Спасо-Преображенская церковь (Спасс)
Контактная информация
Церковь в честь Преображения Господня – действующий православный храм Торжокского благочиния Тверской епархии, выстроенный из дерева в XIV столетии на старинном погосте Спасский, возведен в камне в начале и расстроен в конце XIX столетия.
Возвышается над деревней Спасс белокаменный Спасо-Преображенский храм, предшественник которого появился в 12 километрах от Торжка чуть ниже по течению Тверцы в XIV столетии, чем обусловил основание на том месте погоста Спасский – древнего военного форпоста на ближайшем к Торжку рубеже.
Из истории деревянного храма
Опираясь на сведения археологов, проводивших раскопки на территории нынешней деревни, можно утверждать, что поселение, расположенное на одной из возвышенностей в излучине Тверцы, ограниченное курганным могильником и городищем с северо-западной стороны и селищем с юго-восточной стороны, отстоящее почти на равном удалении от двух других погостов – Петропавловского и Семеновского, существовало еще в XI–XIII столетиях и служило своеобразным торговым и экономическим центром для многочисленных купцов, направлявшихся водным путем в Торжок. А выгодное расположение поселения с прекрасно просматривающейся вверх и вниз по течению рекой и панорамой окрестностей, сделало погост одной из главных застав на подступах к древнему торговому городу.
Первые письменные упоминания о погосте Спасский, как о торговом поселением с церковью Спаса Преображения и одной из новоторжских губ (административно-территориальной единицы Новгородской вечевой республики в XIV столетии) встречаются в летописях от 1373 года, а следующие задокументированные сведения о нем датируются 1476 годом, где погост фигурирует в перечне земель, деревень и сел («Отводном списке Новоторжских земель»), вначале изъятых Великим князем Московским у новгородского епископа и бояр и после возвращенных им во владение. Поэтому, исходя из летописных данных, можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря устроенному на месте древнего поселения Преображенскому храму оно окончательно сформировалось как погост Спасский.
О судьбе погоста и его храма в XVI столетии сведений не сохранилось, но поселение явно увеличивалось и к началу XVII столетия было довольно большим – с добротными домами крестьян и торговцев и двумя церквями – деревянной Преображенской (теплой) и каменной Успенской (холодной) – данные об этом сохранились в одной из Писцовых книг Торжка за 1626–1627 года. В приделе Преображенского храма престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а в приделе Успенского храма – во имя прп. Александра Свирского.
Преображенский храм в камне
Преображенский храм к концу XVIII столетия изветшал, поэтому в 1785 году его Никольский престол перенесли в Успенскую церковь, а уже в 1793 году по прошению священников храма о. М. Тимофеева, о. Я. Михайлова, о. В. Иванова и прихожан архиепископ Тверской и Кашинский Ириней (Клементьевский) благословил строительство нового каменного храма с двухъярусной колокольней, который и был возведен с освящением его престолов в 1804 году. Главный престол в летней (холодной) части храма посвятили Преображению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы, северный – прп. Александру Свирскому; в теплой (зимней) части притвора расположенный в северном углу престол посвятили святителю Николаю Чудотворцу.
Устроительницами новой церкви стали сестры Перские – дворянка Екатерина Ивановна и Пелагея Ивановна (в замужестве княгиня Волконская), после смерти упокоившиеся под алтарем выстроенного на их пожертвования храма.
Начиная с 1840-х годов и до конца XIX столетия Спасо-Преображенский храм несколько раз благоустраивался. Так, в 1848 году был расширен притвор, перенесен в его центральную часть (под арку холодного храма) престол Николая Угодника и устроен новый иконостас, а к колокольне примкнула паперть с двумя боковыми входами. В 1851–1853 годах церковь оградили каменным забором с четырьмя небольшими башенками, в 1856 году вдоль западной стены холодной части храма выстроили просторные хоры, стены и своды украсили росписью на темы земной жизни Иисуса Христа и изображениями апостолов, установили новый большой иконостас, а престол во имя прп. Александра Свирского переосвятили во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 1859 году к существующим ярусам колокольни надстроили еще один и увенчали ее купол высоким винтообразным шпилем.
В 1872 году в результате проведенных широкомасштабных работ площадь Преображенского храма увеличилась почти в два раза и в таком виде он сохранился до настоящего времени. Внутренние работы проводились параллельно с перестройкой самого здания. В 1877–1878 годах в теплой части храма расширили алтарь и устроили новый иконостас; в 1887 году в холодной части настлали новые полы и упразднили престол во имя Параскевы Пятницы, а в следующем 1888 году в южной стороне теплой части храма освятили новый престол – во имя великомученика Пантелеймона Целителя и святых великомучениц Параскевы и Варвары. В 1889–1890 годах в теплой и холодной частях храма были установлены новые иконостасы, выполненные московским художником Астафьевым. Благоустраивалась и прилегающая к церкви территория – в 1891 году отремонтировали церковную ограду с башенками и расширили кладбище.
Все продолжавшиеся более полувека работы по благоустройству Спасо-Преображенского храма финансировал сначала артиллерии поручик, местный дворянин Е. С. Карамышев, после смерти которого в 1877 году жертвователем стала его жена Елизавета Васильевна, на средства которой также содержался причт храма и хор певчих. До наших дней в южной пристройке холодной части храма сохранились каменные склепы, в которых погребены супруги Карамышевы.
К началу минувшего столетия Преображенский храм был центром прихода, в 1901 году состоявшего из 30 окрестных деревень, в которых насчитывалось в общей сложности 629 дворов и 5770 прихожан обоих полов, а божественные литургии совершали протоиерей Василий Невский и священник Александр Косухин, кроме которых в причте храма числились диакон Феодор Сперанский и псаломщик Александр Богородский. К 1915 году причт церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, а на богослужения собирались 5110 прихожан мужского и женского пола.
О судьбе Спасо-Преображенской церкви в советский период сведений не сохранилось, видимо, она, как и сотни православных храмов, была разграблена и закрыта в 1920–1930-е годы, а ее звонница лишилась колоколов.
В 1990-х годах, когда началось широкое возрождение православной веры в уже отошедшем в прошлое коммунистическом государстве, Спасо-Преображенскую церковь возвратили прихожанам, назначив настоятелем священника Георгия (Белякова). Благодаря энергии протоиерея Георгия, пожертвованиям прихожан и спонсоров началось медленное восстановление святыни – вставлены окна, отремонтированы полы, очищены от пыли и наслоений сохранившиеся фрагменты старинной настенной живописи, на третий ярус колокольни подняты десять новых колоколов, самый малый из которых весит 5, а самый большой – 460 килограмм.
В настоящее время к храму приписаны две часовни в деревнях Савинские Горки и Андрианово, а на церковном кладбище похоронен известный русский химик А. А. Воскресенский, вошедший в историю науки как «дедушка химии».
Причт Спасо-Преображенского храма состоит из настоятеля, регента, трех певчих и трех пономарей, а богослужения совершаются в отремонтированном Никольском приделе. Но для того, чтобы в старинной церкви провести комплексные ремонтно-восстановительные работы, нужны немалые средства, которых в настоящее время катастрофически не хватает. Поэтому прихожане надеются, что откликнутся неравнодушные люди, которые примут посильное участие в богоугодном деле восстановления древней православной святыни деревни Спасс.
Из истории деревянного храма
Опираясь на сведения археологов, проводивших раскопки на территории нынешней деревни, можно утверждать, что поселение, расположенное на одной из возвышенностей в излучине Тверцы, ограниченное курганным могильником и городищем с северо-западной стороны и селищем с юго-восточной стороны, отстоящее почти на равном удалении от двух других погостов – Петропавловского и Семеновского, существовало еще в XI–XIII столетиях и служило своеобразным торговым и экономическим центром для многочисленных купцов, направлявшихся водным путем в Торжок. А выгодное расположение поселения с прекрасно просматривающейся вверх и вниз по течению рекой и панорамой окрестностей, сделало погост одной из главных застав на подступах к древнему торговому городу.
Первые письменные упоминания о погосте Спасский, как о торговом поселением с церковью Спаса Преображения и одной из новоторжских губ (административно-территориальной единицы Новгородской вечевой республики в XIV столетии) встречаются в летописях от 1373 года, а следующие задокументированные сведения о нем датируются 1476 годом, где погост фигурирует в перечне земель, деревень и сел («Отводном списке Новоторжских земель»), вначале изъятых Великим князем Московским у новгородского епископа и бояр и после возвращенных им во владение. Поэтому, исходя из летописных данных, можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря устроенному на месте древнего поселения Преображенскому храму оно окончательно сформировалось как погост Спасский.
О судьбе погоста и его храма в XVI столетии сведений не сохранилось, но поселение явно увеличивалось и к началу XVII столетия было довольно большим – с добротными домами крестьян и торговцев и двумя церквями – деревянной Преображенской (теплой) и каменной Успенской (холодной) – данные об этом сохранились в одной из Писцовых книг Торжка за 1626–1627 года. В приделе Преображенского храма престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а в приделе Успенского храма – во имя прп. Александра Свирского.
Преображенский храм в камне
Преображенский храм к концу XVIII столетия изветшал, поэтому в 1785 году его Никольский престол перенесли в Успенскую церковь, а уже в 1793 году по прошению священников храма о. М. Тимофеева, о. Я. Михайлова, о. В. Иванова и прихожан архиепископ Тверской и Кашинский Ириней (Клементьевский) благословил строительство нового каменного храма с двухъярусной колокольней, который и был возведен с освящением его престолов в 1804 году. Главный престол в летней (холодной) части храма посвятили Преображению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы, северный – прп. Александру Свирскому; в теплой (зимней) части притвора расположенный в северном углу престол посвятили святителю Николаю Чудотворцу.
Устроительницами новой церкви стали сестры Перские – дворянка Екатерина Ивановна и Пелагея Ивановна (в замужестве княгиня Волконская), после смерти упокоившиеся под алтарем выстроенного на их пожертвования храма.
Начиная с 1840-х годов и до конца XIX столетия Спасо-Преображенский храм несколько раз благоустраивался. Так, в 1848 году был расширен притвор, перенесен в его центральную часть (под арку холодного храма) престол Николая Угодника и устроен новый иконостас, а к колокольне примкнула паперть с двумя боковыми входами. В 1851–1853 годах церковь оградили каменным забором с четырьмя небольшими башенками, в 1856 году вдоль западной стены холодной части храма выстроили просторные хоры, стены и своды украсили росписью на темы земной жизни Иисуса Христа и изображениями апостолов, установили новый большой иконостас, а престол во имя прп. Александра Свирского переосвятили во имя великомученицы Параскевы Пятницы. В 1859 году к существующим ярусам колокольни надстроили еще один и увенчали ее купол высоким винтообразным шпилем.
В 1872 году в результате проведенных широкомасштабных работ площадь Преображенского храма увеличилась почти в два раза и в таком виде он сохранился до настоящего времени. Внутренние работы проводились параллельно с перестройкой самого здания. В 1877–1878 годах в теплой части храма расширили алтарь и устроили новый иконостас; в 1887 году в холодной части настлали новые полы и упразднили престол во имя Параскевы Пятницы, а в следующем 1888 году в южной стороне теплой части храма освятили новый престол – во имя великомученика Пантелеймона Целителя и святых великомучениц Параскевы и Варвары. В 1889–1890 годах в теплой и холодной частях храма были установлены новые иконостасы, выполненные московским художником Астафьевым. Благоустраивалась и прилегающая к церкви территория – в 1891 году отремонтировали церковную ограду с башенками и расширили кладбище.
Все продолжавшиеся более полувека работы по благоустройству Спасо-Преображенского храма финансировал сначала артиллерии поручик, местный дворянин Е. С. Карамышев, после смерти которого в 1877 году жертвователем стала его жена Елизавета Васильевна, на средства которой также содержался причт храма и хор певчих. До наших дней в южной пристройке холодной части храма сохранились каменные склепы, в которых погребены супруги Карамышевы.
К началу минувшего столетия Преображенский храм был центром прихода, в 1901 году состоявшего из 30 окрестных деревень, в которых насчитывалось в общей сложности 629 дворов и 5770 прихожан обоих полов, а божественные литургии совершали протоиерей Василий Невский и священник Александр Косухин, кроме которых в причте храма числились диакон Феодор Сперанский и псаломщик Александр Богородский. К 1915 году причт церкви состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, а на богослужения собирались 5110 прихожан мужского и женского пола.
О судьбе Спасо-Преображенской церкви в советский период сведений не сохранилось, видимо, она, как и сотни православных храмов, была разграблена и закрыта в 1920–1930-е годы, а ее звонница лишилась колоколов.
В 1990-х годах, когда началось широкое возрождение православной веры в уже отошедшем в прошлое коммунистическом государстве, Спасо-Преображенскую церковь возвратили прихожанам, назначив настоятелем священника Георгия (Белякова). Благодаря энергии протоиерея Георгия, пожертвованиям прихожан и спонсоров началось медленное восстановление святыни – вставлены окна, отремонтированы полы, очищены от пыли и наслоений сохранившиеся фрагменты старинной настенной живописи, на третий ярус колокольни подняты десять новых колоколов, самый малый из которых весит 5, а самый большой – 460 килограмм.
В настоящее время к храму приписаны две часовни в деревнях Савинские Горки и Андрианово, а на церковном кладбище похоронен известный русский химик А. А. Воскресенский, вошедший в историю науки как «дедушка химии».
Причт Спасо-Преображенского храма состоит из настоятеля, регента, трех певчих и трех пономарей, а богослужения совершаются в отремонтированном Никольском приделе. Но для того, чтобы в старинной церкви провести комплексные ремонтно-восстановительные работы, нужны немалые средства, которых в настоящее время катастрофически не хватает. Поэтому прихожане надеются, что откликнутся неравнодушные люди, которые примут посильное участие в богоугодном деле восстановления древней православной святыни деревни Спасс.