Показать регионы

Ольгин монастырь

Ольгин монастырь – православная женская обитель, основанная в середине XVII столетия и дважды возобновлявшаяся в минувшем веке. В настоящее время является действующим женским монастырём Осташковского благочиния Тверской и Кашинской епархии и находится в ведении правящего архиерея. 
Из истории монастыря

В том месте, где берёт своё начало одна из самых крупных рек в мире – Волга – в 1649 году по велению царя Алексея Михайловича Романова был основан Волговерховский мужской монастырь, посвящённый Преображению Господню и приписанный к Нило-Столобенской пустыни. Новая обитель была небольшой – за опоясавшей её деревянной оградой находились лишь Преображенский храм с приделом во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи да деревянные кельи насельников, а над самим бьющим из-под земли ключём Волги была устроена небольшая часовня, к которой вскоре потянулся поток богомольцев. 

Удалённость от цивилизации и определённые трудности для посещения монастыря паломниками стали причиной того, что уже к концу XVII столетия он настолько запустел, что игумену Феодосию пришлось писать царю челобитную с просьбой о возобновлении обители. Просьба игумена была удовлетворена и по указу Петра I к 1697 году Преображенский мужской монастырь был благоустроен, а из приказа Большого дворца (тогдашнего органа управления Русского царства) для него были присланы богослужебные книги – Евангелия, молитвослов, ирмологий и требник. Способствовали благоустройству монастыря и именитые люди петровского времени. Например, крупный промышленник Григорий Строганов пожертвовал богослужебную книгу с именной надписью «… ради вечного богомолья», а крестьянин Иосифовской слободы Семён Бочкарёв переписал на обитель двор в Осташкове

К сожалению, судьба первого Волговерховского монастыря оказалась недолгой – в 1724 году он полностью сгорел и был упразднён, строитель Антоний с десятью иноками были переведены в Нило-Столобенскую пустынь и в описи пустыни за 1740 год Волговерховский Преображенский монастырь числился опустевшим. 

Земля бывшего Преображенского монастыря после его упразднения в 1740 году была передана селижаровскому Троицкому мужскому монастырю, и именно благодаря приписным к Троицкой обители служителям, поселившимся на опустевшем месте, была образована деревня Волгино Верховье (сейчас – Волговерховье). Сам же монастырь до конца XIX столетия не восстанавливался, и лишь к небольшой деревянной часовне никогда не зарастала тропа паломников, ведь вода в источнике считалась целебной при глазных болезнях, поэтому богомольцы и жители Волговерховья следили за состоянием часовни.

В 1897 году архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) и тверским губернатором Николаем Дмитриевичем Голицыным был начат сбор средств для строительства нового каменного соборного храма в честь Преображения Господня и возобновления в верховьях Волги монастыря. Уже в 1902 году был создан комитет по строительству в городе Осташкове и в том же году заложен первый камень в основание нового трёхпрестольного Преображенского собора, спроектированного в псевдорусском стиле тверским губернским архитектором Виктором Ивановичем Назариным. А спустя пять лет с начала строительства храма при нём была образована приписанная в то время к Вышневолоцкому Казанскому женскому монастырю женская община, в 1909 году получившая самостоятельный статус женского монастыря в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги. Ещё до присвоения общине статуса самостоятельного общежительного женского монастыря по инициативе возглавлявшей её будущей игуменьи Веры в 1907 году было начато возведение деревянной одноглавой церкви, освящённой во имя Николая Угодника уже в июле 1908 года. Наряду со строительством главного собора монастыря были очерчены и его границы, внутри которых в 1907–1910 годах выросли двухэтажные деревянные кельи для монахинь и паломников, трапезная, церковно-приходская школа и хозяйственные постройки. А над возведением собора, продолжавшимся 10 лет, трудились местные жители и крестьяне окрестных поселений, и в конце весны 1912 года новый соборный храм был торжественно освящён. К тому времени в обители подвизались 8 послушниц во главе с настоятельницей игуменьей Верой, в храмах служили священники о. Пётр Тугаринов и о. Василий Данилов, получавшие жалование от обители и проживавшие в с. Волговерховье.

Бытовые трудности, связанные с неустроенностью первых лет существования обители не отпугнули насельниц и священников, желавших служить в её храмах, за что подвижники были вознаграждены. Из казны Ольгину монастырю в 1912 году были выделены лесные и земельные угодья, пожалованы икона и серебряный крестик с ковчежцем для хранения частички мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской. Императрица Александра Фёдоровна пожаловала плащаницу из дворцовой церкви Царского села, а в деревянной часовне у истока Волги хранилась икона Спаса Нерукотворного и деревянная скульптура прп. Нила Столобенского – покровителя Верхневолжья. В монастырской библиотеке помимо богослужебных книг были собраны учебники, научная и историческая литература.

И хотя Ольгин монастырь так и не вошёл в число крупных и достаточно благоустроенных монастырей, монахини довольно успешно вели монастырское хозяйство, что позволяло им выплачивать жалование священникам, оплачивать услуги крестьян, помогавших по хозяйству, а также заниматься благотворительной деятельностью. Помимо молитв и занятий рукоделием много внимания уделяли инокини воспитанию детей из окрестных деревень, а девочек-сирот и девочек из бедных семей брали в обитель на полный пансион, обучая их рукоделию, грамоте и ведению домашнего хозяйства. Не остались насельницы монастыря в стороне от тяжёлых испытаний, выпавших на долю России в годы Первой Мировой войны. Инокини шили для солдат обмундирование, делали пожертвования в различные церковные организации, в том числе на содержание вдов и сирот. 

Основанная в нелёгкое время Ольгина обитель просуществовала недолго – уже в 1918 году новая власть выпустила декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и обитель была закрыта. Сёстрам, надеявшимся, что перемены носят временный характер и вскоре всё вернётся на круги своя, вместо монастырской общины пришлось организовать трудовую коммуну, с 1924 года ставшую сельскохозяйственной артелью. Всё это время в Преображенском соборе монастыря совершались богослужения, но в 1928 году они прекратились, а община перестала существовать. Храмы и кельи были разграблены, собор отдали под склад, а в годы Великой Отечественной войны в нём размещалась конюшня. 

Возрождение обители

Долгие десятилетия забвения и разрухи сделали своё дело – от многих монастырских построек остались одни фундаменты, но оба храма – Преображенский и Никольский всё так же возвышались над окрестностями. 

С 1970-х годов благодаря Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, а также архитекторам и реставраторам Тверского края, началось восстановление монастырских храмов. Деньги для этого, как и для устройства монастыря в начале XX столетия, собирали всем миром, и уже в 1999 году по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) Святейший Синод и Преосвященный Алексий II благословили открыть у истока Волги женскую обитель в честь св. княгини Ольги. В 1998 году над святым колодцем у истока Волги выстроили новую деревянную часовню. Постепенно жизнь в монастыре наладилась, в отремонтированных храмах вновь совершаются богослужения, инокини Ольгиной обители принимают у себя сестёр из московских и тверских монастырей, а паломники, как и прежде, посещают святое для всех россиян место – часовню у истока Волги, где каждый год 29 мая совершается праздничный молебен.