Показать регионы

Собор Воскресения Христова (Чердынь)

Собор Воскресения Христова – действующий православный храм Северного благочиния Соликамской епархии Пермской митрополии, расположенный в городе Чердынь. Выстроенный в середине XVIII века, храм в начале XX века был закрыт, а его здание долгие годы использовалось не по назначению. Возвращён верующим в начале нынешнего столетия и в настоящее время в нём регулярно совершаются богослужения.
На одном из холмов самого древнего города Урала – Чердыни – находится живописный православный храм, освящённый в честь праздника Воскресения Христова, история существования которого началась ещё в XVII столетии. Точная дата строительства первого деревянного собора неизвестна, в старинных документах сохранились только упоминания о нём, как о сгоревшем в 1699 году. Следующий деревянный Воскресенский собор был выстроен чердынскими плотниками на средства прихожан уже в 1700 году, а к 1750 году он обветшал и был разобран. Вместо него в 1750 году началось возведение нового каменного храма, завершившееся в 1754 году. Главный престол собора был торжественно освящён, как и престол прежнего храма, в честь праздника Воскресения Христова, а алтарь придела с южной стороны – во имя святителя Стефана Пермского. Главным украшением собора стал деревянный резной иконостас, перевезённый из упразднённого в конце XVIII века Пыскорского мужского монастыря и красочные росписи стен и сводов, выполненные чердынским изографом Леонтием Протопоповым. 

В 1785 году к северной стене храма пристроили ещё один придел – зимний, освятив его в имя святителя Николая Мирликийского, после чего оба придела с западной стороны соединили между собой большой трапезной. В 1789 году храмовый ансамбль пополнился многоярусной колокольней, существовавшей при соборе до начала минувшего столетия.

В 1908–1911 годах Воскресенский собор перестроили – возвели новую колокольню, трапезную, ризницу, паперть и именно в таком виде храм сохранился до наших дней. 

Белокаменный красавец-храм стал украшением города, а его трёхъярусная колокольня – единственной доминантой и градостроительной осью Чердыни. 

Высокий двухсветный кубический четверик собора, к восточной части которого примкнула гранёная апсида, неизвестный мастер увенчал традиционным для русского церковного зодчества пятиглавием, причём четыре угловые главы луковичной формы поставил на восьмиугольные глухие барабаны, установленные на небольшие кубические постаменты, а центральную – на верхний из двух восьмигранных барабанов. Фасады храма, завершённые массивными полукружьями с небольшими восьмиугольными окнами, архитектор украсил пилястрами и фигурным карнизом, высокие прямоугольные оконные проёмы – простыми плоскими наличниками.

Более колоритно по сравнению с собором выглядят трапезная и колокольня, выстроенные из красного кирпича по проекту гражданского инженера из Перми Ивана Константиновича Бахарева (Бахирева). Фасады колокольни мастер декорировал плоскими угловыми пилястрами, верх яруса звона – зубчатым пояском, на уровне третьего яруса устроил смотровую площадку, огороженную для безопасности кованой решёткой, а стену над входом в колокольню украсил картиной «Спас Вседержитель», аккуратно снятой с частью стены старой колокольни.

Высокие прямоугольные окна трапезной И. К. Бахарев оформил белокаменными наличниками с завершениями в виде изящного цветка, а над её входным порталом установил изящную луковичную главку на тонком барабане.

Богослужения в Воскресенском собор совершались ещё более двадцати лет после Октябрьской революции 1917 года, но надежды прихожан, что их храм не тронут, оказались напрасными – в 1930-х годах его закрыли, ценности вывезли, а здание приспособили под районный Дом культуры, располагавшийся в нём до конца 1990-х годов.

В 2007 году Воскресенский собор возвратили верующим и с тех пор он понемногу восстанавливается. В настоящее время храм является действующим, в субботние, воскресные дни, дни больших церковных праздников, а также в дни особо почитаемых святых в нём совершаются богослужения.