барельефы, украшающие боковые проезды, двери и портики. Над скульптурным оформлением фасадов собора и его интерьеров трудились известные скульпторы XIX столетия – Иван Мартос, Иван Прокофьев, Степан Пименов, Фёдор Гордеев, Василий Демут-Малиновский. Монументальные бронзовые двери северного фасада, обращённого к Невскому проспекту, выполнены по образцу «Райских врат» баптистерия во Флоренции, а сам фасад украшают бронзовые скульптуры, изображающие святых – Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира и Александра Невского. В аттиках порталов и над алтарной апсидой помещены барельефные композиции на темы Ветхого и Нового Заветов.

Портики южного и западного фасадов также оформлены колоннами и каждая из них декорирована 20 каннелюрами (вертикальными желобками), создающими впечатление лёгкости, хотя вес каждой из колонн без малого 28 тонн.

Нехарактерная для православных храмов однокупольность не стала недостатком в облике собора, наоборот, установленный на высокий массивный барабан величественный купол только подчеркнул исключительное значение храма как центра духовной жизни Петербурга.

Внутренне убранство разделённого 56 гранитными колоннами на три нефа здания собора не менее торжественно, чем его фасады. В его оформлении использовались мрамор, гранит, полудрагоценные камни. Так, мозаичный пол выложен розовым и серым карельским мрамором, ступени алтаря, амвона и основание царского места – одним из самых красивых в мире природных камней – шокшинским кварцитом малинового цвета. Царские врата и главный иконостас, первоначально выполненные по эскизу А. Воронихина, в 1836 году заменили новыми – из отнятого у французов во время Отечественной войны 1812 года серебра (всего было использовано более 6,5 тонн серебра), а к 1876 году были обновлены иконостасы приделов. Проект главного иконостаса и Царских врат разработал архитектор Константин Тон, а иконы были написаны известными живописцами XIX столетия – Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Григорием Угрюмовым, Карлом Брюлловым, Фёдором Бруни.

По обе стороны от иконостаса располагались четыре колонны из яшмы, правда, после 1922 года исчезнувшие из собора вместе с уникальным иконостасом К. Тонна и Царскими вратами. В наши дни иконостас и Царские врата до малейших деталей восстановлены по старым чёрно-белым фотографиям, только за неимением такого количества серебра, какое было использовано при устройстве иконостаса К. Тонном, при воссоздании была использована методика серебряного напыления. Дополняет общую картину пышности интерьеров настенная живопись, которой украшены стены и пилоны храма, а также огромное бронзовое паникадило на 180 свечей.

Полезная информация для туристов

Казанский собор – действующий кафедральный храм епархии, поэтому посетить его и полюбоваться фасадами и интерьерами можно абсолютно свободно каждый день, только в будние дни собор открыт с 8.30 часов, а в выходные дни с 6.30 часов до окончания вечернего богослужения.

Доехать до собора можно на метро, выйдя на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (с этой станции есть переход на станцию «Невский проспект») к каналу Грибоедова. Здание собора находится как раз напротив выхода из метро.