Показать регионы

Соловецкий монастырь

Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Более известен как Соловецкий монастырь. Расположен на Соловецких островах в Онежском заливе Белого моря. Музей – заповедник. Занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Со времен крещения Руси монастыри были оплотом благочестия, мудрости и просвещения. Соловецкий монастырь – одна из самых почитаемых православных святынь нынешней России. История его удивительна от самого основания и до сегодняшних дней.

История Соловецкого монастыря

Служители Бога – монахи отказывались от земных радостей и мирской суеты, скрывались от мира в обителях и пустошах, проводя время в молитве и служении. В 1429 году два православных монаха – Савватий и Герман отправились на лодке по Белому морю в поисках места для уединения. Увидев Большой Соловецкий остров, Савватий и Герман выбрали именно его и, построив келью и возведя крест, прожили на нем шесть лет. Так возникла монашеская жизнь на Соловецких островах.

Как-то Герману пришлось покинуть обитель, чтобы пополнить припасы продовольствия на материке и Савватий остался один на острове. Предчувствуя близкое окончание своей земной жизни он, взяв лодку, с трудом добрался до селения Сорока у реки Выг, причастился Святых Тайн Христовых у встреченного им игумена Нафанаила, и вскоре после этого, в сентябре 1435 года преставился и был похоронен в этом же селении. В Поморье игумен Герман повстречал преподобного Зосиму, и они вместе отправились в Соловецкую обитель. В 1436 году монахи прибыли в Соловки и у губы Сосновой (сейчас Савватиевский скит) построили первые кельи. Преподобные Герман и Зосима жили уединенно, время проводили в молитвах и трудах о хлебе насущном – занимались огородничеством.  Вскоре к ним стали присоединяться иноки и миряне, желающие вести монашескую жизнь. После дивного видения сияющей золотыми куполами на востоке острова церкви, посетившего преподобного Зосиму, они возвели деревянный храм Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца и Успенскую церковь.

Новгородская республика, владеющая Соловецкими островами вместе с новгородским архиепископом Ионой, в 1460-е годы пожаловали монашеской братии грамоту на вечное владение островами с правом брать десятину с охотников и рыболовов, промышляющих в этих местах. В дальнейшем московские государи подтверждали право монастыря на владение этими землями.

Количество послушников росло. Иноки сами обрабатывали огороды, рубили дрова, занимались солевым промыслом. Соль продавали приезжающим на остров людям, или меняли ее на хлеб. Преподобный Зосима дал монастырской братии Устав, в котором были прописаны правила общего жительства для иноков. В 1452 году после нескольких присланных новгородским архиепископом настоятелей, не выдержавших суровых условий жизни, игуменом монастыря стал преподобный Зосима.

В 1465 году монашеская братия перенесла мощи святого Савватия из селения Сорока, где он был похоронен, в Соловецкую обитель и положила их в специально построенной для этого часовне за алтарем Успенской церкви.

В начале 1478 года Новгородская республика была полностью подчинена Московскому государю Ивану ІІІ Васильевичу. Соловецкая обитель перешла под управление Москвы. Вскоре после этих событий 17 апреля 1478 года преподобный Зосима, отдав обители более 40 лет жизни, преставился и был похоронен за алтарем храма Преображения Господня. В этом же году положено начало созданию летописей и жизнеописаний святых и преподобных монахов Соловецкой обители. Преподобный Герман, будучи в очень преклонном возрасте, рассказал иеромонаху Досифею историю их с Зосимой жизни на острове с первых дней пребывания на нем. Инок Досифей записал эти воспоминания и спустя 25 лет они легли в основу известного описания жития Зосимы и Савватия Соловецких.

Преподобный Герман, отправившийся в 1479 году по монастырским делам в Новгород, мирно и тихо преставился на обратном пути, причастившись в монастыре святого Антония Римлянина. Из-за бездорожья его тело не смогли сразу перевезти в монастырь и похоронили в часовне деревни Ховроньиной. Только при игумене Исайе в 1484 году мощи преподобного Германа были доставлены в Соловки.

В 1547 году решением Духовного собора, созванного Московским Митрополитом Макарием, преподобные Савватий и Зосима были канонизированы.

Святитель Филипп (в миру – боярский сын Федор Колычев) был настоятелем Соловецкого монастыря с 1548 года по 1566 год. Он много сделал для обустройства обители. Началось строительство монастырских зданий из камня. Благодаря щедрым дарам царя и богатых благодетелей новгородские зодчие Столыпа и Игнатий Салка вместе с монахами начали строительство первого храма из камня – соборной Успенской церкви с трапезной палатой. Возводились корпуса келий, постройки для хозяйственных нужд. Развивалось монастырское  хозяйство – работали солеварни, мельницы, на острове Большая Муксалма появилась ферма, был начат железный промысел. Монахи проводили дни в молитвах и трудах. Их усилиями между многочисленными озерами протянулись каналы, были проложены дороги. Святитель Филипп, несмотря на множество дел по благоустройству Соловецкой обители, много времени проводил в молитвах, уединяясь в одном из уголков острова, названном после Филипповской пустынью. При нем монастырь стал средоточием культуры и промышленности северного Поморья.  

Вести о благочестии и успешной организаторской и хозяйственной деятельности святителя Филиппа достигли царя Ивана Грозного, который стал звать игумена Соловецкого в Москву, чтобы возвести его в сан Митрополита Московского и всея Руси.

В 1566 году, уступив просьбам царя, игумен Соловецкого монастыря Филипп прибыл в Москву для принятия сана, в котором пробыл три года. Митрополит Филипп был ярым противником опричнины. Поссорившись из-за этого с царем, он был лишен сана и отправлен в Отроч Успенский монастырь в Твери в ссылку. 23 декабря (5 января) 1569 года (1570 года) Малюта Скуратов убил святителя Филиппа.

С 1571 года Соловецкий монастырь – главный форпост на северных границах Московского царства, обороняющий его от набегов шведов и каянских немцев. В помощь монастырской братии царь Иоанн IV прислал военный гарнизон, взятый монастырем на полное обеспечение.

В 1581 году настоятелем монастыря стал Иаков – ученик святителя Филиппа. На его плечи легли заботы о дальнейшем благоустройстве обители и защите ее от неприятелей. В 1582 году началась постройка крепостной стены из камня вокруг монастыря, своими очертаниями напоминающей корабль. Строительство завершилось в 1595 году, и с того времени Соловки стали самой неприступной крепостью на всем Русском Севере.

8 августа 1591 года по просьбе игумена Иакова и с согласия государя Федора Ивановича, мощи святителя Соловецкого Филиппа были перенесены из Тверского Отроч Успенского монастыря в Соловецкую обитель. Согласно завещанию святителя, его мощи были положены под паперть церкви во имя чудотворцев Савватия и Зосимы.

В 1614 году игуменом Соловецкой обители стал святой Иринарх. При нем в 1615 году построено каменное двухэтажное здание у Корожной башни, в котором на первом этаже располагались жилища дьячков и помещения больницы, на втором этаже были иконописная и обувная палаты.

В 1620 году царь Михаил Федорович, первый из рода Романовых, дал монастырю льготу на 5 лет, освободил от уплаты соляной пошлины в связи с разорением после частых нападений шведов и продолжающимся строительством монастырских зданий, пожаловал новые угодья и дорогую церковную утварь.

В истории Соловецкого монастыря были и тяжелые времена. Таким стало «Соловецкое сидение» (1668 – 1676 года). Причиной противостояния монахов и государя послужили церковные реформы патриарха Никона. Послушники обители стоически оборонялись, крепость была неприступна, но в 1676 году из-за предательства одного из монахов царские войска вошли в нее и почти всех иноков – бунтарей казнили. Только после посещения обители Петром І в 1694 и 1702 годах негласная опала закончилась. К Соловецкой обители были приписаны несколько других монастырей и ей были пожалованы новые земли.  

В 1765 году Соловецкий монастырь соизволением императрицы Екатерины ІІ и по грамоте Святейшего Синода получил статус ставропигиального, т. е. напрямую подчиненного Святейшему Синоду.

В 1854 году англо-французская эскадра попыталась атаковать монастырь с моря, но стены древней крепости выдержали натиск, и эскадре пришлось уйти ни с чем.

Сменялись цари, митрополиты, игумены, а монастырь все так же принимал новых послушников, проводил службы, строил храмы и часовни. В 1859 году для увеличивающегося числа паломников был построен собор во имя Святой Троицы, в котором хранились мощи святых Савватия и Зосимы.

Значение Соловецкого монастыря для развития северных окраин России бесценно. Многие его подвижники просвещали евангельским словом жителей крайнего Севера – саамов. Самый известный проповедник христианства – блаженный Феодорит Кольский привел к христианству тысячи саамов. Трудами соловецких монахов русский Север из языческого края превратился в православный. Начиная с XVI века, монастырь был крупнейшим культурным центром крайнего Севера – в его библиотеках создавались, переписывались и хранились рукописные книги. В монастырской ризнице сберегалось множество старинных икон и произведений сакрального искусства, многие из которых были подарены монастырю царями и патриархами. В оружейной палате монастыря хранилась коллекция старинного оружия, а церковные постройки вошли в мировую сокровищницу как уникальные творения деревянного и каменного зодчества.

Соловецкий монастырь играл огромную роль и в экономическом развитии Поморья. В вотчинах, пожалованных государями Российскими в разное время и простиравшихся до Онежского озера, добывалась железная руда, слюда, жемчуг, велся рыболовецкий и пушной промысел. На полную мощность работали многочисленные солеварни – монастырь был крупнейшим поставщиком соли в города России.

К началу ХХ века монастырь владел 10 скитами и пустынями, 17 храмами и 30 часовнями. В обители находились: училище для детей поморов, богословское училище, метео-, радио- и гидроэлектростанции, ботанический сад.

После революционных событий 1917 года большевики поставили православие вне закона. В 1920 году Соловецкая обитель была закрыта, а многие культурные ценности и запасы продовольствия конфискованы. Около 60 монахов остались в монастыре в качестве вольнонаемных рабочих. Богослужения проводились в расположенной на монастырском кладбище церкви Онуфрия Великого. В 1923 году после создания в монастыре Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), оставшиеся монахи были выселены с территории обители, а службы запрещены. В 1937 году СЛОН трансформировали в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), которая в 1939 году была расформирована. На Соловки ссылали монахов, иерархов и православных священников, а также творческую интеллигенцию, белогвардейцев, а с 1930 года – раскулаченных крестьян из России, Украины, Белоруссии.

С 1942 года по 1945 год в монастыре размещалось отделение Соловецкой школы юнг.

С 1961 года началась реставрация монастырских зданий. В 1967 году ему был присвоен статус музея – заповедника, реорганизованного в Государственный историко-архитектурный и природный музей – заповедник в 1974 году. Этот статус монастырь не утратил и после возрождения монашеской общины.

Церковный приход был создан в декабре 1988, а в 1990 году с благословения Священного Синода Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь вновь открылся. Наместником стал игумен Герман (Чеботарь). И осенью того же года в монастырь пришли первые послушники. В 1992 году из Петербурга в обитель перенесли мощи Соловецких святых Савватия, Зосимы и Германа. 22 августа стало днем памяти Соловецких Святых. В 1995 году монастырю вернули историческое название «Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь».

Памятники архитектуры обители

Ансамбль древнего зодчества Соловецкого монастыря включает в себя храмы, часовни, жилые здания и хозяйственные постройки. Вся территория окружена массивной пятиугольной каменной стеной, в которой устроены семь ворот и восемь башен.

За многовековую историю на территории Соловецкой обители были возведены уникальные по своему архитектурному стилю церковные строения: в 1552–1557 годах – Успенский Собор, в 1558–1566 годах – Собор Преображения Господня, в 1582 году – каменная церковь святителя Николая Чудотворца, в 1596–1601 годах – церковь Благовещения Господня, в начале XVII века заработала водяная мельница. В 1615 году приняли послушников каменные палаты. В 1777–1778 годах построена каменная колокольня и больничная церковь святителя Филиппа, в 1834 году – Николаевская, а в 1856–1859 годах – Троицкая церковь.

Святыни и Поклонные кресты обители

Отдавая дань 500-летней истории Соловецкой обители, монастырская братия воздвигла Поклонные кресты на местах разрушенных христианских святынь. Всего за период с конца ХХ века до начала ХХІ века установлено более 20 Поклонных крестов. На месте разрушенной в лагерные годы часовни Антония и Феодосия поставлен Поклонный крест, вырезанный иноком Диодором. На месте православного креста, установленного еще до революции 1917 года и служившего своеобразным  маяком, был установлен 8-метровый крест. В 2002 году установили памятный крест на месте Варваринской часовни, разрушенной в 1930-е годы.

Самые известные и почитаемые святыни – мощи святых Савватия, Зосимы и Германа, хранящиеся в обители в украшенных каменьями раках. В монастыре хранится икона с частичкой мощей святого Иннокентия, Московского Митрополита, просветителя Сибири. В церкви святителя Филиппа покоятся мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, а в церкви Вознесения Христова – мощи преподобного Иова, основавшего Голгофо-Распятский скит на острове Анзер. В августе 2011 года Святейшим Патриархом Алексием ІІ Соловецкому монастырю были переданы в дар священные реликвии – ковчег с частичкой мощей святителя Филиппа и каменное возглавие, принадлежавшее святому старцу.

Соловецкая обитель, в прошлом оплот христианства на Севере России, сейчас – одна из самых великих православных святынь, несущая свет Божьей благодати, христианского благочестия и мудрости тысячам паломников, ежегодно посещающим святой остров.

Как добраться до монастыря

  • Приезжать на Соловки лучше с 1 июня по 30 сентября, в период открытой навигация, в это время можно добираться до монастыря по морю на катере от железнодорожной станции Кемь. В этот период может быть организовано посещение Соловецкого монастыря в составе туристических и паломнических групп, а также индивидуально.
  • Круглый год на Соловки можно добраться из аэропортов Васьково и Талаги по авиалинии Архангельск – Соловки, при этом необходимо учитывать, что рейсы могут быть задержаны на сутки и более по погодным условиям.