Показать регионы

Московский вокзал (Тула)

Здание Московского (ранее Курского) вокзала города Тулы является историческим памятником середины XIX века и главным сооружением железнодорожной станции. 
Первый деревянный вокзал

Строительство Московско-Курской железной дороги было начато в 1865 г. и осуществлялось силами местных крестьян и солдат штрафных частей. В 1866 г. прокладку железнодорожных путей начали в Туле. В 1867 г. на станции Тула было построено деревянное здание железнодорожного вокзала. Станция располагалась на окраине города рядом с селом Мясново, позднее вошедшим в черту города. В том же году Тула встречала первый пассажирский поезд, прибывший из Серпухова

В августе 1868 г. началось движение пассажирских поездов из Тулы до Орла – две пары поездов в сутки. Плата за место в I классе поезда Москва – Тула составляла 5 рублей 40 копеек, место в III классе стоило вдвое дешевле. Несмотря на высокую цену проездных билетов, вагоны в поездах были всегда переполнены и вскоре были введены дополнительные маршруты. По дороге курсировали и грузовые поезда. В 1869–1870 гг. проложили вторую колею, а через несколько лет дорога была реконструирована: усилено земляное полотно, заменены легкие рельсы, подсыпан балласт. 

Монументальное кирпичное здание

Станции Тула был присвоен первый класс, предполагавший наличие кирпичного здания вокзала. Но сначала был построен временный вокзал, деревянный. 

К 1868 г. было завершено строительство двухэтажного каменного здания, которое имело красивый фасад и высокие полуовальные окна, пропускавшие много света и придававшие всей конструкции воздушность. Ризалит главного входа был монументальным и строгим. Располагавшимся в середине операционным залом помещения пассажиров I и II классов были отделены от аналогичного для пассажиров III класса. В здании имелись ресторан и буфет. На платформе у здания вокзала были сделаны навесы для ожидающих поезда. Имелись также складские и служебные помещения, багажное отделение, располагавшееся в деревянном павильоне слева от основного здания. 

Для удобства пассажиров соорудили платформу с перроном вдоль железнодорожных путей, с которой осуществлялась посадка и высадка пассажиров, а сам вокзал был построен в непосредственной близости к путям. 

За зданием вокзала находилось паровозное депо станции Тула, рассчитанное на 27 паровозов. В 1872 г. при депо начали действовать мастерские паровозного ремонта, располагавшиеся в одноэтажном здании вблизи железнодорожных путей на окраине станции. Это здание сохранилось до настоящего времени. За багажным отделением находилось помещение для проживания кочегаров паровозов. 

В 1913 г. слева от основного здания вокзала было пристроено новое здание, перпендикулярно к старому. 

В 1953–1956 гг. вокзал в Туле, который к тому времени уже назвался Московским, был реконструирован по проекту Б. Сергеева, Р. Челнокова и К. Гурьева. В старой части здания, построенной еще в 1868 г., появился мощный шестиколонный портик с барельефами и лепными деталями на аттике и карнизе. Заново была выполнена отделка внутренних помещений. Верхнее части стен главного зала были расписаны большими картинами на сюжеты труда и отдыха советских граждан. В 1970-х гг. рядом с главным зданием вокзала было построено здание для пригородных касс и багажного отделения, сделаны подземные переходы из вокзала к железнодорожным платформам. 

В 2004–2009 гг. здание вокзала и платформа подверглись очередной большой реконструкции. 

Вокзальная площадь

Сложившаяся у здания вокзала площадь постепенно благоустраивалась и была заасфальтирована. Летом 1900 г. был разбит сад, в котором устроена сцена летнего театра и площадка для фейерверков, вход в сад стоил 10 копеек. От Курского вокзала по городу отправлялись извозчики, расчеты с которыми осуществлялись по утвержденной Городской Думой таксе. Отсюда же начинался первый маршрут тульской конки, связывавшей Курский вокзал и Киевскую заставу. С 1927 г. от вокзала начинался маршрут тульского трамвая. 

В советское время в сквере на площади Московского вокзала были установлены гипсовые фигуры шахтера и пионеров. В летнее время в тени деревьев сквера ожидали поездов пассажиры. Сквер просуществовал до 1960-х гг., когда площадь Московского вокзала еще более расширили и построили здесь гостиницу «Москва».

Источники:
Демидов С. И. «Курский (Московский) вокзал», 2015.