Показать регионы

Театральный музей им. А. А. Бахрушина

Театральный музей имени А. А. Бахрушина представляет даже неискушённому в театральном искусстве посетителю целостную картину истории становления и развития театра в России. Созданный в конце XIX в. меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным он остаётся уникальным хранителем театральных традиций русской культуры.
От любительской коллекции до крупнейшего музея

Первоначальной причиной создания обширного музейного собрания стал неуёмный интерес московского купца и мецената А. А. Бахрушина (1865–1929) к истории театра и театральному искусству. Страсть к коллекционированию он разделял вместе со своими братом и дядей, интересовавшимися искусством. Первую покупку в 1891 г. для своей коллекции он совершил на Сухаревском рынке Москвы, который и в дальнейшем считал главным поставщиком экспонатов для своего собрания. Эти 22 небольших эскиза театральных костюмов были выполнены художницей М. Кирцингер для крепостного театра графа Н. П. Шереметьева.

Быстрому росту частной коллекции способствовали обширные знакомства А. А. Бахрушина в театральной среде, его доброжелательность и гостеприимство. В своём доме по субботам он устраивал для артистов и театралов званые вечера, на которые было не принято приходить без подарков. В течение нескольких лет в его доме побывали Г. Федотова, М. Н. Ермолова, В. И. Немирович-Данченко, М. А. Добужинский, Ф. И. Шаляпин, А. М. Васнецов, А. И. Южин.

Однако не только подарки были источником пополнения коллекции. А. А. Бахрушин сам часто отправлялся в деловые поездки по России, из которых он непременно возвращался с новыми экспонатами для своего собрания. Театральные маски, костюмы, музыкальные инструменты и даже мебель регулярно пополняли его частный музей, открытие которого состоялось 29 октября 1896 г.

Во время зарубежных поездок по Европе А. А. Бахрушин также оставался верен своему увлечению. Как постоянного покупателя его знали владельцы антикварных лавок Генуи, Парижа и Вены.

Первоначально для коллекции в купеческом доме было отведено только три полуподвальных помещения, которые довольно скоро уже не могли вместить всю коллекцию. Постепенно она заняла не только жилые помещения, но и коридоры здания и даже конюшню и каретный сарай. В 1913 г. часть материалов уже размещалась и в соседнем доме, также принадлежавшем Бахрушиным.

За год до Первой мировой войны музейное собрание было передано в ведение Российской императорской академии наук. С этого времени музей стал более доступным для широких слоёв посетителей. Самыми сложными в его истории годами стали 1917–1919 гг. В это время существовала реальная угроза расхищения и расформирования коллекции. Сохранить музей помогло его подчинение Наркомпросу и личные усилия его создателя и первого директора А. А. Бахрушина.

Главное музейное здание

Основная экспозиция Театрального музея занимает здание бывшей усадьбы основателя музея. Этот особняк построен в 1896 году по проекту архитектора К. Гиппиуса. В его архитектурных пропорциях и декоративных деталях отчетливого прослеживается влияние ранней английской готики. Ассиметричный по своей архитектурной композиции особняк имеет несколько выразительных акцентов. Вестибюль здания увенчан квадратной в плане небольшой башенкой с шатровой крышей. На фасаде привлекает внимание крупное окно со стрельчатым завершением. Его верхнюю часть обрамляет изящный фигурный аттик.

В 1937–1938 годах для размещения увеличившейся коллекции была проведена масштабная перестройка здания. Под руководством архитектора И. Бондаренко здание было расширено, в частности, прежде одноэтажный особняк был надстроен. Тем не менее, внешний вид здания сохранился неплохо, чего нельзя сказать об его интерьере. Внутреннее убранство дома, некогда производившее на современников А. А. Бахрушина большое впечатление, практически не сохранилось. В наши дни о его былом величии говорит только декор вестибюля с расписным потолком, витражами и тяжёлыми деревянными резными дверями. Немногочисленные фрагменты убранства сохранились также в декоре кабинета мецената.

Музейные филиалы

Практически с первых лет своего существования центральный театральный музей испытывал затруднения с размещением своих обширных коллекций. Определённым выходом из создавшегося положения стало создание в качестве филиалов мемориальных музеев. В разных уголках Москвы находятся девять филиалов музея, увековечивающих память о великих русских актёрах, режиссёрах, драматургах и театральных художниках. В разные годы свои двери для посетителей открыли дома-музеи А. Н. Островского, М. С. Щепкина, М. Н. Еромоловой. Посещение музеев-квартир режиссёров Вс. Э. Мейерхольда, В. Н. Плучека, актёрской семьи М. В., А. А. Мироновых – А. С. Менакер и балерины Г. С. Улановой поможет по-новому взглянуть на жизнь и творчество кумиров нескольких поколений.

До мельчайших подробностей рассказывается о труде театральных художников-декораторов в экспозиции Театральной галереи на Ордынке и мемориальном музее-мастерской художника Д. Л. Боровского.

Богатство музейного собрания

Собрание театрального музея им. А. А. Бахрушина уникально по объёму и содержанию фондов. В начале XXI в. в его стенах хранилось около полутора миллионов бесценных свидетельств театральной истории. Постоянная экспозиция разделена на три раздела. Первый из них посвящён создателю музея. В кабинете А. А. Бахрушина наряду с мемориальной обстановкой представлены экспонаты, повествующие о музыкальном и драматическом театре, живописные полотна и личные вещи актёров.

Выставка «Федор Волков и театр XVIII века» охватывает период становления русского профессионального театра. История русской драмы, оперы и балета представлена во всей своей полноте в залах, где размещена экспозиция «Золотой век русского театра». Многочисленные демонстрирующиеся здесь экспонаты – лишь малая толика того культурного наследия, что хранится в различных отделах музейного фонда.

Значительную часть коллекции составляют печатные и рукописные материалы, касающиеся истории прежде всего русского театра. Здесь хранятся личные архивы документов многих выдающихся артистов и театраловедов России. Самые ранние документы относятся к первой половине XVIII в. К их числу относятся материалы, рассказывающие о биографии и творчестве М. С. Щепкина, Ф. М. Шаляпина, П. А. Каратыгина, Л. В. Собинова, А. Н. Вертовского и В. А. Теляковского.

Отдельный раздел собрания музея составляют графические и изобразительные материалы. Портреты мастеров сцены, эскизы театральных костюмов и декораций, изображения и макеты театральных зданий в различных городах России и мира выполнены многими видными художниками, работавшими для театра. Среди многочисленных экспонатов этой части собрания находятся работы И. Я. Билибина, Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, М. А. Врубеля и многих других графиков и живописцев.

Более 500 тыс. единиц хранения сосредоточено только в отделе фото-негативных документов. Многочисленные фотографии подробно раскрывают насыщенную событиями художественную жизнь как ведущих театров Москвы и Санкт-Петербурга, так и провинциальных театральных городов.

Наряду с фотохроникой о Мариинском, Малом, Александринском театрах или МХАТе для посетителей и исследователей доступны материалы о Частной опере Зимина и харьковской антрепризе Н. Синельникова. В собрании находятся фотопортреты актёров в реальной жизни и сценических образах из постановок, шедших на сценах театра Корша, оперы Мамонтова, театра Соловцова и других.

Наиболее обширная коллекция музея сосредоточена в отделе афиш и программ. Всего здесь находится более 600 тысяч подлинных экспонатов. Ядро коллекции составляют материалы императорских российских театров, собранные ещё А. А. Бахрушиным. Уникальность собранию придаёт большое количество афиш из провинциальных театров дореволюционной России.

Мемориально-предметный фонд объединяет экспонаты, касающиеся театральной тематики. Многие из них некогда принадлежали ведущим мастерам российского и зарубежного театрального искусства. Здесь можно увидеть сценические и бытовые костюмы, памятные значки и медали, предметы личного обихода.

Около 11 тысяч граммофонных пластинок, 16 тыс. магнитных аудиозаписей, кино- и видеоматериалы на различных носителях составляют фоновидеотеку музея. В комплектование этого раздела музея большой вклад внесли владельцы частных коллекций. Так, основу собрания грампластинок составила коллекция И. Ф. Боярского, подаренная музею в 1982 г. Среди прочих редких аудиодокументов она включает первые записи голосов Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Б. Джильи, Э. Карузо. Жемчужиной коллекции видеоматериалов стали чудом сохранившиеся записи фрагментов спектаклей Камерного театра в постановке А. Я. Таирова и репетиций театральных постановок Государственного еврейского театра с участием С. М. Михоэлса.

Музей располагает наиболее обширной в России театральной библиотекой, основу которой составило личное собрание книг А. А. Бахрушина. Позднее его дополнили издания из частных библиотек Г. Н. Федотовой, художника-декоратора К. Ф. Вальца и И. Ф. Шаляпиной, дочери Ф. И. Шаляпина.

В 2008 г. в структуре музея появился ещё один интересный отдел. Сосредоточенные в нём экспонаты рассказывают об истории ТЮЗов и кукольных театров нашей страны. Сотрудники центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина наряду с традиционными экскурсионными услугами предлагают москвичам и гостям столицы десятки развлекательных и образовательных мероприятий, созданных на основе оригинальных музейных технологий. Двери музея ежедневно открыты перед посетителями любого возраста, преданных театральному искусству.