Показать регионы

Троицкий монастырь (Муром)

Свято-Троицкий женский монастырь – одна из старинных православных муромских обителей, основанная в середине XVII столетия. В наши дни является действующим монастырём Муромской епархии и имеет статус объекта культурного наследия России. В обители хранятся мощи почитаемых РПЦ святых – покровителей семьи и брака Петра и Февронии.
Об истории и архитектурном ансамбле монастыря...

К середине XVII столетия в небольшом старинном городке Муроме, раскинувшемся на левом берегу Оки, уже существовали Благовещенский и Спасо-Преображенский мужские и Крестовоздвиженский женский монастыри и несколько православных храмов, но купец московской гостиной сотни и почётный житель Мурома Тарасий Борисович Цветнов, занимавшийся продажей лакокрасочных и других химических веществ, решил выстроить ещё одну церковь, посвятив её Святой Троице. 

Интересно, что на возвышенности, выбранной купцом для нового храма, в древности располагалась, как указано в летописном церковном источнике XVI века «Повесть о водворении христианства в Муроме», княжеская резиденция на «старом вышнем (высоком) городище», включавшая в себя, помимо дворца князя Константина Святославича Муромского, кстати, известного только по житию, и хозяйственных построек, деревянный соборный храм в честь первых канонизированных церковью святых – князей Бориса и Глеба. 

Видимо, со временем Борисоглебский собор обветшал и был разобран, а позднее на его месте появилась деревянная Свято-Троицкая церковь. Точно неизвестно, существовал ли этот храм в середине XVII столетия или к тому времени был за ветхостью разобран и о нём сохранились только воспоминания, но благодаря купцу Тарасию Цветнову он в 1642–1643 годах вновь был отстроен – уже в камне. Великолепный по своему декору трёхпрестольный пятиглавый красавец-храм с коваными золочёными крестами на яблочках стал не только украшением обители, но и первым храмом Мурома, выстроенном в стиле «русское узорочье». 

Фасады четверика храма, с южной и западной стороны окружённые папертью, с восточной – трёхчастной апсидой, с северной – приделом, неизвестный зодчий украсил белокаменным пояском, кокошниками, оконные проёмы – висячими полуколонками, детали карнизов – поливными изразцами, архистрав – плитками цветных изразцов с изображёнными на них драконами, орлами, геометрическими и растительными орнаментами. 

Строительством Свято-Троицкий церкви купец не ограничился – сразу после её освящения в 1643 году он подал прошение на имя архиепископа Рязанского и Муромского Моисея об основании при новом храме православной женской обители, на что и было получено великое архиепископское благословение. Тарасий Цветнов не только пожертвовал новой обители находящиеся в непосредственной близости к храму и принадлежавшие ему земли, но и на свои средства купил близлежащие земельные наделы, а новому храму подарил серебряную богослужебную утварь, серебряный с позолотой оклад Евангелия и напрестольный крест, богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями. 

В 1648 году архитектурный ансамбль монастыря пополнился шатровой надвратной Казанской церковью, в 1652 году – многоярусной колокольней, спустя время – корпусами иноческих и настоятельских келий и хозяйственными строениями, а весь комплекс был опоясан деревянной оградой. 

Надвратная церковь с колокольней дополнила монастырский ансамбль. Миниатюрный и изящный Казанский храм, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», зодчий установил на основание Святых ворот, его южный фасад украсил спаренными колонками, узкие окна обрамил полуколонками, над оконными проёмами поместил декоративные вставки-клейма, карниз украсил рядом изразцов, а основание и верхнюю часть восьмерика – кокошниками. Каждую грань восьмерика архитектор декорировал разноцветными изразцовыми плитками, а верх шатра – небольшой луковичной главкой.

Не уступает Казанской церкви в красоте и изяществе колокольня. Три её четверика, поставленные друг на друга, мастер разделил поясами карнизов, углы декорировал пилястрами и полуколонками, фасады – резными балясинами с розетками и углублёнными нишами с керамическими вставками. Восьмерик колокольни зодчий выполнил в виде восьми высоких арочных проёмов с полуколонками и балясинами, шатёр украсил такой же луковичной главкой, что и на Казанской церкви. 

На протяжении всей истории своего существования Свято-Троицкому монастырю всегда благоволили государи. Например, когда в 1663 году к царю Алексею Михайловичу обратилась настоятельница обители игуменья Акилина с прошением передать в бессрочное владение расположенные рядом с монастырём бобыльские дворы и освободить обитель от уплаты податей за них, то ей была дана на это соответствующая царская грамота.

К середине XVIII столетия Свято-Троицкий монастырь был довольно благоустроенным, в нём подвизались 15 инокинь во главе с игуменьей, а после секуляризационной реформы Екатерины II в него были переведены 19 монахинь и настоятельницы из трёх упразднённых женских обителей – Введенской в Вязниках (сейчас – город Вязники Владимирской области), Входоиерусалимской пустыни в Арефино (сейчас – село Арефино Вачского района Нижегородской области) и Воскресенской в Муроме. 

Благоустройство монастырского комплекса велось и в XVIII, и в XIX столетиях. Так, в 1786 году были перестроены галерея и паперть Троицкого собора, а в 1810 году к нему пристроен новый Всехскорбященский и благоустроен Трёхсвятительский приделы. 

В 1792 и 1805 годах Муром пострадал от масштабных пожаров, в результате которых выгорел практически весь город. Не обошёл огонь и Свято-Троицкий монастырь – его здания лишились деревянных кровельных перекрытий, полностью сгорела деревянная ограда, паперти и иноческие кельи. 

Уже в 1800 году кельи насельниц и паперти были выстроены в камне, а 1807 году на средства одной из состоятельных жительниц города – вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой – взамен сгоревшей была устроена каменная ограда с изящными шатровыми башенками. Стоит отметить, что эта благодетельница долгое время была инокиней обители, а в 1817 году была назначена настоятельницей монастыря, подвизавшись в этом чине до 1820 года. 

В 1809 году заменена железной черепичная кровля на главах Троицкого собора, к 1833 году устроены новые ризы на местные иконы и заменён на белокаменный кирпичный пол собора. 

В 1865 году на территории обители была выстроена каменная надкладезная часовня, вода для которой поставлялась по водопроводу из городского бассейна, а также были позолочены главы на Троицком соборе, надвратной Казанской церкви и колокольне. Личные средства для проведения таких масштабных работ выделили лично городской голова Мурома Алексей Васильевич Ермаков и его супруга Мария Ефимовна. 

В 1882 году был выстроен в камне настоятельский корпус и здание просфорной, в 1885–1886 годах над Трёхсвятительским приделом Троицкого собора был выстроен второй ярус, а в 1898 году архитектурный ансамбль монастыря пополнил двухэтажный каменный корпус одноклассной женской церковно-приходской школы, в 1902 году сделанной двухклассной. В этой школе девочки обучались не только грамоте, но и рукоделию. 

После 1917 года для обители наступили трудные времена. Уже в 1918 году в монастырских корпусах были устроены квартиры для рабочих, а в 1921 (по другим данным – в 1923) году обитель была закрыта, её храмы разграблены и с их глав сброшены кресты. 

В 1928 году в Пантелеймоновском приделе бывшего Троицкого собора обосновался архив, а с начала 1930-х годов здания монастырского комплекса были переданы военному ведомству, разместившему в соборе, надвратной Казанской церкви и колокольне склады. В 1936 году Пантелеймоновский и Трехсвятительский приделы были разрушены, причём кирпич впоследствии был использован для строительства городской общеобразовательной школы № 16, а в 1941 году здание самого Троицкого собора было отдано сапожной артели с условием проведения в нём ремонтных работ. Естественно, сапожная артель никаких работ не проводила и так бы здание собора со временем и разрушилось, если бы в 1970-х годах монастырский ансамбль не был взят на государственный учёт и охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Правда, в 1961–1962 годах в зданиях упразднённой обители были проведены небольшие реставрационные работы, но их было недостаточно, да и келейный и настоятельский корпуса уже были перестроены под коммунальные квартиры, поэтому присвоение Свято-Троицкому монастырю статуса памятника архитектуры было очень кстати. 

В 1975 году территория обители украсилась уникальным памятником русского деревянного зодчества XVII столетия – храмом Сергия Радонежского, перевезённым в Муром из одного из сёл Меленковского района Владимирской области. 

Обитель в наши дни

15 мая 1991 года для Свято-Троицкого женского монастыря стало самым светлым днём в его истории – обитель была передана Русской Православной Церкви и началось её постепенное возрождение. Уже спустя неделю после передачи комплекса РПЦ в обитель приехала его новая настоятельница – игуменья Тавифа (Горланова), управлявшая ею более 25 лет и преставившаяся в августе 2016 года. Именно в годы её настоятельства монастырь полностью возродился и в настоящее время является самой благоустроенной муромской обителью. С 2001 года при монастыре действует пансионат «Надежда», в котором проживают и получают среднее образование несовершеннолетние девочки. Попечительствуют насельницы над тюрьмами, колонией для несовершеннолетних, воинской частью и городским обществом инвалидов-колясочников. 

К обители приписаны подворья: Крестовоздвиженское (г. Муром), Богородицкое (с. Мишино Муромского района) и Богородицкое (Камешковский район). 

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно, а в воскресные дни совершается Божественная литургия и водосвятный молебен у гробницы с мощами Петра и Февронии.
 
Святыни обители

Главными святынями обители являются мощи святых Петра и Февронии, до 1921 года находившиеся в городском Богородице-Рождественском соборе, после закрытия которого хранившиеся в Муромском историко-художественном музее до сентября 1992 года. 

Особо почитается верующими Виленский восьмиконечный крест с частичками мощей многих святых, появившийся в обители сразу после её основания и считающийся одной из самых первых святынь обители. Об этой святыне купцом – основателем обители Тарасием Цветновым в конце XVII века написана «Повесть о Виленском кресте», являющаяся одним из произведений русской церковной литературы.