Показать регионы

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – один из самых древних храмов северо-восточной Руси, возведённый в камне одновременно с первыми деревянными постройками города в середине XII столетия и ставший его главным композиционным элементом. Устоявший во время монгольского нашествия, польско-литовской интервенции и бурных перипетий XX века, в наши дни собор является филиалом Переславского музея-заповедника и имеет статус объекта культурного наследия РФ. 
Жемчужина земли переславской

В первой половине XII столетия, когда со смертью Владимира Мономаха начался распад Древнерусского государства и образование удельных княжеств, один из сыновей Мономаха – ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий – решил основать в Залесье новый город, присвоив ему статус будущей столицы северо-восточной Руси.

Выросший на болотистой равнине город князь оградил высоким валом с деревянными стенами, за которыми надёжно укрылись от неприятеля княжеский двор с хозяйственными постройками и единственный в Переславле белокаменный храм в честь Спаса Преображения – главная святыня княжества. 

Об исключительном значении Спасо-Преображенского храма для Переславского княжества свидетельствует тот факт, что в хрониках от 1152 года на его строительстве, как и на основании самого города, акцентировано особое внимание древнего летописца. 

Увидеть храм в завершённом виде, по данным, содержащимся в одних летописях, Юрий Долгорукий не успел, скончавшись в мае 1157 года, и завершал строительство его сын – Андрей Боголюбский. Согласно другим летописным документам, возведение и украшение соборного храма было завершено ещё при жизни основателя Переславля. Несмотря на некоторую путаницу в этом вопросе, все летописи единодушно указывают, что в 1157 году строительство храма было завершено и в нём, богато украшенном иконами, церковной утварью, росписями и предназначенном для посещений узкого круга людей (князя, его приближённых и дружины) совершались богослужения. 

Интересно, что возвели собор не в центре тогдашнего Переславского кремля, а в его северной части, вблизи крепостного вала у проездной Спасской башни (не сохранилась). В этой наиболее укреплённой части были выстроены и деревянные княжеские палаты, с которыми храм на уровне хоров соединялся крытым переходом. Бывшая, по сути, домовой княжеской церковью, статус собора она получила благодаря тому, что именно в ней совершали богослужения ростовские архиереи. 

Судьба Спасо-Преображенского собора тесно переплелась с судьбами многих правителей тогдашней удельной Руси и её историей. Так, в переславском храме в своё время приняли святое крещение князья Ярослав Всеволодович (сын Всеволода Большое Гнездо), его сын Александр Невский и Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), был рукоположен во священники один из самых почитаемых Церковью святых Сергий Радонежский. Не забывали соборный храм Переславля и московские князья – Даниил Александрович (сын Александра Невского), Иван III Васильевич и Иван Грозный, после присоединения Переславского княжества к Московскому часто посещавшие новую вотчину и присутствовавшие на богослужениях в соборе. В XIII–XIV веках в храме была устроена княжеская усыпальница, а два захоронения в резных саркофагах – переславских удельных князей Дмитрия Александровича и его сына Ивана Дмитриевича – сохранились до наших дней. 

Спасо-Преображенский храм на протяжении своей истории всегда разделял судьбу города – в Ордынский период и времена польско-литовской интервенции он был неоднократно разграблен, в годы гонений на Церковь – закрыт, но разрушить мощные каменные стены не смогли ни захватчики, ни время. 

Одна из страниц в истории храма связана с петровским временем, когда в конце XVII столетия молодой царь Пётр на Переславском (Плещеевом) озере несколько лет строил «потешный» флот – прообраз будущей могучей российской флотилии – и часто не только посещал Спасо-Преображенский собор, но и, как гласят предания, даже пел на клиросе. 

Судьба собора в XVIII–XXI веках

С учреждением в 1744 году Переславской епархии статус кафедрального храма получил Успенский собор упразднённого переславского Успенского Горицкого монастыря и Спасо-Преображенский храм стал обычной городской приходской церковью, в причте которой состояли священник, диакон, дьячок и пономарь. А уже в 1778 году, согласно «писцовым книгам», причт храма состоял из протоиерея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков, прихожанами были 124 горожанина мужского и женского пола, в собственности собора находились пахотные и покосные земли и две водяные мельницы. 

В XIX столетии старинный храм в очередной раз отреставрировали (предыдущие ремонтно-реставрационные работы проводились в XV и XVII веках), но после Октябрьской революции 1917 года собор закрыли и спустя время передали в ведение Переславского музея-заповедника. В храме разместились музейные экспозиции. 

Во второй половине минувшего века здание храма вновь капитально отреставрировали, взяли на государственный учёт как памятник архитектуры XII столетия и сейчас Спасо-Преображенский собор является филиалом музея, но три раза в год – в храмовый праздник Преображения Господня (19 августа) и в дни памяти святого князя Александра Невского (12 июня и 12 сентября) – в храме совершаются богослужения. 

Рядом с соборным храмом в 1958 году на мраморном постаменте торжественно установили бюст Александра Невского в шлеме и кольчуге, выполненный скульптором С. М. Орловым. 

Архитектура, внутреннее убранство и святыни собора

Небольшой крестовокупольный одноглавый четырёхстолпный храм с тремя апсидами, увенчанный луковичной главой на массивном световом барабане – самый древний храм северо-восточной Руси, сохранившийся до наших дней практически без изменений и являющийся одним из самых ранних образцов владимиро-суздальской школы зодчества. 

На глубоком (1,2 метра) фундаменте, выложенном из крупных, скреплённых известковым раствором булыжников, неизвестные мастера возвели выполненные в полубутовой технике толстые (от 1 до 1,3 метров) двухслойные стены из известняковых плит, пространство между слоями которых засыпано строительными отходами и залито известковым раствором, и увенчали строение массивным барабаном с узкими окнами-бойницами и изначально шлемовидной главой. 

Внешний декор Спасо-Преображенского собора довольно строг и представлен только лопатками, разделившими его фасады на три части и завершёнными ложными закомарами, фризом и поребриком на барабане, аркатурным поясом, резным полуовалом и поребриком в верхней части апсид и узкими окнами-бойницами. 

Внутреннее пространство храма резко контрастирует с его внешним объёмом. Достаточно приземистое снаружи, внутри здание довольно просторное и высокое за счёт поддерживающих своды четырёх крестообразных столбов и отсутствия всяческих перегородок. 

Об убранстве собора в первые годы его существования сведений почти не сохранилось, но известно, что стены были расписаны фресковыми композициями, две из которых – «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» (II половина XII века) – были обнаружены во время реставрационных работ в 1862 году, сняты в 1893–1894 годах и упакованы для хранения. К сожалению, Императорской Археологической комиссией в 1895 году уникальные фрески собора были признаны не заслуживающими сохранения, поэтому об их дальнейшей судьбе ничего не известно, вполне вероятно, что их попросту выбросили. Единственный фрагмент, который чудом сохранился – фреска с поясным изображением апостола Симона Кананита – в наши дни хранится в Государственном Историческом музее Москвы.

Помимо живописных фресок украшением интерьера храма являлись майоликовые плитки белого цвета с голубым орнаментом на хорах и зелёные, жёлтые и коричневые плитки, узором выложенные на полу собора. 

Иконы в окладах из драгоценных камней, резная серебряная и золотая богослужебная утварь, рукописные церковные книги, шитые золотом пелены и покровы – все эти ценнейшие произведения древнерусского церковного искусства со временем были утрачены. До наших дней сохранилась лишь малая их часть – серебряный потир (XII век), подаренный храму, согласно легенде, самим Юрием Долгоруким (в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля), икона «Преображение Господне» (XV век), как считается, написанная Феофаном Греком (сейчас – экспонат Третьяковской галереи). Другие уцелевшие экспонаты – ковш, серебряная звездица и деревянная дарохранительница (XVII–XVIII век) пополнили экспозиции Переславского музея. 

В конце XIX века, когда здание храма в очередной раз ремонтировали, его позакомарное покрытие заменили четырёхскатной кровлей, а вместо старого деревянного иконостаса устроили мраморный, выполненный в византийском стиле, установив на него иконы Спасителя, Божьей Матери, Николая Чудотворца, апостолов и евангелистов и праздничные иконы, а стены, освобождённые от древних фресок, украсили масляной живописью.

В годы советской власти из храма были вывезены все иконы и ценности, но переданное в ведение Переславского музея здание удалось сохранить и отремонтировать. Интересно, что в ходе реставрационных работ, когда со стен снимали масляную роспись, обнаружились древние граффити, датируемые XII столетием, среди которых, наряду с множеством нацарапанных крестов (своеобразных просьб об отпущении грехов), есть сообщение об убийстве Андрея Боголюбского и даже написаны имена его убийц.

Информация для посетителей

  • Спасо-Преображенский собор находится по адресу: г. Переславль-Залесский, Красная площадь, 1а. 
  • Время работы – с 10.00 до 18.00 часов ежедневно, кроме понедельника, с 1 мая по 1 октября. В зимний период храм закрыт.