Показать регионы

Оршин монастырь

Вознесенский Оршин монастырь – один из самых древних православных монастырей бывшего Тверского княжества, основанный, предположительно, в XIV столетии и в прошлом являвшийся мужским монастырем, в наши дни – действующей женской обителью. В настоящее время находится в ведении правящего архиерея Тверской епархии.
Из истории монастыря

У живописного левого берега Волги, как раз в месте впадения в нее небольшой речушки Орши уютно расположился один из самых древних монастырей тверской земли – Оршин Вознесенский женский монастырь. В глубине веков затерялись сведения о дате его основания. Некоторые исследователи склонны считать, что обитель существовала уже в XIV столетии, но документы, подтверждающие это, были утеряны в период Смуты, поэтому ранняя история монастыря основывается на малочисленных преданиях.

Например, одно из них связывает существование монастыря с именем преподобного Савватия, Оршинского чудотворца. В некоторых текстах Жития преподобного указывается, что в конце XIV столетия он подвизался в Оршинской обители, но спустя время ушел оттуда в пустынную местность для уединенного молитвенного бдения. А строгому общежитийному уставу, заведенному им, иноки следовали и после кончины преподобного.

Согласно тому же преданию, именно при иночестве прп. Савватия Оршин монастырь стал одной из самых известных и богатых обителей Тверского княжества, управляемой архимандритами. Насельники собирались на богослужения в большом деревянном соборном храме Вознесения Господня, а почившие настоятели и монахи находили упокоение у алтаря храма. До наших дней сохранились некоторые старинные могилы, датируемые XV столетием, правда, расположенные не у алтаря, а у стены нынешнего Вознесенского храма, что указывает на несколько другое и более позднее место его возведения.

Следующие предания относятся к I половине XV столетия – периоду управления Тверью великим князем Борисом Александровичем. Как утверждают летописи, именно он, боголюбивый и богопослушный христианин, повелел возвести новый монастырский Вознесенский собор и всячески опекался жизнью иноков и благоустройством обители. Кроме деревянного соборного храма в обители были и другие строения – иноческие кельи и хозяйственные постройки.

Строгость устава иноков Оршиной обители и уединенность в молитвенных бдениях схимонахов (их имена вписаны в сохранившемся до наших дней Синодике) привлекала жаждущих духовного настоятельства, поэтому в монастырь стекалось большое количество иноков и паломников. К сожалению, неизвестно ни количество монашествующих в тот период, ни имен прихожан, способствовавших благоустройству обители, но с полной уверенностью можно утверждать, что Оршин монастырь был известен далеко за пределами Твери. Сам московский царь Иоанн IV Грозный покровительствовал обители, и именно по его указу во II половине XVI столетия при настоятельстве архимандрита Геннадия Оршин монастырь украсился новым каменным пятиглавым собором, выстроенным на месте разобранного деревянного соборного храма. В 1567 году чин торжественного освящения богато украшенного фресковой живописью Вознесенского собора совершил Тверской епископ Варсонофий, канонизированный церковью в конце XVI столетия как святитель Оршинский и Казанский чудотворец. Правда, в конце XVIII столетия собор реконструировали – пять его глав заменили на одну, а позакомарное покрытие на четырехскатную крышу.

В связи с тем, что более ранние задокументированные свидетельства о монастыре не сохранились, именно 1567 год считается годом первого упоминания о нем. Период конца XVI – начала XVII столетий был временем расцвета Оршиной обители. В ней подвизалось большое количество иноков и послушников, под настоятельством архимандрита проводивших дни в послушаниях и молитвах.

Тяжелые испытания выпали на долю обители в начале XVII столетия. Тогда, в годы Смуты польские и литовские интервенты сжигали целые деревни и города, глумились над святынями, разоряя православные храмы и монастыри. Вознесенский монастырь не избежал поругания и опустошения. В один из набегов он был полностью разорен и сожжен, а его настоятель архимандрит Феодосий со всей братией убиты. Вместе с иноками приняли смерть и крестьяне из 22 приписанных к монастырю деревень, защищавших его вместе с насельниками.

В начале XVII столетия на политическом Олимпе Русского царства настоятели Оршина монастыря играли не последнюю роль, и, даже после всех перипетий Смуты, свидетельством тому является подпись архимандрита Вознесенской Оршиной обители Иосифа под документом собрания Земского собора, в 1613 году избравшем и утвердившем на российском престоле нового царя Михаила Федоровича Романова.

Хотя после изгнания поляков монастырь и был восстановлен, но былое процветание осталось в прошлом. Немногочисленная братия, как и прежде, проводила дни в трудах и молитвах, проходя различные послушания. В ризнице, помимо икон и церковной утвари, хранились три старинных антиминса с вшитыми в них частичками мощей святых и богослужебные сосуды, работала иконописная мастерская. Среди монахов были талантливые изографы, а двое из них, иноки Нифонт и Иов, в 1667 году со слов людей, лично знавших прп. Нила Столобенского, даже написали его образ, сходство которого с ликом обретенных мощей преподобного было просто поразительным.

В связи с обнищанием прихода и малочисленностью насельников Вознесенскую обитель в 1649 году приписали «за скудностью» к Тверскому архиерейскому дому, и следующий виток ее благосостояния пришелся на конец XVIII – начало XIX столетия. Тогда благодаря попечению назначенного на Тверскую архиепископскую кафедру митрополита Григория (Постникова), проникшегося любовью к уединенному монастырю, в нем началось каменное строительство. К Вознесенскому собору пристроили двухпридельную трапезную и двухъярусную звонницу, возвели келейный и хозяйственные корпуса, саму обитель оградили невысоким каменным забором с четырьмя небольшими глухими башенками, а над воротами в стенах ограды выстроили двухэтажный настоятельский корпус.

Митрополит Григорий опекался не только благоустройством обители, но и духовной жизнью ее насельников. Именно он составил для монастырской братии поминальный устав – Синодик, в который включил молитвы за всю Русскую Православную Церковь и всех православных христиан.

Судьба Оршина монастыря в XX столетии

К началу XX столетия обитель была столь малочисленна (в ней подвизались всего семь монашествующих и настоятель), что в 1903 году по распоряжению архиепископа Тверского Димитрия она была преобразована в женскую и для ее управления из Воскресенского женского монастыря Торжка переведена матушка Евдоксия, ставшая первой игуменьей обители. Вместе с ней в монастырь прибыли восемь насельниц, а благодаря мудрому настоятельству матушки Евдоксии уже спустя десять лет в нем насчитывалось около 140 сестер, были выстроены новые кельи, отреставрированы Вознесенский собор и настоятельский корпус. Как и прежде, работала иконописная мастерская, при монастыре была открыта приходская школа для крестьянских детей и амбулатория для больных, а в годы Первой Мировой войны – детский приют.

В 1913 году, году пышного и торжественного празднования 300-летия дома Романовых, усердием матушки Сергии – игуменьи Вознесенской обители, в Твери была выстроена каменная часовня, освященная в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы (в 1990 году часовня освящена вновь во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского).

Черная полоса в судьбе обители наступила в 1919 году, когда, выполняя Декрет новой рабоче-крестьянской власти об отделении государства от церкви, Оршин монастырь местные власти упразднили, ценности экспроприировали, насельниц вместе с последней игуменьей Виталией выселили, хозяйственные постройки снесли, а в Вознесенском соборе устроили хранилище для зерна.

Для Оршина монастыря еще одним испытанием стали годы противостояния Советского Союза и фашистской Германии. В конце первого года войны в обители, расположенной как раз на берегу Волги, размещался штаб войск Красной Армии. В течение двух недель враг обстреливал здания обители, но полностью стереть с лица земли православную святыню не смог. После освобождения Твери (тогда – города Калинина) оказалось, что полностью сгорели деревянные монастырские постройки и артиллерийскими снарядами были сильно повреждены стены собора и настоятельского корпуса.

Судьба обители после окончания Великой Отечественной войны вплоть до конца минувшего столетия была созвучна судьбе многих и многих русских православных святынь – в ее полуразрушенных зданиях гулял ветер, селились птицы и бродячие собаки. Правда, во II половине минувшего века старинный Оршин монастырь, расположенный на живописном берегу Волги, власти Твери решили переоборудовать под санаторий, а в конце 1960-х годов даже начали реставрировать здание Вознесенского собора. И хотя храм обнесли строительными лесами, дальше дело застопорилось, и до начала 1990-х годов обитель так и стояла в запустении, а местные жители постепенно разбирали леса на доски.

Возрождение Оршина монастыря

1990-е годы стали временем возрождения православных святынь России. Реставрировались и открывались храмы, возобновлялась монашеская жизнь в обителях. Первые насельницы появились в Оршиной обители в 1992 году. Молодые инокини – Лариса, Евпраксия и настоятельница Иулиания с энтузиазмом принялись очищать от накопившегося за десятилетия запустения мусора в частично сохранившемся соборе и настоятельском корпусе. В течение нескольких лет монашки жили в обители только в теплое время года, в зимнее время проходя послушания в тверском храме великомученицы Екатерины, вскоре ставшего подворьем Оршина Вознесенского монастыря.

В 1996 году Указом правящего архиерея, митрополита Тверского и Кашинского Виктора, настоятельницей обители была назначена игуменья Евпраксия, под духовным руководством которой подвизались восемь инокинь.

Постепенно восстанавливались здания монастыря, в конце 1990-х годов в нем появились деревянные постройки – храм во имя святителя Савватия Оршинского, Никольская и Предтеченская часовни, а также корпуса трапезной и иноческих келий, здания детского приюта и гостевого домика, была отреставрирована ограда с башенками. К Оршинской обители пролегла асфальтированная дорога, соединившая уединенную православную святыню с расположенным в семи километрах селом Савватьево.

При обители действует приют и филиал епархиальной православной общеобразовательной школы, в котором живут и учатся 20 девочек возрастом от 4 до 17 лет. А инокини Оршина монастыря являются преподавателями богословских курсов, открытых при тверской Свято-Екатерининской женской обители. В настоящее время под настоятельством матушки Евпраксии в обители подвизаются монахини и послушницы, молящиеся «за все человеки», выполняющие различные послушания, возделывающие огороды и трудящиеся на подсобном монастырском хозяйстве.

Есть у Оршина монастыря и свои подворья. В Твери расположена церковь Троицы Живоначальной, в с. Юрьевское – Васильевская часовня, приписанные к нему.