Показать регионы

Петропавловский собор (Санкт-Петербург)

Один из главных символов Санкт-Петербурга и один из известных действующих православных соборов города, являющийся центральным композиционным элементом Петропавловской крепости и одновременно усыпальницей представителей династии Романовых. Памятник архитектуры XVIII века, охраняемый государством.
Исторический центр города на Неве украшает творение архитектора Доменико Трезини –  собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, более известный как Петропавловский собор, а его колокольня с высоким шпилем – самый узнаваемый в мире символ северной столицы.

Первый храм новой столицы

Заячий остров… Один из многих островов в дельте Невы, которому суждено было стать центром новой столицы будущей империи. Именно на Заячьем острове в мае 1703 года Пётр I повелел основать крепость, назвав её «Санкт-Петербург». Среди многих строений, выросших внутри крепостных стен всего за одно лето 1703 года, была и деревянная церковь, освящённая в апреле 1704 года во имя апостолов Петра и Павла митрополитом Великоновгородским и Великолуцким Иовом. Кстати, по наименованию этого храма спустя некоторое время и крепость стали называть Петропавловской, а постройки на соседних постепенно обживаемых островах – Санкт-Петербургом.

Интересно, что внедрявший всяческие европейские реформы император Пётр I не смог обойти своим вниманием и возведение в крепости первого православного храма, архитектура которого должна была в корне отличаться от традиционных культовых построек Руси, став строением нового времени, символизирующим исключительное и главенствующее значение Санкт-Петербурга как столицы зарождавшейся Российской империи. Вместо традиционной пятиглавой крестово-купольной в плане церкви крепость украсилась деревянным, выкрашенным под мрамор жёлтого цвета храмом, увенчанным тремя шпилями и высокой (по подобию голландской башни) колокольней. На шпилях новой церкви в праздничные и воскресные дни торжественно поднимались флаги.

Петропавловский храм стал одним из любимых детищ Петра I, ведь с его колокольни открывалась прекрасная панорама строящегося на островах города, которой часто любовался государь-реформатор, с гордостью показывая её приглашённым гостям.

Собор Петра и Павла в камне

Выросшему на островах дельты Невы Санкт-Петербургу указом Петра I в 1712 году был присвоен статус столицы Российской империи и деревянный Петропавловский храм, к тому времени несколько обветшавший, не соответствовал высокому статусу столичного города. Поэтому в июне 1712 года на месте прежней церкви был заложен новый каменный храм, значение которого как кафедрального собора и усыпальницы царствующих представителей династии Романовых определялось специальным указом Петра I.

Составление проекта и воплощение его в жизнь самодержец поручил первому архитектору северной столицы Доменико Трезини, с 1706 года перестраивавшему Петропавловскую крепость в камне. Талантливый итальянец всю свою жизнь посвятил благоукрашению нового стольного града и Петропавловский собор стал одним из его бессмертных творений. Согласно Высочайшему повелению возведение нового храма рабочими под руководством Д. Трезини началось со строительства многоярусной колокольни, верхний ярус которой в 1723 году увенчал оббитый медными позолоченными листами высокий шпиль (работа голландского плотничного мастера Харман ван Болоса), на вершину которого был установлен флюгер в виде фигуры ангела с распростёртыми крыльями и крестом, выполненный по чертежу Д. Трезини. Благодаря этому шпилю колокольня Петропавловского собора на 32 метра превзошла высоту колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Второй отличительной особенностью колокольни, кроме высокого шпиля с флюгером, стали часы-куранты, специально закупленные Петром I в Голландии за баснословную по тем временам сумму – 45 тысяч серебряных рублей. Установленные в 1724 году на колокольню куранты являлись уникальным часовым механизмом, включавшим в себя 35 больших и малых колоколов, а их ежечасный и полуденный звон служил ориентиром времени для жителей города.

Постройка самого собора затянулась на долгие годы, и Пётр I, скончавшийся в 1725 году, не увидел любимое детище в завершённом виде. Достраивали храм уже при следующих правителях – Екатерине I, Петре II. Стоит отметить, что над созданием одного только 20-метрового иконостаса целых четыре года трудились архитекторы и художники под руководством Ивана Зарудного и Андрея Поспелова. Только при императрице Анне Иоанновне все внешние и внутренние работы были закончены и в 1733 году архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович) – верный сподвижник Петра Великого – совершил чин освящения собора, на котором присутствовала лично Её Императорское Величество со свитой, представители духовной и светской власти.

Особенности архитектуры и интерьеров собора

Как и задумывал Пётр I, Петропавловский собор стал первым культовым строением, возведённым по западно-европейским канонам и положил начало новому стилю в русском зодчестве – пышному и красочному, но одновременно более сдержанному, чем европейское, «петровскому барокко».

Вместо традиционной крестово-купольной формы и пятиглавого навершия выполненное в форме прямоугольника и ориентированное с запада на восток здание «зального» типа (ширина – 27,5 метров, длина – 61 метр, высота – 122,5 метров) увенчал высокий купол, а его многоярусная колокольня со шпилем стала центральным композиционным элементом всего строения. Во внешнем оформлении фасадов собора и колокольни Доменико Трезини использовал излюбленные элементы европейского «барокко» – рустованные колонны и пилястры, декоративное оформление окон, но в отличии от западного стиля, слишком перегруженного контрастным лепным декором и изобилием скульптур, здание Петропавловского собора, не лишённое торжественности и пышности, выглядит лаконично и рационально.

Оформлению колокольни, архитектурной доминанты города, зодчий уделил особое внимание – украсил углы двух её ярусов завитками (валютами), завершил третий ярус восьмискатной золочёной крышей с обрамлёнными массивными белокаменными рамами окнами, установил на неё стройный световой барабан, завершив его золотой короной и башенкой – основанием шпиля, а на самую макушку 40-метрового шпиля поместил 3,2-метровую фигуру ангела с распростёртыми на 3,8 метров крыльями и крестом.

Внутреннее убранство собора, как и его внешний облик, отличается от традиционных плановых решений православного храма. Вытянутое пространство спроектированного в виде зала помещения, разделено на три продольных части (нефа) декорированными под мрамор пилястрами, с крестовыми сводами, оформленными орнаментальными росписями; полами, выложенными известняковыми плитами; лепным декором в оформлении пилонов, Царских врат и иконостаса; сюжетными композициями в росписях стен и картин; пышными плафонами и люстрами из позолоченной бронзы, декорированными горным хрусталём и цветным венецианским стеклом – больше напоминает дворцовый парадный зал.

Но главное украшение интерьера – позолоченный резной иконостас и Царские врата – великолепнейшие произведения искусства, над созданием которых трудились московские резчики Оружейной палаты с 1722 по 1726 год. Мастера, выполнившие из лиственницы и липы иконостас в виде триумфальной арки, включили в его оформление орнаментальную резьбу и объёмную скульптуру, расположив по обе стороны от Царских врат фигуры архангелов Михаила и Гавриила, а по обе стороны от центрального образа Воскресения Христова – фигуры ветхозаветных царей Давида и Соломона. Пышно и богато декорированы царское место с атрибутами монаршей власти – короной, скипетром и мечами (справа от алтаря) и симметрично от него – проповедническая кафедра. Кстати, практику чтения проповедей в православной церкви завёл именно Пётр I и Петропавловский собор стал первым русским храмом с кафедрой.

43 иконы с изображениями ветхозаветных святых, великих князей и княгинь и тезоименитых святых – покровителей династии Романовых – для выполненного в виде триумфального сооружения  иконостаса с обилием скульптур и барочного декора написаны иконописцем Оружейной палаты Московского Кремля Андреем Меркурьевым Поспеловым, а картины – известными живописцами XVIII столетия Андреем Матвеевым, Георгом Гзеллем, Дмитрием Соловьёвым.

В соборе, помимо чудотворных икон, хранились и святыни – часть ризы Господней и часть главы святого мученика Иакова Персиянина в серебряных ковчегах.

Более двух столетий Петропавловский собор являлся храмом воинской доблести и славы. Первые шведские знамёна, захваченные у неприятеля в 1710 году при взятии Выборга, были торжественно внесены в ещё деревянный Петропавловский храм, положив начало традиции украшения стен собора неприятельскими штандартами и знамёнами. В настоящее время на стенах располагаются копии турецких и шведских знамён, вместо переданных в начале XX столетия на хранение в Эрмитаж оригиналов.

Дальнейшая судьба собора

В своём первоначальном виде собор просуществовал бы и до настоящего времени, но весной 1756 года во время грозы загорелся и рухнул на кровлю здания деревянный шпиль не оборудованной громоотводом колокольни, в результате чего вся она, охваченная огнём, была сильно повреждена, а в огне погибли её уникальные куранты. К счастью, из здания сильно пострадавшего собора успели вынести уникальный иконостас, благодаря чему после проведённых в 1756–1757 годах ремонтно-восстановительных работ он был водружён на место. В 1773 году в юго-западной части собора был совершён чин торжественного освящения придела во имя великомученицы Екатерины Александрийской.

Здание же колокольни пришлось возводить заново, ведь после пожара по её стенам пошли большие трещины. Для строительства новой колокольни предлагались разные варианты проектов, но ни один из них императрице Елизавете Петровне не понравился, поэтому было принято решение возводить здание «по образу и подобию» предыдущего, причём для большей устойчивости его фундамент укрепить дополнительными сваями. В 1760 году кладку колокольни разобрали до первого яруса и в следующем году начались строительные работы, завершившиеся в 1776 году уже при императрице Екатерине II. Высота шпиля увеличилась, он украсился новой фигурой ангела, а башня – новыми курантами, состоящими из 31 колокола разных размеров, выполненными по заказу председателя Санкт-Петербургской Канцелярии от строений графа В. В. Фермора в Голландии. Эти куранты, несколько усовершенствованные в 1856 году (на циферблатах установили минутные стрелки) сохранились до наших дней и являются старейшими наружными часами северной столицы.

Фигура летящего ангела, установленная на макушке шпиля колокольни, с самого дня освящения Петропавловского собора считалась петербуржцами ангелом-хранителем города, поэтому, когда в 1829 году порывами штормового ветра она была сильно повреждена, вопрос о её восстановлении стал очень остро. Определённые трудности, связанные с высотными работами, требовали больших денежных вложений, но благодаря стараниям кровельного мастера Петра Телушкина, вызвавшегося исправить повреждения, в 1830 году фигуре ангела был возвращён первоначальный вид. Бесстрашный мастер ежедневно, в течение шести недель поднимался с помощью верёвок на шпиль колокольни и, закрепив у его основания верёвочную лестницу, занимался ремонтно-восстановительными работами.

Свой настоящий вид соборная колокольня приобрела в 1857–1858 годах, когда известным учёным-механиком и инженером Дмитрием Ивановичем Журавским была разработан совершенно новый вариант конструкции шпиля, включивший в себя каркас в виде связанной кольцами восьмигранной усечённой пирамиды с заменой деревянных стропил металлическими. В результате реконструкции шпиля высота колокольни увеличилась до 122,5 метров и до 2013 года её здание являлось самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив первенство лишь 42-этажному 145,5-метровому небоскрёбу «Башня «Лидер» и 124-метровому жилому комплексу «Князь Александр Невский».

До 1858 года Петропавловский собор являлся кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии, но после возведения и освящения Исаакиевского собора этот статус был присвоен новому городскому храму, а Петропавловский собор был передан в ведение Министерства императорского двора.

Соборный храм Петропавловской крепости действовал до 1919 года, после его закрыли, а многие ценности – церковную утварь, иконы, богослужебные книги – передали в другие городские музеи. Собор, которому вскоре после Октябрьской революции был присвоен статус памятника архитектуры, в 1924 году стал музеем, действовавшим до начала Великой Отечественной войны. Во время блокады и обстрела Ленинграда для сохранения от снарядов уникальный шпиль колокольни закрасили, а ангела и крест обернули мешковиной. Благодаря этому высотный городской ориентир остался неповреждённым, хотя во время частых бомбёжек сильно пострадали фасады и интерьеры здания. В 1950-х годах был проведён целый комплекс ремонтно-реставрационных работ, позволивших вернуть зданию первоначальный вид, а в 1954 году собору присвоили статус филиала Государственного музея истории Санкт-Петербурга, в котором он пребывает и в настоящее время. В 1996 году в собор был назначен настоятелем игумен Александр (Фёдоров), с 1999 года возобновились торжественные богослужения в храмовый престольный праздник, а с 2008 года божественные литургии служатся в воскресные дни, великие двунадесятые праздники, а также совершаются особые поминовения в дни памяти Российских государей и Великих князей.

Усыпальница династии Романовых

Ещё только планируя строительство Петропавловского собора в камне, император Пётр I задумал его как некрополь, продолжив таким образом древнерусскую традицию погребений в главном храме государства представителей правящей династии. Ориентируясь на храмы Московского Кремля – Архангельский собор, где традиционно хоронили Великих князей и царей (от Ивана Даниловича Калиты до Иоанна V Алексеевича), и собор Вознесенского монастыря, служивший усыпальницей представительниц великокняжеского и царского рода, Петропавловский собор должен был стать некрополем царствующей династии Романовых.

И первое погребение в стенах ещё деревянного храма состоялось в мае 1708 года, когда там была захоронена умершая двухлетняя дочь Петра I и его второй супруги Екатерины. В 1715 году под колокольней погребли невестку государя и супругу его сына царевича Алексея принцессу Софию-Шарлотту Вольфенбюттельскую (в православии – Наталью Петровну), а в 1716 году – вторую супругу царя Фёдора Алексеевича Марфу Матвеевну Апраксину.

Спустя девять лет внутри уже каменного храма соорудили небольшую временную деревянную часовенку, в которой в 1725 году отпели первого российского императора Петра Великого, а в 1727 году – его супругу Екатерину I. Их тела находились в этой часовне до 1731 года, после чего были торжественно захоронены в общем склепе, над которым установили высеченные из белого алебастра надгробья. Все умершие в малолетстве дети Петра I и Екатерины I также были погребены в стенах собора.

С тех пор в течение без малого двух столетий в некрополе Петропавловского собора хоронили всех царствующих особ из династии Романовых за исключением императора Петра II Алексеевича, умершего в 1730 году в Москве и погребённого в Архангельском соборе Кремля, и Иоанна VI Антоновича, убитого в 1764 году в Шлиссельбургской крепости (точное место захоронения императора-узника до сих пор неизвестно). С 1831 года, когда повелением императора Николая I в соборе был погребён его брат Великий князь Константин Павлович, там стали хоронить и ближайших родственников монархов.

Императорские захоронения очень пышно и богато оформлялись многочисленными золотыми и серебряными венками с лампадами, иконами в окладах из драгоценных камней, памятными медалями, знамёнами и живыми цветами. После замены алебастровых надгробий Петра Великого и Екатерины I в 1770-х годах мраморными плитами в виде продолговатых ящиков, до 1840-х годов такие же саркофаги устанавливали и над новыми захоронениями. С 1860-х годов последующие места погребений оформлялись гробницами из белого итальянского мрамора, к которым прикреплялись доски с памятными надписями и кресты.

К концу XIX столетия в стенах собора было уже 46 мраморных надгробий и места для следующих захоронений уже не осталось, поэтому царствовавший тогда Александр III повелел выстроить рядом с собором Великокняжескую усыпальницу. Работы по возведению нового некрополя, проект которого составил известный российский архитектор Давид Иванович Гримм, а усовершенствовал Антоний Осипович Томишко, начались в 1897 году и продолжались до 1908 года. В тот же период рядом со строящейся усыпальницей устроили дом причта Петропавловского собора.

Здание царской усыпальницы, рассчитанное на 60 двухъярусных захоронений, было выстроено с учётом архитектурных особенностей и декоративного украшения Петропавловского собора, а оформление его интерьеров, галереи, соединившей два здания, и ограды со стороны Соборной площади выполнено по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Верх некрополя зодчий увенчал куполом и луковичной главкой, фасады усыпальницы украсил мозаичными картинами с изображением икон Пресвятой Богородицы, связанных с историей династии Романовых – Иверской, Казанской и Феодоровской, созданными по оригинальным рисункам русского художника Николая Николаевича Харламова и установленными на здание некрополя в июле 1907 года. В декоре интерьеров некрополя Л. Н. Бенуа использовал мрамор и золочёную бронзу.

В 1908 году в усыпальнице был устроен и освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского придел, а иконы для него и запрестольный витраж Воскресения Господня созданы художником Николаем Александровичем Бруни. За семь лет (с 1908 по 1915 год) в новой усыпальнице были погребены 13 представителей императорской фамилии Романовых, причём 8 захоронений из этого количества перенесены из Петропавловского собора.

В годы советской власти царский некрополь был варварски разграблен, его здание использовалось как книжный склад, переплётный цех и типография, пока в 1994 году не было передано Государственному музею истории города на Неве. В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был погребён правнук императора Александра II князь Владимир Кириллович, а в 1995 году туда же перенесён прах его родителей – Великого князя Кирилла Владимировича и Великой княгини Виктории Фёдоровны.

Знаковым событием для истории Петропавловского собора стало погребение в июле 1998 года в его Екатерининском приделе останков расстрелянных большевиками императора Николая II и его семьи. В 2006 году в храме была перезахоронена императрица Мария Фёдоровна – мать последнего государя из рода Романовых Николая II, умершая в 1928 году в Дании.

Поскольку Петропавловский собор являлся императорским некрополем, то вся его церковная деятельность была ориентирована на отпевание и траурные панихиды по усопшим членам династии Романовых, поэтому в соборе никогда не совершались богослужения другого рода – крещения и венчания. В отдельных, исключительных случаях в соборе отпевали комендантов Петропавловской крепости, погребение которых совершалось на кладбище у стены собора.

Информация для туристов (как добраться, что посмотреть)

В собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла, расположенный на территории Петропавловской крепости и являющийся её композиционным центром, можно попасть ежедневно с 10.00 до 19.00 часов, в воскресенье – с 11.00 до 19.00 часов (без выходных), причём вход в саму крепость абсолютно бесплатный. Для желающих полюбоваться видами окрестностей с 1 мая по 30 сентября действуют обзорные сеансы на соборной колокольне: в 11.30, 13.00, 14.30 и 16.00 часов (среда – выходной).

Добраться до одной из главных достопримечательностей северной столицы очень просто – для этого нужно доехать на метро либо до станции «Горьковская» и, выйдя из метрополитена, повернуть направо к Александровскому парку (не путать с Александровским садом!), на выходе из которого откроется панорама Петропавловской крепости. Либо доехать на метро до станции «Спортивная», пересесть на трамвай №№ 6, 40, либо выйдя на станции метро «Петроградская», пересесть в автобус № 46 или маршрутное такси №№ 46, 76, 183, 223.

На территории музейного комплекса Петропавловского собора действуют очень интересные и познавательные постоянные экспозиции. Так, в Царских комнатах собора, расположенных в соединяющей собор и усыпальницу галерее, находятся воссозданные в конце минувшего века пышные интерьеры комнат, в которых останавливалось монаршее семейство во время посещения ими Петропавловской крепости. В соборной колокольне собраны чертежи и фотографии – немые свидетели её трёхсотлетней истории, а обстоятельный рассказ экскурсовода позволит узнать много нового не только о возведении колокольни и её дальнейшей судьбе, но и об уникальных колоколах, курантах, а также об истории шпиля колокольни и венчающего его ангела.