Показать регионы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Козлово)

Пятикупольный Введенский собор (церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы) в селе Козлово Спировского района Тверской области строился с перерывами несколько десятилетий и был окончательно достроен в 1870-х гг. 
История

Село Козлово когда-то являлось центром Козловской волости Вышневолоцкого уезда. Введенский приход впервые упоминается в XV веке. 

В «Писцовой книге Бежецкой пятины письма Василия Григорьевича Наумова и Семёна Захарьина сына Дятлова» за 1498–1499 гг. в разделе «Монастырские деревни» содержится упоминание о погосте Спасском в Клинецком (современное Спасоклинье), а также о Богородицком Плавском погосте (современное Козлово). С древних времён эти земли носили название «Плав». Слово «плав» в словаре Владимира Даля трактуется как «трясина, где под дерном вода». Это неудивительно, в окрестностях села имеется множество низких болотистых мест.

Название «Богородицкий» закрепилось за погостом после строительства здесь деревянной церкви Введения Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой также относится к 1498– 1499 гг., в Писцовой книге говорится, что храм «Веденья Пречистые из Плав, а [в] Плавском погосте» принадлежал монастырю. Выше упомянут «Игнат Юренев, луховитин, деревни за ним Александровские Тимофеева в Богородицком погосте в Плавском, сох 8 с третью».

Начиная с 1583 г. церковное место в Богородицком Плавском погосте стало называться Козлово: «Погост на Козлове на реке Судомле в Плавех. А на погосте церковь Введенья Пречистой, древяная вверх. А в церкви образы и свечи и книги и все церковное строение приходное. Да на погосте ж поп Левонтей, двор дьячёк Тимошка Минин, двор пономарь, двор проскурница, да восемь келей, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьей».

В Смутное время эта земля претерпела много бед и страданий, были разрушены и сожжены сёла и деревни, разграблены церкви, поля зарастали травой и кустарником. 

В 1773 г. на имя епископа Тверского и Кашинского Арсения поступило прошение от старосты села Козлово о строительстве в погосте вместо ветхой деревянной церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы нового храма, также деревянного. В консисторском журнале под 22 октября 1780 г. была сделана запись о том, что на заседании Консистории прошение было рассмотрено и Епископу было предложено подписать храмосданную грамоту. В справке благочинного за 1777 г. имеется запись: «Церковь Введения Пресвятой Богородицы деревянная ветхая, священнослужение преправлять способна. При оной церкви священник, диакон, дьячёк, пономарь по одному. Приходских 235 дворов. Пашенной земли 8 четвертей, а по дву потому ж. Сенного покоса 10 копен».

24 октября 1780 г. епископ Арсений подписал храмосдательную грамоту.

2 сентября 1783 г. новая деревянная церковь во имя Введения Пресвятой Богоматери была построена и вскоре освящена строителем Николо-Теребинской пустыни иеромонахом Иеронимом.

В июле 1803 г. на имя Архиепископа Тверского и Кашинского Павла поступило прошение от владельца сельца Владимирское, соседнего с селом Козлово, генерал-майора Ивана Терентьевича Сназина, который желал построить вместо деревянного храма каменную церковь того же посвящения с приделами Казанской иконы Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. К прошению прилагалась справка от благочинного за 1802 г., содержащая краткие сведения о приходе и церкви: «В селе Козлове находится церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы, деревянная, в твёрдости, утварию довольна, построена в 1784 г. При ней приходских 298 дворов, в них мужеска пола 1261 душа. Пашенной и сенокосной земли по писцовой даче состоит 280 десятин. Священнослужителей по штату быть положено священникам двум, диакону одному, дьячкам двум и пономарям двум. Каковое число и ныне на лицо состоит».

Но строительство храма было отложено. Из-за событий в Европе 1805 г. Иван Сназин вынужден был покинуть родные места и вернулся домой лишь в 1810 г. Начавшаяся в 1812 г. война потребовала от него вложений в пользу обороны страны. За свои пожертвования И. Т. Сназин был отмечен императором. Продолжению сооружения Введенского собора помешало ещё одно обстоятельство – строительство церкви Иоанна Предтечи в центральной усадьбе Сназиных Ивановское-Овсеево, завершившееся 1822 г. И лишь к 1828 г. Иван Сназин смог вернуться к начатому в Козлове строительству.

К сожалению, в архиве не сохранилось дело «О построении каменной церкви» за 1828 г. и дальнейшую судьбу храма можно проследить только по заголовкам дел:
1828 г. – Дело о построении каменной церкви.
1832 г. – Дело о дозволении разобрать деревянную колокольню.
1835 г. – Дело об освящении престола Введения Пресвятой Богородицы.
1838 г. – Дело об освящении престола Рождества Иоанна Предтечи.
1841 г. – Дело о продаже деревянной церкви, Дело об уничтожении деревянной церкви.
1845 г. – Дело об освящении престола Казанской иконы Божией Матери.
1846 г. – Дело о дозволении покрыть церковь железом.
1850 г. – Дело о дозволении устроить печи.
1851 г. – Дело о дозволении построить каменную колокольню.
1857 г. – Дело о построении ограды. 
1859 г. – Дело о слитии колокола. 
1870 г. – Дело о распространении церкви (строительство зимнего храма между летним собором и колокольней).

Свой окончательный вид храм приобрёл лишь в 1870-х гг. Строительство велось в несколько этапов: летний пятикупольный собор строился в 1803 и 1828–1835 гг., в 1851 г. с восточной стороны возведена величественная трёхярусная колокольня, в 1870–1871 гг. построен зимний храм с тремя приделами между ними.

Строитель храма Иван Терентьевич Сназин скончался в 1834 г. и был похоронен возле алтаря церкви в честь Иоанна Предтечи в усадьбе Ивановское-Овсеево.

В «Тверском Статистическом сборнике» за 1901 г. о храме сказано: «Церковь Введенская, построена в 1834 г., распространена в 1871 г., каменная, престолов 6: в холодной церкви — средний Введения Пресвятой Богородицы, правый Рождества Иоанна Предтечи, левый Казанской иконы Божией Матери, в тёплой: средний Богоявления Господня, правый Св. Троицы, левый свмч. Власия.» 

На 1901 г. кроме села Козлова в приходе значились деревни Аржаная, Березая, Береговая, Богданиха, Винжа, Горня, Двойка, Еремеевка, Забружье, Замытье, Захарово, Коды, Кочка, Кутузово, Лежи, Линдино, Малое Козлово, Малое Плоское, Малая Ямны, Морозовка, Нестериха, Нивище, Овсяники, Ососье, Пасынки, Пивовары, Плоское, Прудовка, Светча, Тихменево. Всего в приходе числилось 937 дворов – 3 482 мужчины и 3 762 женщины.

В приходе Введенского собора насчитывалось десять часовен:
  • Часовня священномученика Власия (в Городке)
  • Часовня великомученика Георгия (в Плоском)
  • Часовня Архистратига Михаила (в Овсяниках)
  • Часовня Вознесения Господня (в Горне)
  • Часовня Святого Николая (в Линдине)
  • Часовня преподобных Зосимы и Савватия (в Лежи)
  • Часовня преподобных Зосимы и Савватия (в Нестерихе)
  • Часовня Николы Можайского (в Ямнах)
  • Часовня Святой Троицы (в Ососье)
  • Часовня Успения Пресвятой Богородицы (в Забрусье-Меледихе)

При храме действовала церковно-приходская школа, располагавшаяся в двухэтажном доме, «дом под квартирой торговаго и 12 лавок». Земли было «усадебной 5 десятин, пахотной 60 десятин, под привольем 160 десятин, под кладбищем и дорогой 3 десятины 1616 сажень, под площадью около 2 десятин».

В эти годы в храме служили: священник Сперанский Михаил Иванович (40 лет, в служении с 1882 г., священником с 1884 г.), священник Троицкий Иоанн Григорьевич (35 лет, в служении с 1884 г., священником с 1889 г., состоял законоучителем в земском училище), священник Сибирский Алексий Васильевич (27 лет, священником с 1893 г., состоял катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы), диакон Никольский Феодор Иванович (53 года, в служении с 1863 г., диаконом с 1885 г.), псаломщик Овсиевский Павел Иванович (59 лет, в должности с 1861 г.), псаломщик Франтов Михаил Никифорович (78 лет, в должности с 1840 г.), псаломщик Плетнёв Павел Михайлович (22 года, в должности с 1897 г.)

В 1937 г. Введенский собор в селе Козлово был закрыт, его настоятель священник Алексий Сибирский арестован. 11 ноября 1937 г. Алексей Васильевич Сибирский был приговорен Тройкой НКВД к расстрелу. 13 ноября 1937 г. приговор приведен в исполнение (4 апреля 1989 г. реабилитирован Тверской областной прокуратурой). 

С куполов собора сняли кресты, с колокольни был сброшен шпиль, ограда разобрана, могилы священнослужителей и местных помещиков сравнены с землёй. Здание храма долгое время использовалось как клуб и кинозал, позднее в нем устроили склад. 

С 1995 г. в Козлове снова начал действовать православный приход. 30 сентября 2011 г. состоялось освящение креста, летом 2012 г. он был установлен на главный купол собора. Но основные работы по реконструкции Введенского собора приостановлены на неопределенный срок из-за отсутствия средств.

Внешний облик Введенского собора

Храм, трапезная и колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы построены в трёх стилях – ампир, позднеклассическом и эклектичном. По своей композиции собор повторяет в несколько упрощенном виде Христорождественский собора города Твери и Новоторжский Спасо-Преображенский собор. Храмы строились в одно время, один вслед за другим, в стиле русского ампира, который в своих работах использовал Росси.