Показать регионы

Валдайский Иверский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – православный мужской монастырь, основанный в живописном месте – на одном из островов Валдайского озера в середине XVII столетия патриархом Никоном, в настоящее время является действующей обителью Новгородской епархии и находится под государственной охраной как объект культурного наследия народов России. 
Предыстория основания монастыря

История основания Иверского монастыря на Валдае уходит своими корнями в далёкий XVII век и неразрывно связана с его устроителем – Патриархом Московским Никоном – верным другом и советником царя Алексея Михайловича Романова

Царь Алексей Михайлович, приблизивший к себе в 1646 году умного и образованного игумена Кожеозёрского монастыря Никона, вскоре уже не мог обходиться без его советов и благословений. Назначенный вначале архимандритом Московского Новоспасского монастыря, а чуть позднее – митрополитом Новгородским и Великолуцким, Никон всецело погрузился в церковную жизнь, воплощая мечту об удержании русского общества в безоговорочном послушании Церкви в лице её пастыря – Патриарха во всех делах церковной и духовной жизни. 

Именно патриарх Никон стал инициатором перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского – обличителя злодеяний опричников Иоанна IV Грозного, зверски убитого Малютой Скуратовым в 1569 году в Отроч Успенском монастыре Твери. В 1591 году святые мощи митрополита Филиппа по просьбе братии Соловецкого монастыря были перенесены в Спасо-Преображенский собор Соловецкой обители и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 

В начале зимы 1652 года митрополит Никон лично отправился на Соловки за святыми мощами святителя Филиппа. На обратном пути, пролегавшем мимо живописных и безмолвных мест чистейшего Валдайского озера и окружающих его вековых лесов он задумал основать в этих местах православную обитель. В сонном видении предстал перед ним святитель Филипп и благословил Никона на устройство на Валдае монастыря. 

Уже спустя месяц по возвращении в первопрестольную в начале лета 1652 года митрополит Никон был возведён в сан Патриарха Московского и Всея Руси, а его влияние на молодого царя, и ранее бывшее немалым, с тех пор стало исключительным. С возведением в патриаршество главной заботой Никона стало проведение церковных реформ, в настоящее время известных как Великий церковный раскол XVII века, и основание православных монастырей. 

Строительство монастыря и его дальнейшая судьба

Вскоре после принятия сана Патриарха Никон испросил разрешения у царя Алексея Михайловича об устройстве на одном из островов Валдайского озера мужской обители по подобию Иверского Афонского монастыря. Царь не только разрешил строительство новой обители, но и выделил для этого из царской казны огромные средства. Получив одобрение государя, Патриарх заказал афонским изографам точный список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, с XI века украшавшей врата Иверского монастыря на Афоне. 

Летом 1653 года начались строительные работы, для которых из Москвы были специально присланы самые искусные зодчие и плотники, а также большое количество строительных материалов. Уже к осени были выстроены и освящены два деревянных храма – соборный (холодный) в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери и тёплый во имя святителя Филиппа Московского

Осенью того же года обитель посетил сам патриарх Никон, переименовав село Валдайское в Богородицкое и озеро Валдайское – в Святое, совершив чин освящения, при котором в воды озера были торжественно опущены Евангелие и крест. Саму же обитель патриарх назвал Иверским Богородицким Святоозерским монастырём, назначив настоятелем добродетельного и кроткого игумена Дионисия. 

Для царя его «собинный друг» Никон был непререкаемым авторитетом как в делах церковных, так и в делах государственных, поэтому все просьбы его выполнялись, а начинания одобрялись. Ещё одним подтверждением этого стало возведение Иверского монастыря на уровень, поставивший его в один ряд с древними и самыми почитаемыми русскими монастырями – Новгородским Юрьевым, Псково-Печерским, Новоторжским Борисоглебским, Троице-Сергиевой Лаврой. Для этого в 1653 году по жалованной грамоте монастырю отошли село Валдай вместе с озером, близлежащими сёлами, крестьянами, земельными угодьями и пастбищами, а в 1654 году из Свято-Духова Боровичского монастыря в Иверскую обитель были торжественно перенесены мощи святого праведника Иакова Боровичского (причём для мощей на личные средства патриарха была изготовлена новая сребропозлащенная рака), сам же Свято-Духов монастырь приписан к новой обители. Также в монастырских храмах были поставлены ковчеги с частичками мощей многих святых, а сам монастырь Никон возвёл в статус архимандрии, возложив управление им на архимандритов. 

К 1655 году в ведении Иверского монастыря находились многочисленные села с крестьянами (Боровичи, Вышний Волочёк, Выдропужск, Яжелбицы, Едрово), земельные угодья, солеварни, к нему были приписаны некоторые небольшие монастыри Новгородской земли, а также дворы и амбары в Старой Руссе и монастырское подворье в Москве. 

Следующим этапом благоустройства Валдайского монастыря стало каменное строительство, начатое с возведения в обители Успенского собора. Новый собор был выстроен всего за один год (1655–1656) и стал ярким образцом самобытного церковного зодчества XVII столетия. После освящения храма в него торжественно был перенесён чудотворный список Иверской иконы, написанный афонскими изографами специально для Иверской обители и до освящения находившийся в Москве. Помимо собора в монастыре появились хозяйственные постройки, а весь комплекс окружили деревянные стены с десятью башнями и четырьмя проездными воротами. 

Отрадой патриарха Никона, мечтавшего не только о благоустройстве обители, но и о распространении грамотности и устройстве обширной библиотеки, стало развитие в монастыре книгопечатания, связанное с переселением в 1655 году из Оршинского Кутеинского Свято-Богоявленского мужского монастыря насельников (около 70 человек). Монахи привезли с собой на новое место типографию, которая стала первой в истории Руси провинциальной типографией – до тех пор книги печатали только в московский Государевом печатном дворе. Кроме мастеров-книгопечатников, среди переселившихся из Кутеинского монастыря монахов были резчики по дереву, переплётчики, иконописцы и переводчики, передавшие свои навыки и умения иверской братии. 

Возведение каменных зданий в Валдайском монастыре продолжалось до конца XVII столетия. Правда, в 1666 году монастырь был предан забвению в связи с опалой патриарха Никона. Тогда все насельники (около 200 человек) были переведены в другие монастыри, а у обители отобраны угодья и вотчины. Но уже в 1668 году царь Алексей Михайлович сменил гнев на милость, и хотя опального патриарха к себе уже не приблизил, но Иверскому монастырю вернул отобранные земли и сёла, а братия монастыря смогла вернуться к привычному укладу жизни. 

К началу XVIII столетия комплекс монастырских зданий состоял из соборного Успенского храма с ризницей и библиотекой, каменного (тёплого) Богоявленского собора с трапезной и находящимся в паперти приделом Нила Столобенского (1671 год), надвратной церкви св. Филиппа Московского (1656 год), выстроенной вместо первого обветшавшего деревянного Филипповского храма, трёхъярусной колокольни (1679–1689 год), церви Михаила Архангела над внутренними воротами (1685 год), казначейского корпуса (1680-е годы), трёхэтажного корпуса настоятельских келий с расположенными в цокольном этаже погребами и кладовыми и двухэтажного флигеля братских келий (1679–1689 год), двухэтажного корпуса гостиных келий (1683–1689 год), двухэтажного корпуса больничных келий с церковью св. Иакова Боровичского (1702–1708 год), хозяйственных построек. Вокруг монастыря возвели каменную ограду с башнями – Квасоваренной, Северовосточной, Скитской, башней «на кузнечных воротах» и самой большой Никоновской (Патриаршей) башней. 

Некогда богатый и благоустроенный Валдайский монастырь постепенно пришёл в упадок, поэтому в 1712 году его вместе с угодьями и вотчинами приписали к строившемуся тогда в северной столице Александро-Невскому мужскому монастырю и в статусе приписного он находился около 20 лет. Из Иверской обители в те годы в новый монастырь были переданы сокровища из ризницы (украшенные алмазами и жемчугом настоятельские митры, золотые напрестольные кресты, облачение священников, два больших колокола и церковная утварь) и многочисленное церковное имущество.

И хотя в 1730 году Иверскому монастырю вернули самостоятельность, а в 1764 году по новым церковным штатам даже сделали первоклассным, былого великолепия он лишился навсегда. Лишь спустя почти столетие, когда в 1854 году настоятелем обители был назначен архиепископ Лаврентий, начался новый подъём в благоустройстве монастыря. За двадцатилетнее управление монастырём благодаря усилиям настоятеля храмы украсились новой церковной утварью, был позолочен иконостас Успенского собора, облачена в новый золотой оклад чудотворная Иверская икона, сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. Также были отремонтированы все монастырские здания, выстроены странноприимный, северный и южный гостиничные корпуса, корпус конюшенных келий и келий «коровьего двора», прачечная и баня, а над монастырской оградой появились Странноприимная и Водовзводная (Конная) башни. В 1870 году в северо-восточной части обители на средства инженера-путейца В. А. Панаева (строителя Николаевской железной дороги), чьё имение Байнево находилось недалеко от монастыря, была выстроена семейная часовня-усыпальница, в которой нашли упокоение несколько представителей рода Панаевых. 

При настоятельстве архиепископа Лаврентия был установлен ежегодный крестный ход из монастыря вокруг города Валдая, совершаемый в дни престольных монастырских праздников – Успения Пресвятой Богородицы, Богоявления Господня, дня памяти святого Иакова Боровичского. Стоит отметить, что крестные ходы совершались при большом количестве верующих, а вместе с многочисленными паломниками, устремлявшимися в обитель в те дни, общее число молящихся составляло до 15 тысяч человек. 

В XX столетие монастырь вошёл достаточно благоустроенным и жил по заведенному ещё первыми насельниками порядку – братия совершала богослужения и несла послушания. Но всё изменилось после октября 1917 года, когда к власти в стране в результате вооружённого переворота пришли большевики. Уже с января 1918 года по указу властей у обители систематически отбирался хлеб, рыба, овощи, фрукты, а самая масштабная кампания большевиков по реквизиции продуктов питания, начатая ими летом того же года, закончилась позором для властей и триумфом для насельников и жителей Валдая. На звуки набата, прозвучавшие из монастыря, на помощь инокам вышли все взрослые жители города, не позволив реквизиционной команде войти в обитель. Но осенью 1918 года года в обители уже вовсю орудовали «новые хозяева», изъявшие из ризницы драгоценную церковную утварь и богослужебные книги.

И хотя почти всё имущество монастырю вскоре вернули, саму обитель в её первоначальном виде запретили. В 1919 году на базе монастыря открыли трудовую артель, насчитывавшую до 70 человек и имевшую в своём распоряжении более 200 гектаров пахотной, огородной, садовой и пастбищной земли и 5 гектаров монастырских угодий. В те голодные годы трудовая артель много занималась благотворительностью, бесплатно раздавая хлеб, овощи и фрукты жителям Валдая и окрестных деревень и сёл.

Так насельники бывшего Иверского монастыря и жили до 1927 года, пока обследовавшая трудовую артель комиссия Наркомзема не указала в отчёте, что члены артели очень ревностно относятся к чудотворной Иверской иконе. Это недопустимое по понятиям новой власти нарушение стало законным поводом закрыть «разоблачённую» монашескую общину, что и было сделано. Чудотворный Иверский образ в золотом окладе был вывезен в неизвестном направлении и его местопребывание не известно до сих пор. 

С тех пор и до конца минувшего столетия монастырский комплекс власти использовали как историко-архивный и краеведческий музеи, долгое время в зданиях обители располагались мастерские, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь, после войны – Дом инвалидов и лесная школа для больных туберкулёзом детей. В 1970-х годах, когда на острове появился посёлок, в зданиях монастыря была устроена база отдыха. 

К концу 1980-х годов комплекс строений Иверской обители представлял собой плачевное зрелище – его строения находились в аварийном состоянии, а территория была захламлена мусором и бытовыми отходами. 

Возрождение монастыря и его судьба в наши дни

По многочисленным ходатайствам жителей Валдая о возвращении монастырского комплекса Русской Православной Церкви, нашедшим поддержку представителей духовенства, после долгих переговоров с городскими властями в июне 1991 года Иверский монастырь был передан Новгородской епархии. 

Судьбоносным для обители стало событие перенесения в её соборный храм копии чудотворной Иверской иконы Божьей Матери – единственной святыни, уцелевшей в годы советской власти и хранившейся в кладбищенском Петропавловском храме Валдая, и возрождение монашеской жизни. Так, сразу после возвращения монастыря в лоно Церкви был назначен настоятель и вскоре в обители появились шесть иноков, чередующих ежедневные богослужения с послушаниями (работой на огородах, очисткой от мусора территории, ремонтом строений). С возрождением монастыря его братия начала пополняться новыми послушниками, с 1995 года возобновились постриги, с 1998 года – хиротонии. 

Масштабные ремонтно-восстановительные работы по воссозданию в первоначальном виде монастырских строений и благоустройству территории начались практически сразу после передачи монастыря Новгородской епархии. Огромную помощь в воссоздании комплекса оказывали как местные жители, так и предприятия города, благодаря чему в 1998 году был освящён Богоявленский храм и возобновились богослужения в Успенском соборе. 

В 2004 году к Иверскому монастырю проложили новую дорогу, здания обители газифицировали, провели новую линию электропередач, пробурили артезианскую скважину. В декабре 2006 года для святыни монастыря – Иверской иконы – мастерами города Златоуст была изготовлена новая серебряная, украшенная драгоценными камнями риза, в 2008 году – позолочены купола Успенского собора, в 2011 году – завершена реставрация его фресковой живописи в алтаре и нижнем ярусе, а в 2014 году состоялось торжественное освящение всех храмов и престолов обители. 

На территории монастыря появились библиотека, иконописная школа, ризница, мастерские, древлехранилище, открыта трапезная на 250 человек. В Никоновской (Патриаршей) башне заработал музей истории монастыря, отдельный раздел в котором посвящён патриарху Никону. Иверский монастырь стал и Паломническим центром, для которого выстроили три паломнических и один детский корпуса, а также открыли воскресную школу для детей.

Комплексные работы, направленные на восстановление всего монастырского ансамбля, продолжаются и в наши дни.

Информация для посетителей

Иверский монастырь расположен на Сельвицком острове Валдайского района Новгородской области на 386-м километре автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург. Чтобы попасть в монастырь, нужно доехать на железнодорожном или автомобильном транспорте до города Валдая, от пристани которого до обители курсирует теплоход, либо воспользоваться услугами такси. Если ехать на частном автотранспорте из Москвы, то не доезжая Валдая, свернуть на повороте до города Боровичи, а если ехать из Санкт-Петербурга, то проехав Валдай, также свернуть на дорогу до Боровичей. Через два километра нужно свернуть налево и выехать на дорогу к монастырю. 

Ворота Иверского монастыря открыты ежедневно с 7.00 до 21.00 часов, богослужения совершаются с 7.00 до 9.00 часов и с 18.00 до 20.00 часов по будням, с 9.00 до 12.00 часов и с 18.00 до 21.00 часов в воскресные и праздничные дни. В храмах обители совершаются таинства крещения (ежедневно в 13.00 часов) и венчания (в разрешённые дни в 14.00 часов), а также молебны и освящение транспорта (по предварительному заказу в церковной лавке). 

Индивидуальные и групповые экскурсии по монастырю, а также питание и ночлег для паломников в обители предусмотрены, но обязательно нужно сделать предварительную запись (желательно за месяц) по контактному телефону Паломнического центра (см. официальный сайт монастыря). Заявки на экскурсии принимаются с 10.00 до 17.00 часов в будние дни и с 13.00 до 17.00 часов в субботу и воскресенье также в Паломническом центре обители.