Показать регионы

Памятник Юрию Долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому – бронзовый конный монумент ростово-суздальскому князю Юрию Долгорукому, установленный на Тверской площади напротив здания Московской мэрии в середине XX столетия и единственный памятник советской эпохи, посвящённый, по коммунистической идеологии, «угнетателю масс», каковым в понятии тогдашнего режима являлся предполагаемый основатель Москвы.
В честь 800-летия Москвы

Москва… Сердце России… Город с многовековой историей и непростой судьбой. Молчаливыми свидетелями скольких событий были её улицы, по которым триумфально или с позором в разные периоды шествовали поляки, литовцы, французы, немцы, а в окнах старинных домов отражались их силуэты...

Менялись времена, менялись эпохи, менялись правители и государственные устои, а город на Москва-реке жил своей жизнью, разрастался и хорошел. Создавшие в 1917 году на обломках разрушенной Российской империи новое советское государство большевики вернули Москве статус столицы, два столетия до этого принадлежавший городу на Неве – Санкт-Петербургу – и, национализировав имперское имущество и недвижимость, хозяевами расположились в древнем Московском Кремле.

Неожиданно грянувшая в 1941 году Великая Отечественная война в 1945 году завершилась победой, Москва понемногу возвращалась к мирной жизни, отходя от ужасов военного лихолетья. Близилась 30-я годовщина Великого Октября и 800-летие столицы (общепринятая дата основания Москвы – 1147 год – год первого упоминания её в летописях), которое, по решению руководства страны, необходимо было отпраздновать широко и с размахом. 

Сейчас невозможно предположить, чем руководствовался И. В. Сталин, тогдашний правитель советского государства, в железном кулаке державший огромную страну, в 1946 году изъявивший пожелание установить к 800-летнему юбилею города памятник ростово-суздальскому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Но факт остаётся фактом – живший и правивший в Суздале и Киеве в середине XII столетия князь удостоился чести быть запечатлённым в скульптуре. Нонсенс советского периода, ведь во времена Юрия Долгорукого таких понятий, как «коммунист» и «революционер» попросту не существовало, а сам князь, по коммунистической идеологии, был типичным «угнетателем масс», поэтому памятник советскому «антигерою» никак не вписывался в тогдашнее пролетарское мировоззрение.

Интересно, что в рамках празднования юбилея Москвы предполагалось привезти из Киева и торжественно перезахоронить прах князя, для чего в столицу Украинской ССР даже была отправлена специальная экспедиция, но останки Юрия Долгорукого, находившиеся в считавшемся подлинным и «официальным» месте погребения после исследований оказались принадлежавшими другому человеку и экспедицию быстренько свернули, предпочтя не предавать широкой огласке её результаты.

О конкурсе на лучший проект и его победителе

В сентябре 1946 года был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие многие известные скульпторы тех лет. Среди них была и Вера Мухина – автор скульптурной группы «Рабочий и колхозница», предлагавшая изобразить князя в традиционной для Древней Руси княжеской одежде в стоящей позе, причём весь монумент для придания ему нарядности и праздничности должен был быть украшен разноцветными эмалями (тонким стекловидным покрытием).

Но всё решил случай. Во время описываемых событий в Манеже проходила выставка народных промыслов, в которой участвовал художник и скульптор Сергей Михайлович Орлов. Среди приглашённых были и зарубежные дипломаты. Одна из фигурок скульптора понравилась американскому послу и была подарена ему тогдашним министром иностранных дел Советского Союза В. М. Молотовым, причём без согласия автора. Узнавший об этом С. Орлов написал жалобу (фигурку петушка он пообещал подарить после выставки одному из московских Домов пионеров) и этот инцидент каким-то образом стал известен И. В. Сталину. 

В качестве компенсации вождь народов предложил скульптору принять участие в конкурсе на лучший проект памятника Юрию Долгорукому, который мастер, ожидаемо, и выиграл, но в помощь ему, ранее не работавшему в монументальном искусстве, были назначены скульпторы Анатолий Антропов, Николай Штамм и архитектор Виктор Андреев.

Свято место...

В сентябре 1947 года, в рамках празднования 800-летнего юбилея столицы, на Тверской площади состоялась торжественная церемония закладки памятника. Монумент, которым предстояло украсить площадь, был третьим по счёту памятником, установленным перед домом бывшего московского генерал-губернатора З. Г. Чернышёва (с 1917 года – здание Моссовета, с 1993 года – здание Правительства Москвы). Предшественниками монумента были многофигурная бронзовая конная фигура русского генерала М. Д. Скобелева в окружении фигур солдат, установленная на народные пожертвования в 1912 году и в 1918 году демонтированная большевиками. Свято место решили украсить более подходящей по коммунистической идеологии монументальной группой, которой стала высокая трёхгранная стела советской конституции с вмонтированным в грани её основания текстом первой конституции и статуя Свободы, похожая на богиню Нику. 

Этот монумент также простоял недолго. Считается, что в 1941 году его взорвали в связи с начавшими гулять среди москвичей шутками, явно имевшими политический подтекст о свободе и её запрете властями. Интересно, что голова статуи Свободы уцелела и в настоящее время является экспонатом Третьяковской галереи.

Там Юрий восседает на коне

Памятник Юрию Долгорукому москвичи смогли увидеть лишь через семь лет после его торжественной закладки. Множество причин тормозили возведение монумента, среди которых были и недостаточное финансирование (одновременно с возведением памятника строились так называемые «сталинские высотки» – 7 многоэтажных зданий), и трудности общения между соавторами (С. Орлов часто конфликтовал с коллегами, отстаивая свою точку зрения в некоторых технических моментах), и споры с властями относительно надписи на монументе, которую первым лицам хотелось видеть такой: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как это ни удивительно, но мастеру удалось переубедить руководство и слова «от Советского правительства» на памятной табличке так и не появились.

Все перипетии были завершены и торжественное открытие монумента, на который было затрачено пять с половиной миллионов рублей из бюджета города, состоялось 6 июня 1954 года. 

Величественная конная фигура князя, выполненная из бронзы, представлена в виде привставшего на стременах воина в доспехах и шлеме, правая рука которого вытянута вперёд, как бы указывая место для строительства новой крепости (Юрий Долгорукий традиционно считается основателем Москвы), а в левую руку вложен щит с изображением небесного покровителя города – Георгия Победоносца. Достоверных описаний внешности князя или его изображений не сохранилось, поэтому скульптор создал собирательный образ древнерусского богатыря, готового вступить в ратный бой с неприятелем. 

Высокий, обшитый мраморными плитами постамент, на котором установлен памятник, в верхней части богато декорирован орнаментальными изображениями существ славянской мифологии и мифологических существ античности (птиц Феникса и Сирин, кентавров, василисков, грифонов), а также стилизованными изображениями оленя и льва. 

Лицевую сторону постамента украшают надписи: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому» и «Памятник сооружён в ознаменование 800-летия Москвы 1147 – 1947»

Площадка вокруг памятника выложена мраморными плитами, а по её углам установлены невысокие постаменты с бронзовыми шарами, украшенными орнаментальными витиеватыми растительными узорами. 

Интересные факты

Изначально москвичи памятник Юрию Долгорукому не приняли, а если учесть, в какое время он был установлен, тем более удивительно, что его не постигла печальная судьба многих других монументов, не соответствовавших тогдашней эпохе. Было всё – и открытые возмущения, и многочисленные письма от советских и зарубежных коммунистов в Моссовет, на фоне которых ставший у государственного руля Н. С. Хрущёв решил перенести монумент с тогдашней Советской площади в сквер у Новодевичьего монастыря. К счастью, он этого сделать не успел, а следующим руководителям страны было уже не до памятника.

С именем Н. С. Хрущёва связан ещё один интересный факт. У отлитого из бронзы коня все мелкие детали были выполнены очень натурально, включая половые признаки фигуры животного, что очень не понравилось первому секретарю ЦК КПСС, а его недовольство в итоге вылилось в так называемое «оскопление» фигуры коня. 

Изображение памятника Юрию Долгорукому украшает реверс памятной медали, выпущенной в рамках подготовки к Олимпиаде (1980 год), реверс юбилейной монеты достоинством 100 рублей, отчеканенной к 850-летнему юбилею Москвы (1997 год) и почтовую марку, выпущенную к 840-й годовщине города (1987 год). 

«Своим» для москвичей памятник Юрию Долгорукому стал уже в нашем веке, чему немало поспособствовал мэр города Юрий Лужков, занимавший этот пост до 2010 года. Тогдашний мэр стал инициатором проведения всех официальных городских мероприятий на Тверской площади у монумента князю, а также выпуска различных праздничных плакатов с изображением памятника.