Показать регионы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Суздальском кремле – один из самых древних храмов северо-восточной Руси с сохранившимися до наших дней уникальными Золотыми воротами и фресковой живописью. В настоящее время собор является действующим храмом Владимирской и Суздальской епархии, находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника и охраняется государством.
От храмов Владимира Великого и Юрия Долгорукого...

Главным композиционным элементом Суздальского кремля является старинный белокаменный храм – собор Рождества Пресвятой Богородицы, история которого уходит корнями в далёкий X век – время распространения князем Владимиром Великим христианства на Руси. Принесший свет веры Христовой в суздальскую землю князь Владимир Святославич повелел выстроить в Суздале деревянный собор, после окончания строительства освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы и украшенный церковной утварью и иконами. Этот храм стал самой значимой постройкой тогдашнего кремля, его архитектурной доминантой и первой православной святыней, в которой суздальцы впервые услышали слово Божье. Богородице-Рождественскому собору сразу после освящения придали статус общегородского храма, посещать богослужения в котором могли все без исключения суздальцы. Этот статус собор сохранил и во все последующие века его существования. 

Существование первого Богородице-Рождественского храма было недолгим – простоявший почти столетие, в 1096 году он вместе со всеми деревянными постройками кремля погиб при пожаре, но вскоре был выстроен киевскими зодчими из тонкого обожжённого кирпича (плинфы), украшен живописью и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. 

Величественный соборный храм, поставленный на слабом фундаменте, спустя несколько десятилетий обветшал и по указу князя Юрия Долгорукого, предположительно, в 1140-х годах, был разобран и восстановлен в прежних формах на мощном фундаменте, врытом в глубокий котлован и увенчан тремя шлемовидными главами. 

В середине XII века собор стал княжеской усыпальницей – первыми в нём были захоронены сыновья Юрия Долгорукого – Иван в 1147 году и Святослав в 1174 году. Позднее в храме были похоронены младший брат князя Александра Невского Андрей Ярославич в 1264 году и представители известных княжеских и боярских родов – Бельские, Вольские, Скопины-Шуйские, Ногтевы. Помимо представителей княжеских родов в храме нашли упокоение и архиепископы Суздальские Арсений в 1625 году и Илларион в 1707 году. 

Уже при княжении во Владимире Всеволода Юрьевича Большое Гнездо в 1194 году по его указу Успенский собор был капитально отремонтирован, а главы покрыты оловянными листами. 

… к Богородице-Рождественскому собору Юрия Всеволодовича

К началу XIII столетия Успенский собор обветшал и по указу князя Юрия Всеволодовича (сына Всеволода Большое Гнездо) в 1222 году был разобран и на его фундаменте началось строительство нового собора, продолжавшееся три года.

Фасады выстроенного из плинфы белокаменного собора с тремя притворами, облицованные с наружной и внутренней сторон плитами белого известняка, мастера украсили богатой резьбой с затейливыми орнаментами, фигурным аркатурным колончатым пояском, женскими масками и фигурами львов и увенчали его тремя шлемовидными главами на высоких барабанах. 

В 1225 году по завершении всех строительных работ богато украшенный иконами и церковной утварью новый собор был торжественно освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1233 году его интерьеры были дополнены фресками, а пол выложен разноцветными мраморными плитами.

Через несколько лет после освящения, в 1238 году, во время нашествия татар Богородице-Рождественский собор подвергся разграблению, но спустя время вновь был благоукрашен и более двух столетий никаким разрушениям не подвергался. Лишь в 1445 году, когда Суздаль пал перед казанскими татарами и был сожжён, сильно пострадала от огня и обрушилась верхняя часть собора. 

В таком полуразрушенном виде соборный храм простоял до первой половины XVI века и только благодаря епископу Суздальскому Геннадию, хлопотавшему о восстановлении православной святыни перед московским князем Василием III Ивановичем, в 1528 году верхняя часть здания до уровня аркатурно-колончатого пояса была разобрана и выстроена из кирпича, причём строители, подняв собор вдвое выше прежнего, постарались максимально сохранить первоначальные формы и роспись интерьеров. Единственным отличием нового собора от прежнего стало навершие – вместо трёх глав храм увенчали пятью главами, покоящимися на высоких световых барабанах. В декабре 1530 года восстановленный собор был освящён и в нём, как и прежде, начали совершаться богослужения и отправляться церковные требы. Размеры собора (длина – 24,5 метра, высота – около 33 метров) с тех пор и до наших дней остались неизменными.

Мирная жизнь в Суздале была прервана в начале XVII столетия, когда Московское царство лихорадила Смута – время польской и литовской интервенции. Хозяйничавшие в городе поляки и литовцы полностью разграбили ризницу собора и более чем на полгода богослужения в нём прекратились. 

Дальнейшая судьба собора

С воцарением Михаила Фёдоровича Романова по его указу при архиепископе Суздальском Серапионе в 1635–1636 годах интерьеры собора были восстановлены, украшены росписями и устроены приделы во имя Фёдора и Иоанна, Суздальских чудотворцев. Видимо, тогда же на хорах были освящены пять престолов: во имя Архангела Гавриила, Димитрия Солунского, трёх святителей (Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого), в честь Вознесения Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Рядом с соборным храмом была выстроена шатровая колокольня, на которую подняли 21 колокол, причём самый большой весил более 8 тонн. 

В 1680-х годах, когда митрополичью кафедру в Суздале возглавлял архиепископ Илларион, в Богородице-Рождественском соборе были разобраны хоры и упразднены их престолы, растёсаны окна и убраны многие надгробья, количество которых в тот период доходило до сорока. Стараниями митрополита Иллариона в храме появилась новая церковная утварь, богослужебные книги и облачение священников, пышный пятиярусный иконостас с иконами в окладах из драгоценных камней с золотом и серебром, а главы покрыты белым железом и увенчаны медными с позолотой крестами. В ризнице собора хранились драгоценные царские и княжеские вклады (напрестольные кресты, кадила, чаши, рукописные книги и шитые золотыми нитями покровы) и предметы церковного обихода, а сам храм был соединён крытой галереей с Архиерейскими палатами.

Уникальными памятниками собора стали сохранившиеся до наших дней, сделанный по заказу митрополита Иллариона выносной ажурный медный фонарь в виде пятиглавой церкви и западные и южные Золотые ворота, выполненные в технике огневого золочения неизвестными мастерами, предположительно, в 1720–1730-х годах. Удивительные по красоте двери состоят из двух открывающихся створок с медными позолоченными пластинами, на которых изображены фантастические птицы и звери, сюжеты из Евангелия и Библии, а ручки представляют собой львиные головы, держащие в пастях массивные бронзовые кольца. 

Благоустройство собора продолжилось и в дальнейшем. После случившегося в 1719 году большого пожара главы собора, его интерьеры и убранство сильно пострадали, но вскоре были восстановлены. Так, в 1748–1750 годах была отремонтирована его кровля, установлены новые луковичные главы и позолочена центральная глава, и, предположительно, в тот же период с северной стороны храма были пристроены приделы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня и устроена система отопления. В 1775 году поновлена роспись храма, в 1791 году на колокольню был поднят самый большой колокол весом без малого 12,5 тонн, а в 1815–1816 годах на пожертвования церковного старосты и прихожан к храму была пристроена паперть. В 1895 году в соборе усовершенствовали систему отопления, заменив её на калориферное – под полом была устроена целая система воздушных каналов.

В середине XIX столетия в причте собора числились протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика, проживавшие в церковных домах и получавшие доходы от вложения ценных бумаг, за отправление церковных треб и положенное Священным Синодом жалование. 

Собор в XX веке и в наши дни

Богородице-Рождественский собор был действующим до начала минувшего столетия, но в 1923 году, когда архитектурному ансамблю Суздальского кремля был присвоен статус музея, богослужения в соборе прекратились и он стал составной частью музейного комплекса. 

В 1950-х годах в соборе в рамках программы сохранения памятников архитектуры были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, в результате которых здание было освобождено от позднейших надстроек, открыта и частично восстановлена фресковая живопись, выполненная суздальскими и ростовскими мастерами XIII столетии. После проведённых работ в 1960 году здание собора было принято на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения.

В 1991 году здание храма было возвращено верующим и в нём было совершено первое после долгих лет молитвенного молчания богослужение. В 1992 году собор Рождества Пресвятой Богородицы вошёл в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и в настоящее время является одновременно действующим храмом Владимирской и Суздальской епархии, в котором совершаются богослужения, и музейной экспозицией Владимиро-Суздальского музея-заповедника, двери которой открыты для всех желающих каждый день с 10.00 до 18.00 часов, кроме среды.