Показать регионы

Собор Спас на Крови

Собор Воскресения Христова (другое название – Спас-на-Крови) – один из самых ярких и необычных по своему назначению и красочному декоративному оформлению православных храмов Санкт-Петербурга, выстроенный на рубеже XIX–XX вв. В наши дни является памятником русского зодчества, охраняемым государством.
На протяжении всей многосотлетней истории России яркими акцентами обозначены события, ставшие вехами её судьбы. Такими были и великое крещение Руси князем Владимиром, и сражения Александра Невского и Дмитрия Донского, и период царствования Ивана Грозного, и Смута, и воцарение на российском престоле первого представителя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича. Среди потомков новой царской династии – реформаторов и консерваторов, деспотов и воителей, времена правления которых вошли в историю как переломные моменты в судьбе государства, обособленно стоит фигура императора Александра II – государя-Освободителя, государя-Мученика.

Дань памяти императору-Освободителю

Царствование государя Александра II, одержавшего победу в войне с турками и отменившего крепостное право в России (за что и был назван Освободителем), закончилось трагически – 1 марта 1881 года он получил смертельную рану от брошенной под колёса его конного экипажа самодельной бомбы, став первым из двух венценосных особ, погибших от рук своих подданных (завершил печальную статистику внук Александра II – последний император Всероссийский Николай II, расстрелянный вместе с семьёй большевиками в 1918 году). Трагедия, произошедшая на набережной Екатерининского канала (сейчас канал Грибоедова) в марте 1881 года, всколыхнула умы и опечалила сердца миллионов людей во всей империи. И уже на следующий день после гибели императора Александра II и провозглашения новым государем Александра III 2 марта 1881 года Городская дума обратилась к новому самодержцу с предложением возвести на месте гибели его отца памятник или часовню, что император Александр III и одобрил, высказав лишь пожелание о возведении не часовни, а именно церкви. И пока созданная в экстренном порядке комиссия разрабатывала условия для участия архитекторов в конкурсе на проект нового мемориального храма, спустя всего месяц с небольшим после гибели царя-Освободителя на набережной появилась небольшая временная часовня, выстроенная на пожертвования купца первой гильдии Ильи Громова по проекту архитектора Леонтия Бенуа. В новой «громовской» часовне в течение двух лет каждый день совершались панихиды об упокоении души убиенного государя, а в 1883 году перед освящением места будущего храма часовню перенесли на Конюшенную площадь, где она и находилась девять лет (разобрана в 1892 году).

Конкурс на лучший проект

Специально созданная при Московской городской думе комиссия огласила конкурс на лучший проект мемориального храма на условиях анонимности авторов. Из представленных на суд комиссии в конце декабря 1881 года 26 проектов были отмечены восемь, три из которых получили соответственно первое, второе и третье места. Но продемонстрированные императору Александру III в марте 1882 года проекты не получили Высочайшего одобрения – все они тяготели к традиционному русско-византийскому архитектурному стилю, а государь желал воплотить во внешнем облике храма традиции русского (московского и ярославского) зодчества, причём отдельным пожеланием государя было устройство на месте трагической гибели отца отдельного придела.

Последовал второй этап конкурса, в котором рассматривался уже 31 проект. Стоит отметить, что первенство в конкурсе оспаривали известные в то время именитые художники, действительные члены и профессора Императорской Академии художеств – Александр Резанов, Иван Богомолов, Антоний Томишко, Андрей Павлинов, Роман Кузьмин, Николай Султанов, Александр Обер, Роберт Гёдике, Альберт Бенуа. Но после тщательного изучения всех представленных проектов самодержцу понравился проект, выполненный настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни архимандритом Игнатием (Малышевым) и архитектором Альфредом Парландом. Кстати, идея архитектурного решения принадлежала архимандриту Игнатию, в прошлом – вольному слушателю Академии художеств, а воплощение – архитектору А. Парланду, незадолго до тех событий украсившему новыми храмами ансамбль Сергиевой пустыни.

В конце июля 1883 года последовал Высочайший указ о воплощении в жизнь проекта А. Парланда, но с небольшой оговоркой о дальнейшей доработке проекта, контроль над которой поручался одному из основоположников псевдорусского стиля, академику архитектуры Давиду Гримму. Тогда же была создана комиссия по строительству, главой которой стал младший брат государя, великий князь Владимир Александрович, а членами – именитые архитекторы и художники – Роберт Гёдике, Эрнест Жибер, Давид Гримм, Рудольф Бернгард. На первом же заседании, прислушавшись к предложению архимандрита Игнатия (Малышева), члены комиссии вынесли решение о посвящении нового собора Воскресению Христову.

Возведение храма-мемориала

Изначальный проект А. Парланда специалисты усовершенствовали неоднократно, а окончательный вариант был утверждён Александром III лишь в мае 1887 года. Задержки были связаны с включением места трагедии в объём будущего собора, поэтому было спроектировано изменение русла канала, позволившее вклинить в него на 8,5 метров фундамент храмовой колокольни (над местом убиения государя Александра II).

Воскресенский собор должен был, по замыслу императора Александра III, не только увековечить память отца, но и стать постоянным напоминанием подданным о мученической кончине государя-Освободителя и вызывать чувства патриотизма и любви к последующим самодержцам. Поэтому глубоко символичен тот факт, что высота главного купола собора (81 метр) оказалась такой же, как и год гибели Александра II, а высота купола колокольни (63 метра) символизировала, что жизнь государя оборвалась на 63-м году. Кстати, именно потому, что собор был возведён на месте убийства императора, за ним закрепилось второе название – Спас-на-Крови – сохранившееся до наших дней.

К началу октября 1883 года были сняты, упакованы в ящики и отправлены на временное хранение в перенесённую ранее на Конюшенную площадь часовню фрагменты набережной – секция чугунной решётки, несколько булыжников и гранитных плит, на которые пролилась кровь государя Александра II. И 6 октября того же года в присутствии императора Александра III и Августейшей фамилии чин закладки храма совершил митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский).

На проведение строительных работ из царской казны было выделено 3 миллиона 600 тысяч рублей серебром (огромная сумма для того времени), но вскоре оказалось, что их недостаточно, поэтому один миллион рублей пожертвовала царствующая династия Романовых. Уникальный по своему назначению храм-памятник оказался уникальным во всём, начиная с применения при строительстве новых инженерных технологий и заканчивая великолепным мозаичным оформлением здания. Например, новшеством оказалось использование вместо свайного фундамента бетонного основания с кладкой из бутового камня, а также сооружение мощнейшей системы гидроизоляции для защиты здания от воздействия вод канала, парового отопления и электрификации здания (кстати, в общей сложности собор был оснащён 1689 лампочками).

Возведение храмового ансамбля с трёхъярусной колокольней, галереями-приделами, мемориальной зоной и музеем продолжалось 24 года, причём последние десять из них были отданы декоративному оформлению фасадов и внутреннего пространства мозаичными панно и иконами, над которыми трудилось более 30 художников и изографов.

Также была облагорожена прилегающая к новому храму территория – выложена брусчаткой площадь, выстроены жилые корпуса на хозяйственном дворе (до наших дней уцелел один двухэтажный корпус – в нём сейчас находится администрация музея), прилегающая к собору территория на восток от Михайловского сада ограждена ажурной кованой решёткой в стиле «модерн» с воротами. В настоящее время эта решётка является одним из самых красивых произведений мастеров кузнечного дела города на Неве.

Торжественное освящение Воскресенского собора уже при государе Николае II, монаршем семействе, высшем духовенстве и министрах Имперского правительства в день празднования Преображения Господня (Второго Спаса) 19 августа 1907 года совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Перед чином освящения государь Николай II вместе с великими князьями совершил обход полков всех родов войск имперской армии, выстроившихся на площади. Это знаменательное для Санкт-Петербурга событие увековечили на открытках, бойко продаваемых с уличных лотков и в магазинах.

Архитектура собора...

Храм Спас-на-Крови – уникальнейший образец исконно русского архитектурного стиля, вобравший в себя черты культовых построек Руси XVII столетия с обилием декоративных элементов в виде кокошников, шатров, арочек, ширинок, наборных колонок, обилием орнаментов и ставший в итоге собирательным образом русского православного храма.

К его компактному центральному объёму с возвышающимся над ним массивным восьмигранным шатром с восточной стороны примкнули три полуциркульные апсиды, увенчанные небольшими луковичными главками, с западной – трёхъярусная столпообразная колокольня с покрытым золотой смальтой куполом.

Здание крестово-купольного в плане храма, протяжённость которого с востока на запад составила 56,7 метров, ширина его центральной части – 30,1 метра и западной – 44,1 метра, южный и северный фасады которого декорированы огромными фронтонами с кокошниками, венчают девять абсолютно по-разному красочно оформленных глав, создающих неповторимый живописный асиметричный силуэт храма. Общая площадь глав – более тысячи квадратных метров, и все они покрыты позолоченными медными листами и декорированы 22 тысячами глазированными цветной эмалью черепиц (тоже одно из новшеств А. Парланда, применённое при декорировании собора). Интересно оформление центрального шатра – прорезанный продолговатыми окнами и обрамлённый наличниками в виде кокошников, в более узкой верхней части он декорирован выступами с окошками и увенчан небольшой луковичной главкой с крестом, установленной на небольшом фонаре. Красочное рельефное оформление луковичных глав вкупе с центральным шатром визуально схоже с другим культовым храмом – московским собором Василия Блаженного – из-за колоритного и яркого орнамента, присутствующего в декоре обоих храмов.

Массивная столпообразная колокольня с купольным навершием (идентичным навершию колокольни Ивана Великого в Московском Кремле), выстроенная как раз над местом смертельного ранения императора Александра II и врезанная в канал, стала центром всей храмовой композиции. Архитектор А. Парланд посчитал кощунством в этом месте размещать традиционный для русских храмов главный вход, поэтому по обе стороны от колокольни он устроил небольшие крыльца-притворы, оформленные под старорусские терема и увенчал их фигурами двуглавых орлов.

При украшении фасадов собора зодчий стремился как можно более полно отразить все нюансы самобытной русской архитектуры, поэтому яркая палитра отделочных материалов с использованием разноцветной черепицы и мозаики, изразцов и эмали сделала храм Спаса-на-Крови похожим на резную самоцветную шкатулку. Так, при украшении барабанов куполов, колонок, кокошников и наличников был применён эстляндский мрамор; при декоре квадратных углублений стен (ширинок) – керамические изразцы; при украшении колонок и арок крылец – светло-серый гранит.

Но больше всего насыщена декором из мозаичных панно колокольня – её нижний ярус украшают мозаичные гербы 134 областей, губерний, городов и уездов империи, пожертвовавших средства для строительства храма. Верх колокольни, как напоминание о большом вкладе монаршей фамилии в возведение мемориального собора, увенчан крестом с царской короной, а цоколь собора по периметру оформлен двадцатью досками из тёмно-красного гранита, на которых увековечены основные вехи царствования и реформы Александра II.

Благодаря обилию мозаичных композиций, украшающих практически всё внешнее пространство храма (общая площадь более 400 квадратных метров), собор Спаса-на-Крови выделяется из череды строгих по архитектуре зданий северной столицы и является уникальным памятником мирового искусства.

… и его внутреннее убранство

Интерьеры храма Спаса-на-Крови так же красочно эффектны, как и его фасады, а множество цветных поделочных камней, использовавшихся для декора и мозаичных панно, сложились в удивительную многокрасочную палитру, превратившую собор в своеобразный музей искусства мастеров-камнерезов и крупнейшее в Европе собрание мозаичной живописи.

Над эскизами мозаичных панно и икон на сюжеты из Священного Писания – Жития, Смерти и Воскресения Иисуса Христа, прославления Божьей Матери, а также над изображениями святых (площадь мозаичных картин и икон составила более 7 тысяч квадратных метров) трудились художники, среди 32 фамилий которых есть имена известных живописцев конца XIX столетия – Виктора Васнецова, Василия Беляева, Николая Кошелева, Михаила Нестерова, Альфреда Парланда, Николая Харламова и других, а сами панно изготавливались на российских и иностранных мозаичных фирмах (мастерской братьев Фроловых, фабрике Хлебникова, фабрике в г. Генуе). Семьдесят икон для иконостаса и Царских врат написаны архимандритом Игнатием. Кстати, сами Царские врата, выполненные из серебра на металлическом каркасе, декорированы эмалиевыми украшениями по золотому фону и увенчаны тремя крестами из горного хрусталя, иконостас оформлен разноцветным мрамором, а главка над алтарём – смальтой золотого оттенка.

Основной идее собора – внести в сознание подданных мысль не только об исключительности убиенного государя-Освободителя, но и об исключительности самой монархии – способствовали мозаичные композиции на церковные сюжеты и изречения из Священного Писания, главной мыслью которых была аналогия между Господом, погибшим за весь род человеческий и царём-мучеником, погибшим за русский народ.

Нарядный вид и торжественность придают интерьеру собора и 45 мозаичных ковров, покрывающих мраморный пол храма, причём ни один из узоров не повторяется дважды. Для облицовки стен, солеи и пилонов мастера использовали декоративные камни-минералы – серпентинит, лабрадорит, а устроенная в колокольне сень над местом гибели государя Александра II выполнена из николаевской и ревневской яшмы разных оттенков. Под этой покоящейся на четырёх массивных колоннах 14-метровой шатровой сенью, по углам оформленной стилизованными вазами, увенчанной крестом и огороженной кованой ажурной решёткой, находятся фрагменты чугунного ограждения, булыжники и плиты с места трагедии. Ежедневно, до революции 1917 года, у сени служили литию по усопшему, а каждый год в день гибели императора – панихиду.

Огромное количество икон, пожертвованных питерцами, новый собор вместить не мог, поэтому специально для их должного хранения с северной стороны от храма была к апрелю 1908 года выстроена и освящена во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы часовня с ризницей. Кстати, доступ в часовню, хранившую не только иконы и церковную утварь, а также чертежи, образцы камней и материалов, использовавшихся при возведении собора, был открыт для всех желающих.

Судьба собора в XX столетии

После освящения Воскресенского храма, у него, как и у Исаакиевского собора, прихода не было. Он находился на содержании императорского казначейства и был приписан к Министерству внутренних дел, а причт его состоял из трёх священников. В сентябре 1907 года настоятелем собора был назначен профессор духовной академии кафедры догматического богословия Пётр Лепорский, возведённый в октябре 1907 года в сан пресвитера. С 1909 года клириком собора был Василий Верюжский, спустя несколько лет сыгравший важную роль в судьбе храма-памятника.

Хотя храм был рассчитан на одновременное пребывание в нём 1600 человек, широкий доступ в святыню был закрыт, а божественные литургии совершались в специально отведённом месте – у западного фасада перед мозаичным панно «Распятие».

Всё изменилось в конце 1917 года, когда после свершившейся рабоче-крестьянской революции поступление денег на содержание храма полностью прекратилось. Уже в 1918 году его здание перешло в ведение Наркомата имуществ страны Советов, а в 1920 году собор сделали приходским, открыв доступ в него для всех желающих. В 1923 году храму Воскресения Христова присвоили статус кафедрального собора Петрограда, назначив фактическим настоятелем иерея Василия Верюжского – с 1927 года одного из лидеров протестного церковного движения «иосифляне», возникшего в противовес «обновленцам» – новому церковному течению, одобрявшему и поддерживавшему новую власть. Именно храм Спаса-на-Крови стал духовным центром «иосифлян», оставаясь таким до октября 1930 года, когда решением президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Воскресенский собор решено было закрыть.

Для храма наступили тяжелые времена – иерея Василия Верюжского осудили, ценности экспроприировали, а из-за отсутствия отопления здание начало постепенно разрушаться. Но, как оказалось, это были мелочи по сравнению с тем, что в ноябре 1931 года специальная комиссия по вопросам религиозных культов вынесла решение о разборке храма, как не представляющего никакой исторической и художественной ценности. К счастью, тогда перед молодой страной стояли совсем другие задачи, поэтому решение в жизнь не претворили. Но в 1938 году этот вопрос был поднят повторно, также получив положительную резолюцию. Сразу начать работы по демонтажу такого большого сооружения не получилось – их запланировали на лето 1941 года, но началась Великая Отечественная война и этот вопрос стал неактуальным. На время блокады Ленинграда храм стал своеобразным моргом, в который свозили погибших от голода и холода ленинградцев, а после войны здание было отдано сначала овощной базе, затем – мастерским, а позднее – Малому оперному театру, который использовал его как склад декораций.

Следующая попытка разрушить Воскресенский собор была почти реализована в 1956 году, когда прокладывали новую магистраль, но и тогда Господь сохранил святыню. А в 1961 году при проведении исследовательских работ верхолазы случайно обнаружили в центральном куполе застрявший в стропилах 150-килограммовый фугасный снаряд, который с большими предосторожностями в октябре 1961 года извлекли, вывезли за город и обезвредили.

Только в 1968 году храм Спаса-на-Крови как памятник архитектуры взяли на государственный учёт, и в 1970 году ему присвоили статус филиала музея «Исаакиевский собор». После официальной передачи храма на баланс музея в апреле 1971 года начались исследовательские работы по определению степени разрушения здания и принятию мер по его реставрации. Инженерные и ремонтно-восстановительные работы, 80% средств на которые выделил музей «Исаакиевский собор», продолжались более двадцати лет, и 19 августа 1997 года, спустя 90 лет после освящения храм открылся для посетителей. Первую божественную литургию в нём в мае 2004 года отслужил правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии митрополит Владимир (Котляров), а с января 2014 года после официальной регистрации в Воскресенском соборе действует свой приход.

Туристические тонкости или как добраться и что посмотреть в соборе

Добраться до великолепного собора Воскресения Христова на Крови можно на метро, доехав до станции «Невский проспект» или «Гостиный двор» (эта станция сообщается переходом со станцией «Невский проспект»), пользуясь указателем, выйти к каналу Грибоедова (бывший Екатерининский канал) и пройти по набережной канала около 500 метров в сторону уменьшения нумерации зданий.

Храм-музей открыт для посетителей ежедневно кроме среды с 10.30 до 18.00 часов, причём за полчаса до закрытия перестают работать кассы музея и не впускают новых посетителей. В весенне-летний период (с 1 мая по 30 сентября) в музее с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние программы.

Внимание: вход в собор расположен со стороны Ново-Конюшенного моста!

Полюбоваться великолепным убранством храма-памятника можно, приобретя входной билет в кассе, расположенной рядом со входом в храм. Осматривать великолепные интерьеры можно как самостоятельно, так и в составе формирующихся в течение дня у входа экскурсионных групп, причём экскурсии входят в цену билета. Фотосъёмка как снаружи, так и внутри собора абсолютно бесплатная.

Для посетителей разработаны специальные тематические экскурсии, попасть на которые можно по предварительной записи:

  • «Евангельские сюжеты в мозаиках собора» (о тематике и христианской символике мозаичных панно и икон)
  • «Мозаика храма-памятника» (о крупнейшем в Европе мозаичном ансамбле, авторах эскизов, мастерах, воплотивших их в жизнь, технологии набора мозаичных панно)
  • «Архитектура и наружное убранство собора» (об уникальном памятнике архитектуры, вобравшем в себя черты православных храмов Москвы и Ярославля, о великолепном многоцветном декоре фасадов и его красочных куполах).

Кроме сказочно красивых интерьеров можно ознакомиться со стендом старинных фотографий, на которых запечатлена история храма, а также приобрести сувенирную продукцию (путеводители, книги, ювелирные украшения) в расположенном внутри собора киоске. Кстати, именно у храма Спас-на-Крови находится самый крупный в Санкт-Петербурге рынок сувениров, рассчитанный, в первую очередь, на иностранных туристов. 

В расположенной рядом с собором Иверской часовне действует Музей камня. Можно приобрести билет как для отдельного посещения Музея камня, так и для посещения его вместе с собором. Музей камня открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 часов ежедневно, только в зимний период (с 1 октября по 30 апреля) каждая третья среда месяца – выходной.

И хотя собор функционирует как музей, в воскресные и праздничные дни в нём совершаются богослужения.