Показать регионы

Собор Рождества Христова (Христорождественский монастырь)

Собор Рождества Христова – самый большой храм Христорождественского женского монастыря в Твери. Выстроенный в начале XIX столетия в классическом стиле на месте более древней церкви монументальный собор, в настоящее время является композиционным центром монастырского ансамбля, самым красивым храмом женской обители и имеет статус памятника архитектуры федерального значения. 
О деревянном соборе и его каменном преемнике

С основанием девичьей обители в начале XV столетия её главным храмом стала церковь в честь Рождества Христова, давшая название и самому монастырю. О первой соборной церкви сведений не сохранилось, только известно, что выстроена она была из дерева, благоукрашена иконами, богослужебной утварью и книгами.

Этот Христорождественский храм существовал в монастыре до начала XVII века, когда обитель была разграблена поляками, а её деревянные строения преданы огню. В 1613 году, после изгнания интервентов, усилиями настоятельницы и послушниц был возведён новый деревянный собор с шатровым навершием и прежним посвящением, а в 1646 году царь Алексей Михайлович одарил соборную Христорождественскую церковь новыми богослужебными книгами, церковной посудой и ризами. 

К началу XVIII столетия соборный храм обветшал, поэтому его разобрали и на том же месте в 1716–1717 годах выстроили новую деревянную церковь, а спустя полвека, в 1765 году, её заменили каменным собором с главным престолом в честь Рождества Христова и приделами – во имя прп. Алексия, человека Божия и в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Главный престол нового собора был освящён в 1773 году, в 1795 году храм был украшен росписями, а в 1797 году — покрыта железом его крыша. 

С каждым годом росло количество паломников, посещавших девичью обитель, и каменный собор уже не мог вместить всех желающих, да и в приделе прп. Алексия образовалась большая трещина, поэтому по благословению архиепископа Тверского Мефодия (Смирнова) в 1810 году рядом с прежним храмом началось возведение нового каменного Христорождественского собора, ктитором которого стали императрица Елизавета Алексеевна (супруга Александра I) и великая княгиня Екатерина Павловна, а на торжественном молебне в честь строительства собора, совершённом в июне 1810 года, присутствовал сам император Александр I.

Спустя два года здание храма было отстроено и после небольшого перерыва в работах, связанного с Отечественной войной 1812 года, началась внутренняя отделка, но по неизвестной причине в одну ночь здание просто рухнуло, к счастью, не принеся ущерба людям и расположенным вблизи него строениям. 

Настоятельница монастыря игуменья Аполлинария не отказалась от идеи строительства нового собора, поэтому в 1814 году было начато возведение существующего в настоящее время здания. Спустя шесть лет, в 1820 году, все строительные и отделочные работы были завершены и в том же году были торжественно освящены главный – Христорождественский, и придельный – Тихвинский, престолы, а в 1824 году – престол во имя прп. Алексия, человека Божия. 

Авторство проекта здания собора традиционно приписывается известному зодчему начала XIX века Карлу Ивановичу Росси, который в 1810-х годах работал в Твери над перестройкой Императорского дворца, что вполне вероятно, хотя никаких документов, подтверждающих это, не сохранилось. Как бы то ни было, новый соборный храм стал украшением девичьей обители и самым красивым культовым строением монастыря. 

После освящения главного престола в Христорождественский собор была перенесена чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которую заботами игуменьи Аполлинарии украсили новой ризой, жемчугом и бриллиантами.

В 1850-х годах на пожертвования тверских купцов в соборе устроили печи, а в 1869 году его стены и своды расписали фресковыми картинами библейской тематики. До начала XX века в соборном храме совершались богослужения, но после государственного переворота, когда Российская империя стала Страной советов, в судьбе Христорождественского собора произошёл крутой поворот. Именно новые хозяева страны – большевики-атеисты – после 1917 года стали планомерно разрушать многовековые устои жизни горожан и селян, закрывая храмы и монастыри, сбрасывая колокола и разоряя ризницы. Главный храм Христорождественского монастыря был закрыт в 1922 году и первые несколько лет его здание использовалось под склады, а после 1945 года было переоборудовано под спортивный клуб «Спартак» с залом, душевыми и раздевалками. 

В таком неприглядном виде – в постоянной сырости, с прогнившими оконными рамами, плесенью, грибком и без мало-мальского ремонта фасадов – в 1999 году здание храма было возвращено возрождённой решением Священного Синода в апреле того же года Христорождественской женской обители. 

Сразу после возвращения собора монастырю в нём начались ремонтно-реставрационные работы и уже в январе 2000 года в храме было совершено первое после долгих лет забвения богослужение.

Уникальную фресковую живопись восстанавливали по крупицам специалисты реставрационно-строительной компании «Межрегионреставрация», трудившиеся над фресками собора несколько лет. Благодаря им в настоящее время яркие, насыщенные фресковые картины, расположенные в своде храма, восстановлены, а также выполнены штукатурные, малярные и белокаменные работы, включившие в себя полный ремонт фасадов. 

В настоящее время Христорождественский собор является действующим, в нём ежедневно совершаются богослужения и отправляются церковные требы. 

Архитектура и внутреннее убранство собора

Монументальное двухэтажное здание собора, выстроенное из кирпича, оштукатуренное, окрашенное в яркий жёлтый цвет и декорированное белокаменными деталями, выполнено в стиле позднего классицизма, популярного в церковной архитектуре в начале XIX века. Его фасады украшены идущими во всю их высоту выступами (ризалитами), в верхней части подчёркнуты дорическим фризом. С трёх сторон, кроме восточной, фасады собора оформлены четырёхколонными портиками тосканского ордера, завершёнными антаблементом и высокими треугольными фронтонами и прорезаны обрамлёнными пилястрами прямоугольными окнами. Верх здания венчают пять больших шлемовидных глав с крестами на яблочках, покоящиеся на массивных цилиндрических барабанах, богато декорированных белокаменными деталями (пилястрами ионического ордера, тягами, архивольтами, карнизом и фризом). Барабан центральной главы сделан световым, боковые – глухими с ложными оконными проёмами. 

Внутреннее пространство разделено четырьмя массивными столбами-пилонами, поддерживающими подпружные арки купола. Главный элемент интерьера храма сегодня – его фресковая живопись. Свод собора украшает изображение Господа Саваофа с младенцем Христом на руках и парящим ангелом – Святым Духом – в окружении ангелов, архангелов и шестикрылых серафимов. Восстановление фресковой росписи стен пока не начато, как и остальные работы по благоустройству интерьера, но уже установлен выполненный из дерева новый, трёхъярусный иконостас, постепенно наполняющийся иконами. От былого великолепного убранства собора до наших дней ничего не сохранилось, исключение составляют лишь массивные двухстворчатые металлические двери да узорчатые решётки в оконных проёмах.