Показать регионы

Нило-Столобенская пустынь

Нило-Столобенский мужской монастырь, также известный как Нилова или Нило-Столобенская пустынь – действующая православная обитель Тверской епархии. Памятник архитектуры XVII–XVIII столетий, являющийся одним из самых известных и почитаемых монастырей Верхневолжья.
Предыстория основания Ниловой пустыни

Остров Столобный, что на озере Селигер, в 10 километрах от нынешнего города Осташков, еще в начале XVI столетия избрал для отшельнической подвижнической жизни инок Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря Нил, в будущем – святитель, преподобный Нил Столобенский.
Рано оставшийся без родителей мальчик, мирское имя которого в истории не сохранилось, подвизался и принял постриг в Крыпецком монастыре предположительно в конце XV – начале XVI столетий. Названный Нилом, в честь христианского святого – отшельника, прп. Нила Синайского, благочестивый инок ревностно служил Всевышнему, перемежая труды праведные горячими молитвами. Трудолюбивого и незлобивого монаха монастырская братия не только любила, но и часто выказывала ему похвалу, что претило юному подвижнику. Испросив у настоятеля обители благословения на отшельническую жизнь, в 1515 году Нил удалился из монастыря и целых 13 лет подвизался в пустыни близ реки Серемхи в Ржевском уезде, питаясь травами, лесными ягодами, выращенными на небольшом огородике овощами и долгие часы проводя в молитвенных бдениях. Тяготы жизни в глуши и заботы о хлебе насущном не пугали инока, он даже дал обет Господу, что всю жизнь проведет на ногах, для чего вбил в стену своей кельи два деревянных крюка, на которые и опирался подмышками в короткие часы отдыха.

В 1528 году Нилу во сне явился Всевышний и указал ему место следующего духовного подвига – остров Столобный, на который с радостью и отправился преподобный. В склоне горы, возвышающейся над густо поросшим лесом островом, выкопал прп. Нил себе пещерку, проведя первую зиму в этом нехитром жилище. Весной, срубив из дерева небольшую келейку и часовню, где установил принесенную с собой икону Владимирской Божьей Матери, стал вести он привычную отшельническую жизнь, возделывая небольшой огородик, собирая лесные ягоды и с благодарностью принимая подаяния христолюбивых местных жителей, прознавших о его подвижничестве. Так, в трудах и молитвах провел преподобный на острове 27 лет. В декабре 1555 года, почувствовав близкую кончину, завещал прп. Нил похоронить себя в заранее выкопанной в часовне могиле, где установил струганный гроб, и предрек, что основана будет на острове православная обитель. Единственной ценностью прп. Нила Столобенского была Владимирская икона Божьей Матери, после его преставления получившая и второе название – Селигерская.

Основание Нило-Столобенской пустыни в конце XVI столетия

В течение многих лет по кончине прп. Нила остров часто посещали странствующие по святым местам монахи, некоторое время проживая в келье пустынника.

Иеромонах Герман из Николо-Рожковского монастыря, с детства наслышанный о житие и подвигах отшельника, несколько раз совершал паломничество на остров Столобный. Вместе с новгородским монахом-странником Антонием, подвизавшимся некоторое время в Ниловой пустыни, предположительно в 1560-х годах над могилой Нила Столобенского устроил он часовню, возле которой, как ранее у гроба преподобного, исцелялись болящие и получали духовную помощь страждущие.

Но завет прп. Нила Столобенского об основании на Столобном православной обители иеромонах Герман исполнил только в конце XVI столетия. В 1591 году он снова прибыл на остров, где в то время уже находился паломник Борис Козьмин из Холмогор. Испросив благословения митрополита Новгородского Александра (Бердова), возвели они первый деревянный Богоявленский храм с приделом Василия Блаженного, Московского чудотворца. По благословению Патриарха Московского Иова в 1594 году островитяне-подвижники основали православную обитель с общежительным уставом, нареченную Ниловой пустынью, первым настоятелем которой стал иеромонах Герман. В новую обитель стали стекаться иночествующие, и монастырь постепенно разрастался – помимо Богоявленской церкви и часовни над гробницей прп. Нила иноки выстроили в обители деревянные кельи и установили большой дубовый столб с пятью небольшими колоколами, служивший своеобразной монастырской колокольней.

Нило-Столобенская пустынь в XVII столетии

Первым потрясением для иноков обители прп. Нила стали колоссальные неурожаи и голод, усугубленные разорительными набегами литовцев и поляков, как саранча наводнивших Россию в период Смуты. В 1609–1610 годах монастырь и близлежащие к нему земли были разорены иноземными захватчиками. Иеромонаху Нектарию (в миру Николаю Теляшеву) – преемнику игумена Германа, преставившегося в феврале 1614 года, обитель досталась в плачевном состоянии – житница была выжжена и у монахов, выживших после набегов неприятеля, абсолютно не было средств для пропитания. Удручающая бедность сквозила буквально во всем – в единственном Богоявленском храме в иконостасе находилось малое количество икон без окладов, несколько самых необходимых рукописных богослужебных книг и оловянные церковные сосуды.

Благодаря мудрому руководству нового настоятеля, сумевшему обратить на обитель внимание сильных мира сего – духовных и светских лиц того времени, Нилова пустынь стала благоустроенным и процветающим монастырем. Например, князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский, в чьей вотчине находилась Нило-Столобенская пустынь, отписал ей соседствующие со Столобным земли – остров Городомлю и полуостров Светлицу, подарил рыбный промысел на Селигере, вносил пожертвования деньгами, хлебом, богатой церковной утварью и был покровителем монастыря до самой своей смерти.

Всячески способствовали благосостоянию обители князь А. Н. Трубецкой, пожертвовавший на ее устройство большую сумму денег, защитник Отечества князь Д. М. Пожарский и многие другие знатные вельможи. Духовно опекались монастырем архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий Радонежский и митрополит Ростовский Варлаам II. А в 1620 году митрополит Новгородский Макарий II возвел в сан игумена настоятеля обители отца Нектария и освободил иноков от обязательного взноса церковной дани. Весть о Ниловой пустыни и ее благочестивом настоятеле дошла до царского двора, и государь Михаил Федорович Романов также начал всячески опекаться обителью прп. Нила, установив ежегодную ругу деньгами, хлебом и съестными припасами. Это царское пожертвование сохранялось за обителью во всю ее дальнейшую историю. Царь Алексей Михайлович, как и отец, благоволил обители, предоставив ей множество льгот, в числе которых был и беспошлинный рыбный промысел на озере Ильмень.

Первая половина XVII столетия стала временем расцвета Нилова монастыря. Благоволение царственных особ и богатые пожертвования знатных благотворителей позволили игумену Нектарию возвести новые и обновить старые храмы и строения. В 1622 году обитель украсилась деревянной пятиглавой церковью Покрова Пресвятой Богородицы; в 1635 году – новым Богоявленским храмом, выстроенным вместо сгоревшего. Над гробницей прп. Нила Столобенского возвели гостиные и больничные кельи, всю обитель окружили высокими стенами, а над воротами появилась новая восьмистенная колокольня с установленными на ней часами с боем.

При игуменстве отца Нектария в окрестностях Ниловой пустыни были разбиты два больших (на 500 деревьев) яблоневых сада, на ближних пустошах процветало хлебопашество, у рек Сиговки и Сороги бесперебойно работали две водяные мельницы. Монастырская ризница пополнилась драгоценной церковной утварью, шитыми золотыми, серебряными и шелковыми нитками облачениями священников, храмы – новыми иконами, написанными новгородским изографом Афанасием Поповым и пострижеником обители Иосифом Москвитиным, а библиотека – большим количеством церковных печатных и рукописных книг. У Нило-Столобенской пустыни появились свои подворья в Осташкове, Санкт-Петербурге и Москве. К 1663 году причт монастыря состоял из 40 человек, руководимых и наставляемых игуменом Нектарием. Были свои келарь, духовник, ризничий, уставщик, казначей, книгохранитель, трудники, рядовые и клиросные старцы.

Обитель процветала, но пожар, случившийся в августе 1665 года, полностью уничтожил все деревянные монастырские постройки. Выстроив временные кельи для братии, небольшую часовенку над гробницей прп. Нила Столобенского и Петровскую церковь, игумен Нектарий решил начать в обители каменное строительство. Богатые пожертвования для возведения нового Богоявленского храма внес как сам царь Алексей Михайлович, так и его ближайшее окружение – бояре М. М. Салтыков, И. И. Ромодановский, И. Д. Милославский и другие знатные вельможи.

В мае 1666 года митрополит Новгородский Питирим благословил возведение нового храма и началась подготовка к его строительству. Для этого в вотчине Нило-Столобенской пустыни – поселении Коровье на острове Хачин выстроили мастерские для обжига кирпича и стали заготавливать все необходимые материалы. Но в связи с кончиной игумена Нектария в январе 1667 года закладка новой каменной Богоявленской церкви произошла только в конце мая, при этом были обретены нетленными мощи преподобного Нила. Строительство храма завершилось в 1671 году, и с крестным ходом святые мощи прп. Нила Столобенского торжественно перенесли в новоосвященную церковь.

По преставлению святителя Нектария каменное строительство в Ниловой пустыни продолжалось и в конце XVII столетия, и весь XVIII век. В 1669–1681 годах в обители появилась Трапезная, в 1680–1698 годах – Казенная палата с казначейскими кельями. В 1675 году выстроили большой двухэтажный Братский корпус, но некоторые его перестройки продолжались до 1838 года. На самом рубеже веков, в 1699–1701 годах северо-западный угол центральной монастырской площади украсил храм во имя прп. Нила Столобенского, позднее переосвященный во храм Всех Святых, ныне не действующий.

Судьба Ниловой пустыни в XVIII–XIX столетиях

Начало XVIII столетия оказалось не слишком удачным временем для процветания монастыря из-за церковных реформ Петра I, в результате чего строительство в обители несколько замедлилось, а причт значительно уменьшился. Обширное строительство возобновилось в Ниловом монастыре в середине и продолжалось до конца XVIII столетия. Немалую роль в этом сыграла канонизация Нила Столобенского, состоявшаяся в 1756 году. А уже в 1764 году после секуляризационной реформы императрицы Екатерины II Нило-Столобенской пустыни, одной из немногих православных обителей, был присвоен первый класс с довольно большим государственным обеспечением.

В 1751–1755 годах под началом одаренного зодчего – крестьянина подмонастырской слободы Свято-Троицкого Селижаровского мужского монастыря Фомы Павлова, проработавшего над возведением новых строений в обители более десяти лет, на месте старых Святых ворот была выстроена и освящена во имя прп. Нила надвратная пятиглавая церковь, удивительно напоминавшая надвратный храм московского Донского монастыря, правда, в 1832 году лишившаяся своих четырех глав.

Также в Ниловой пустыни появились: Настоятельский корпус (1723–1794 гг.), гостиница для паломников (1734–1799 гг.), странноприимный дом (1737–1809 гг.). В 1771 году к Братскому корпусу пристроили Архиерейские кельи. Наряду с этими зданиями обустраивался хозяйственный двор. Так, в 1764 году выстроили конюшни и каретную, в 1769 году – судоремонтные мастерские, амбары, дом для работников и домик садовника.

Восточные ворота в 1760–1764 годах украсила надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла, выстроенная в стиле барокко. На пожертвования помещика и благотворителя И. С. Челищева в обители в 1777–1781 годах возвели Иоанно-Предтеченский храм, освященный в декабре 1781 года настоятелем монастыря отцом Иоанникием, но, к сожалению, в настоящее время от него остался только фундамент. В 1766 году монастырскую ограду усилили двумя высокими многоугольными двухъярусными башнями с прорезанными в каждом из ярусов окнами-бойницами. На небольшом мысу, соединенном с островом дамбой, в 1784–1788 годах выстроили живописную белокаменную церковь Воздвижения Креста Господня, над прекрасным лепным убранством которой работал талантливый осташковский резчик Кондратий Конягин.

К началу XIX столетия Нило-Столобенская пустынь была одним из самых почитаемых и богатых монастырей Верхневолжья. В 1820 году к мощам прп. Нила Столобенского совершил паломничество сам государь Александр I, после чего в обители вновь началось активное строительство. В 1821–1833 годах возвели в камне новый соборный храм Богоявления Господня, в 1838 году к углам Братского и Настоятельского корпусов пристроили двухъярусную крытую галерею. В 1851 году берега острова, наподобии петербуржских, одели в камень, соорудив широкую гранитную набережную с двумя пристанями. Особо важные гости причаливали к Архиерейской пристани, от которой широкая лестница вела к арочным Святым воротам с надвратным храмом прп. Нила Столобенского. В 1863 году у самой кромки дамбы, соединяющей остров с мысом, возвели Светлицкую башню с проездной аркой, в которой был установлен фонарь, служивший маяком заблудившимся в шторм мореплавателям. Появились и новые хозяйственные постройки – пекарня, просфорная, погреба-ледники, кузница, мастерские, мыльни, гостиницы для паломников и даже своя смотровая площадка, откуда открывался вид на живописные окрестности Осташкова и озеро Селигер.

За монастырскими огородами и садами располагался некрополь, где хоронили не только иноков, но и богатых благотворителей, много сделавших для процветания и устроения обители.

Нилова обитель в XX столетии

В первые годы XX столетия в Нилову пустынь, как и прежде, устремлялись паломники, монастырь, считавшийся вторым в мире по паломничеству после Гроба Господня, жил своей привычной жизнью. Но революции, пронесшиеся по России в начале прошлого столетия, изменили не просто государственный строй, внеся разруху и хаос в умы и жизни миллионов. Новые вожди новой страны пошатнули устои нравственности и принялись за истребление самой веры православной. Закрывались храмы и монастыри, тоннами вывозились из них ценности, обезглавливались колокольни и взрывались церкви.

В Нилову обитель беда пришла в феврале 1919 года, когда были кощунственно поруганы мощи преподобного Нила. Святыню позднее вывезли в местный краеведческий музей, располагавшийся в Вознесенской церкви закрытого осташковского Знаменского монастыря. Но еще несколько лет Нилова обитель существовала, хотя ее и разграбили, изъяв более 500 килограмм серебра и без малого 1 килограмм драгоценностей.

Последнюю божественную литургию отслужили в обители в 1928 году, после чего иноков выселили и монастырь закрыли. Впоследствии, на протяжении всего прошлого века здания и строения Нило-Столобенской пустыни использовались для размещения в них различных организаций и учреждений. С 1928 по 1939 года в строениях обители поочередно располагались трудовая коммуна и колония для малолетних преступников. Перед самой Великой Отечественной войной территория монастыря была отдана под лагерь для польских военнопленных, расстрелянных в мае 1940 года. В годы противостояния Советского Союза и фашистской Германии в обители размещался госпиталь, после войны – снова колония, дом для престарелых и туристическая база «Рассвет». В 1960-х годах ансамбль зданий Ниловой пустыни был взят на учет как памятник архитектуры. К началу 1990-х годов строения монастыря находились в таком плачевной состоянии, что дальнейшее пребывание в них стало невозможным.

Возрождение Нило-Столобенской обители в XXI столетии

1990 год стал судьбоносным для обители. Согласно решению Совета Министров Советского Союза комплекс Ниловой пустыни был передан в ведение Московского Патриархата РПЦ. Началось постепенное возрождение монастыря. Уже в следующем, 1991 году в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы соборного Богоявленского храма архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) была отслужена первая после более чем 60-летнего перерыва божественная литургия.

В 1994 году в обители прошли торжества по случаю празднования 400-летия со дня ее основания, а в 1995 году в монастырь вернулась его душа – святые мощи прп. Нила Столобенского, ныне открыто покоящиеся в серебряной раке в Богоявленском соборном храме.

Во время проведения ремонтно-реставрационных работ в подвале Богоявленского храма в 2003 году были обретены мощи святителя Нектария, игумена Столобенского, также являющиеся святыней Ниловой пустыни и покоящиеся в соборе Богоявления Господня.

В 2000-х годах перед Богоявленским собором установили памятник первому отшельнику и подвижнику прп. Нилу Столобенскому.

В обители есть свой столярный, молочный и свечной цеха, конюшня, коровник и своя пасека, а также несколько подворий – в Пеновском, Фировском, Селижаровском районах Тверской области, в Торжке и Твери.

В настоящее время в обители ежедневно отправляются божественные литургии и различные требы, иноки и послушники трудятся над восстановлением зданий, перемежая работу молитвами за суетный мир и испрашивая помощь небесных покровителей в делах праведных и помыслах чистых.

Архитектурный ансамбль Ниловой пустыни

Великолепный монастырский ансамбль, созданный гением многих известных зодчих XVIII–XIX столетий – Карла Росси, Авраама Мельникова, Иосифа Шарлеманя, Анжело Ботани и тверских архитекторов, и сейчас, несмотря на значительные разрушения, выглядит очень представительно и пышно. Этот своеобразный город на острове со своими храмами и строениями, представляющий единый гармоничный комплекс, является уникальным памятником архитектуры и ландшафтного дизайна в сокровищнице мирового зодчества.

Особую пышность и массивность комплексу придает гранитная набережная с двумя пристанями – Архиерейской и Светлицкой с башней, полностью закрывшая берега Столобного и визуально превратившая живописный уединенный пейзаж обители в одну из петербуржских городских площадей.

Храмы монастыря:



Палаты, корпуса и другие постройки:

  • Трапезная палата
  • Светлицкая башня
  • Настоятельский корпус
  • Братский корпус
  • Архиерейские кельи
  • Архиерейская пристань
  • Гостиница
  • Странноприимный дом
  • Памятник Нилу Столобенскому
  • Башни ограды
  • Хозяйственные постройки (Судоремонтные мастерские, постройки конного двора, амбары, пекарня, дом садовника, дом для работников, погреб-ледник)