Показать регионы

Собор Святого Владимира (Астрахань)

Собор святого Владимира – один из храмов Астрахани, являющийся её символом и главным культовым строением для прихожан православной конфессии. Выстроенный в псевдовизантийском стиле на рубеже XIX–XX столетий, в советский период храм был закрыт и использовался не по назначению. Возвращён верующим в 1990-х годах и в настоящее время является действующим кафедральным собором Астраханской и Енотаевской епархии. 
Немного истории

Судьбоносным для всей Древней Руси стало крещение в православную веру её народов великим киевским князем Владимиром Святославичем в 988 году. Со временем христианство, как единственная государственная религия, распространилось по всем подвластным князю Владимиру землям, а трудности, связанные с неприятием отдельными народами новой веры, остались в прошлом. Началось возведение храмов, основание монастырей, появились первые подвижники земли Русской, нёсшие Слово Божье находившимся во мраке язычества племенам. 

Шли века, менялись правители, создавались и распадались княжества, образовалась мощная Российская империя, а вера православная, принятая в далёком X столетии князем Владимиром Святославичем, полностью утвердилась и озаряла благочестием души простолюдинов и вельмож.

Русские цари, а позднее российские императоры придавали огромное значение почитанию христианских святынь и вносили богатые пожертвования на строительство церквей и обустройство обителей. Но самым грандиозным событием в жизни православной Российской империи стало празднование в 1888 году 900-летия Крещения Руси, припавшее на период правления императора Александра III. Во многих крупных городах империи к этой знаменательной дате началось строительство новых храмов во имя святого равноапостольного князя Владимира. Исключением в этом плане не стала и Астрахань – южный форпост России

В начале июня 1888 года на собрании Городской Думы Астрахани было принято решение о возведении в городе храма-памятника во имя святого князя Владимира. Стоит отметить, что в конце XIX столетия в этом многонациональном городе мирно сосуществовали представители разных народов и религиозных конфессий, имевшие в каждом из шести участков Астрахани свои культовые святыни – православные и католические храмы, мусульманские мечети, лютеранские кирхи. 

Новый православный храм было решено выстроить в юго-западной части города на берегу Адмиралтейского (в настоящее время Приволжского) затона на обширном пустыре, являвшемся своеобразной границей между русской и татарской слободами. В слободе Царёв, где проживали татары, было около десятка мусульманских мечетей, а в русской слободе, насчитывающей без малого 11 тысяч православных христиан, в то время действовала только одна церковь во имя Иоанна Златоуста. Строительством православного храма в мусульманской части города городские власти преследовали цель не только увеличить количество православных храмов в городе, но и, как минимум, познакомить представителей другой конфессии с христианскими обрядами, а как максимум – распространить христианство среди татар, которые, становясь невольными свидетелями крестных ходов, молебнов и церковных празднеств, постепенно и сами бы обратились в православную веру. 

Празднование 900-летия Крещения Руси в Астрахани ознаменовалось торжественным освящением места будущего храма, которому предшествовал крестный ход. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого князя Владимира, изо всех православных церквей города священники и прихожане направились к пустырю, где после водосвятного молебна чин освящения места совершил епископ Астраханский и Енотаевский Евгений (Шерешилов). 

Строительство собора и его дальнейшая судьба

В том же, 1888 году, при Городской Думе была создана комиссия, в которую вошли представители власти и астраханского купечества, и объявлен конкурс на лучший проект храма, в котором приняли участие 9 архитекторов, представивших свои проекты. Комиссия отметила три проекта, но лучшей была признана работа гражданских инженеров из Санкт-Петербурга – В. Косякова и Н. Икавитца. Руководителем работ был назначен городской архитектор Павел Иванович Коржинский. 

Тогда же начался сбор денег на постройку храма, но достаточную сумму быстро собрать не удалось (к 1890 году было собрано лишь 15 тысяч рублей). Из-за отсутствия средств, неурожая (1891 год), эпидемии холеры в городе (1892 год) начало работ откладывалось на неопределённый срок, поэтому астраханские купцы обратились к тогдашнему губернатору Н. Н. Тевяшёву с просьбой начать строительные работы, присовокупив к прошению достаточно большую сумму денег для покупки необходимых материалов. Купцы аргументировали свою просьбу тем, что с самых первых лет христианства на Руси во время постройки храмов каждый вносил посильную лепту, и начав строительство даже с малым количеством средств, горожане начнут активнее жертвовать на это богоугодное дело.

Подготовительные работы начались лишь в начале марта 1895 года, когда на месте будущего храма ректором Астраханской духовной семинарии протоиереем Капитоном (Ястребовым) в сослужении православных городских священников был отслужен торжественный молебен. Строительные работы начались с укрепления дубовыми сваями места под фундамент, для чего предварительно сделали небольшую насыпь. В июне 1895 года после совершённого епископом Астраханским Митрофаном (Невским) молебна в закладывавшийся фундамент поместили памятную доску с текстом, указывающим на приведшие к строительству храма причины.

Возведение собора продолжалось целых семь лет и было завершено в 1902 году, когда Астраханская епархия отмечала 300-летний юбилей с года своего основания. На торжество освящения нового храма был приглашён настоятель Андреевского собора Кронштадта протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), который 15 июля 1902 года вместе с епископом Астраханским и Енотаевским Георгием (Орловым) в сослужении протоиереев православных храмов города совершил торжественный молебен. Несмотря на изнуряющую жару, прилегающая к храму территория и все соседние улицы были заполнены народом, а извозчики и трамваи не успевали подвозить к храму всех желающих. 

Величественный собор, ставший одним из самых крупных городских строений, был выстроен только на пожертвования горожан, которые помогали как деньгами, так и материалами. Общая же сумма, истраченная на строительство Владимирского собора, которую озвучил приглашённый на праздничный обед Астраханский Городской Голова Иван Николаевич Плотников, оказалась равной 300 тысячам рублей. 

Следующее посещение о. Иоанном Кронштадтским Астрахани состоялось в сентябре 1903 года, когда епископом Астраханским Георгием (Орловым) был освящён во имя святителя Николая Чудотворца правый придел храма. А в ноябре следующего, 1904 года, во имя святителя Алексия, митрополита Московского, епископом Георгием был освящён левый придел храма. Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанно-Златоустовской церкви Павел Васильковский. 

В октябре 1905 года при Владимирском соборе в память о Высочайшем Манифесте об усовершенствовании государственного порядка (17 октября 1905 года), было учреждено общество хоругвеносцев, в обязанности членов которого входило ношение икон и хоругвей на крестных ходах, поддержание порядка во время праздничных богослужений, оказание помощи престарелым и убогим, проживающим в городских домах призрения, учреждение при соборе благотворительных организаций. 

Владимирский собор после Октябрьской революции и в наши дни

Во время Октябрьской революции 1917 года и мартовского восстания рабочих 1919 года Владимирский собор хотя и достаточно сильно пострадал, но богослужения в нём не прекращались. В 1923 году храм попытались захватить «обновленцы» – представители нового, раскольнического течения в РПЦ, возникшего на фоне революционных преобразований в стране. С одобрения новой большевистской власти обновленцами были заняты почти все православные храмы Астрахани, и Владимирский собор оказался одним из немногих, избежавшем такой участи. В марте 1924 года архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) присвоил храму святого Владимира статус кафедрального собора, и в нём до 1936 года, когда храм всё-таки перешёл в руки обновленцев, совершались богослужения и отправлялись церковные требы. 

Но пользовались храмом обновленцы недолго. Уже в 1939 году по решению городских властей собор был закрыт и здание готовилось к сносу. Интересно, что на защиту православного храма встали татары-мусульмане, многие из которых работали на его строительстве. Отправившаяся в Москву делегация астраханских татар добилась у «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина отмены решения о сносе здания, которое спустя некоторое время отдали под склад.

Следующая попытка снести Владимирский собор была предпринята в начале 1960-х годов, но на защиту храма снова стали татары. Окружив плотным кольцом здание, они трое суток жгли костры, не подпуская к нему рабочих, а одна женщина, если верить городской легенде, даже забралась на купол и привязала себя верёвками к кресту в знак протеста. Властям пришлось уступить и в 1967 году здание Владимирского собора было переоборудовано под автовокзал. Интерьер храма был обезображен – появились междуэтажные перекрытия, разграничившие помещение на отдельные зоны, некоторые проёмы были заложены, росписи закрашены, а на местах бывших алтарей устроены туалеты. Интересно, что с храмовой живописью связана ещё одна легенда. Согласно ей росписи закрашивались несколько раз, но образы святых всё равно проступали под слоями краски. Тогда поступило распоряжение выжечь святые лики паяльными лампами и смонтировать под куполом удерживаемые металлическими конструкциями бетонные плиты. В знак оправдания местных властей стоит сказать, что само здание, хотя и было переоборудовано, но в целом хорошо сохранилось. 

Возвратить соборный храм верующим – такое пожелание ещё в 1992 году высказал посетивший город Святейший Патриарх Алексий II, но тогда это осуществить не получилось. Несколько лет между руководством Астраханской епархии и городскими властями велись переговоры о возвращении храма в лоно церкви, но вопрос оставался открытым в связи с размещением в здании городского автовокзала. Лишь в январе 1998 года была создана специальная комиссия при Астраханской областной администрации, занявшаяся восстановлением Владимирского собора как памятника истории и культуры. Специально созданным Фондом реставрации храма начался сбор средств, а уже в следующем, 1999 году, когда автовокзал обустроился в помещении на Привокзальной площади, освободив для верующих храм, в нём начались ремонтно-реставрационные работы. 

28 июля (15 июля по старому стилю) 1999 года от Иоанно-Златоустовской церкви, как и более столетия назад, к Владимирскому собору двинулся крестный ход и на купола храма и колокольни были подняты освящённые митрополитом Ионой (Карпухиным) кресты. 

Спустя два года, 28 июля  2001 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в истории обновлённого храма произошло ещё одно важно событие – были освящены и установлены на колокольню новые колокола, отлитые на пожертвования областного и городского руководства и предпринимателей, причём по благословению епископа Ионы каждый колокол получил имя жертвователя. 

По завершению всех ремонтных работ в октябре 2002 года Владимирский собор был наново освящён (на торжествах присутствовал владыка Алексий II) и сейчас в нём, как и прежде, совершаются богослужения и отправляются церковные требы. В настоящее время храм имеет статус кафедрального собора Московского архиерейского подворья, а его причт состоит из настоятеля (протоиерея), четырёх иереев и двух диаконов. 

Архитектура и внутреннее убранство собора

По своей архитектуре расположенный в центре площади Владимирский собор представляет собой классический пример византийской купольной базилики. Массивное 50-метровое в высоту кирпичное здание на мощном подклете с четырёх сторон обрамляют полукруглые глубокие ниши (экседры), перекрытые полукуполами, дополняют квадрат храма перекрытые крестовым сводом угловые пристройки, расположенные значительно ниже экседр. Рустовка фасадов гармонично переплетается с рустовкой экседр, порталов и массивного светового барабана, на котором покоится шлемовидная, увенчанная крестом глава. С востока к храму примкнула полукруглая апсида, с запада – двухъярусная колокольня с такой же шлемовидной главой. 

К сожалению, сведений о внутреннем убранстве не сохранилось, только известно, что перед освящением в алтарях собора были установлены деревянные иконостасы, которые планировалось заменить мраморными, но была ли произведена замена, неизвестно. Так же обстоят дела и с росписями храма – автор их неизвестен, хотя бытует версия, что изображения Божьей Матери и Господа Вседержителя в алтарной апсиде храма написаны одним из учеников художника Михаила Нестерова, но никаких документальных подтверждений этому нет. 

В советское время иконостасы и росписи были утрачены, но после ремонтных работ в соборе был смонтирован новый иконостас, в котором установили семь больших икон, выписанных епископом Ионой из Москвы.