Показать регионы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Чистых Прудах (Кашин)

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на Чистых Прудах, в городе Кашине Тверской области построен в последней четверти XVIII в., в советское время был закрыт и частично разрушен, ныне не действует.
История

Первое известное упоминание о деревянной Богородице-Рождественской церкви содержится в документах за 1621 г. В 1709 и 1782 гг. упоминаются две деревянные церкви – Рождества Пресвятой Богородицы и теплая Святителя Чудотворца, устроенные в 1700 г. Местность, на которой они располагались, в старину называли не «Чистые Пруды», а «Поганая слобода».

Каменный храм построен в 1785 г., расширен в 1818 г. Имел четыре престола: в холодной части – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (главный) и в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (малый придел); в теплой части – во имя святых мучеников Мины, Виктора и Викентия и в честь Святителя Николая.

В церкви было немало древних икон, из которых особым почитанием пользовалась икона святых мучеников Мины, Виктора и Викентия, перенесенная сюда из храма села Размесово после его упразднения в 1816 г. В числе старинных была также икона Божией Матери Скорбящей.

В 1901 г. служили: священник Покровский Иоанн Димитриевич (27 лет, в служении с 1893 г., священником с 1895 г.), псаломщик Башилов Николай Иванович (41 год, псаломщиком с 1884 г.). Церковным старостой с 1892 г. был купец Пуговишников Виктор Ильич. Прихожан в Кашине и деревнях Глазатове, Путилове, Размесове – 95 дворов (300 мужчин и 312 женщин).

В 1929 г. Богородице-Рождественская церковь была закрыта, с колокольни сняты колокола, разобран иконостас. В 1935 г. в здании разместилась сапоговаляльная мастерская. В 1960 г. оно было передано комбинату бытового обслуживания как сапоговаляльный цех. В 2012 г. храм был удален из реестра памятников архитектурного наследия, а здание продано под 3D-кинотеатр.

Архитектура

Церковь одноэтажная, построена по плану, в котором новые стилевые признаки были подчинены устоявшемуся типу сооружения. Обрамления верхних окон четверика выполнены в формах зрелого барокко, что не повторяется в других храмах Кашина. Наличники имеют сложный рисунок и включают рамку с архивольтом, замковым камнем и двойными ушками, а также лучковый сандрик над карнизом и свисающий вниз фартук с выемками. В целом, декор, сохраняющий плоскостную графичность, не дает стене барочной пластической интерпретации. Планировка храма очень своеобразна. С трапезной слит южный придел, срезанный угол которого вторит граненой алтарной апсиде с пятью неравными сторонами. Неуклюжая вытянутая апсида декорирована широкими, изломанными на углах, пилястрами.