Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Фешево)

Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Фешево построен в 1812–1825 гг., перестроен в начале XX века. Расположен на кладбище в восточной части села, ныне находится в полуразрушенном состоянии.
История

Строительство каменной Казанской церкви началось в 1812 г. вместо прежнего обветшавшего деревянного храма того же посвящения 1731 г. постройки. Строилась на средства прихожан, проект был засвидетельствован губернским архитектором И. Ф. Эгетмейером. В 1825 г. в теплой трапезной был освящен придел в честь Рождества Христова. Освящение главного престола в холодном храме в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось предположительно в 1833 г. 

В соответствии с проектом перестройки здания, утвержденным в 1898 г., небольшая старая трапезная со скругленными углами и примыкавшая к ней колокольня были разобраны, вместо них в 1901–1910-х гг. возвели более просторную трапезную и трехъярусную колокольню с двумя одинаковыми палатками по сторонам. Перестройка велась под наблюдением губернского архитектора В. И. Назарина

В советское время колокольня и боковые палатки были почти полностью разрушены. Двухколонные портики на боковых фасадах основного объема храма также не сохранились. 

Архитектура и роспись

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Фешеве, построенная в стиле зрелого классицизма и имеющая довольно редкую объемную композицию, сочетается с эклектичной трапезной, ориентированной на классицизм и барокко. Здание, сложенное из кирпича, украшено белокаменными деталями декора. Стены основного объема и апсиды оштукатурены и побелены. Трапезная имеет гранитный цоколь и не оштукатурена. 

Основной объем в виде двусветного четверика со скругленными углами вытянут по поперечной оси и завершен купольной ротондой с узким цилиндрическим барабаном (главка утрачена). С востока к нему примыкает полукруглая в плане пониженная двусветная апсида, немного уступающая ему по ширине. С запада к основному объему примыкает более широкая прямоугольная трапезная. Колокольня почти полностью разрушена, от нее сохранились лишь фрагменты двух восточных пилонов и незначительные фрагменты южной и северной стен от боковых палаток. Особенностью композиции боковых фасадов четверика является размещение фланговых оконных осей на его скругленных углах.

Центральная ось основного объема отмечена широкой квадратной нишей с прямоугольным дверным проемом, фланкированным белокаменными полуколоннами тосканского ордера, несущими арочный люнет. Над дверным проемом расположено большое полуциркульное окно второго света, акцентированное клинчатым замком. На фланговых осях расположены прямоугольные окна первого света с прямоугольными фартуками и профилированными белокаменными подоконниками. Окна второго света слегка овальной формы забраны решетками «в расщеп». Стены четверика завершает слабо профилированный кирпичный карниз с крупными белокаменными дентикулами. 

Ротонда прорезана равномерно расположенными арочными окнами без наличников и завершена антаблементом с простым карнизом и невысоким аттиком. Апсида имеет окна первого света прямоугольной формы и овальные окна второго света, они аналогичны окнам на скругленных углах четверика. 

Боковые фасады трапезной прорезаны семью прямоугольными окнами. В средней части фасады выделены ризалитами с пилястрами на флангах и завершены аттиковым антаблементом с филенчатым фризом, несущим треугольный фронтон. Три средних проема акцентированы наличниками с пилястрами и лучковыми сандриками. Фланговые окна вписаны в большие прямоугольные ниши, они декорированы более скромными рамочными наличниками, завершенными простыми полочками.

В интерьере Казанской церкви доминирующим является высокое центральное пространство под куполом. Ротонда опирается на подпружные арки и паруса. Боковые проемы открываются в узкие притворы со срезанными углами, перекрытые коробовыми сводами с распалубками. Связанная с храмом таким же широким проемом апсида перекрыта конхой с распалубками над окнами. В трапезной трехнефное пространство, образованное четырьмя крещатыми столбами, перекрыто системой коробовых сводов с большими распалубками.

Внутри храма сохранились фрагменты масляной живописи второй половины XIX века, выполненной в академической манере. В своде находились фигуры архангелов, в простенках барабана – апостолы. На подпружных арках – пышный гризайльный орнамент с розами и виноградными гроздьями. Свод алтаря украшало изображение Святого Духа в виде голубя, окруженного херувимами. В простенках между окнами в скругленных рамах написаны фигуры святителей (с северной стороны – изображение Василия Великого). На северной стене помещена композиция «Моление о чаше».