Показать регионы

Усадьба Белкино

Старинная дворянская усадьба Белкино, увековеченная в литературе и живописи великими русскими поэтами и художниками. Памятник истории и архитектуры XVIII столетия, расположенный на одной из окраин городка Обнинск Калужской области.
Из глубины столетий...

На северо-западной окраине города Обнинск расположен живописный парк, являющийся частью большого старинного дворянского имения Белкино. По одной из версий, еще в XV столетии московский князь Иоанн III пожаловал усадьбу родоначальнику дворянского рода Белкиных Ивану Федоровичу Белке Отяеву, с тех пор носящую его имя.

В конце XVI столетия Иоанн IV Грозный одарил своего любимого сподвижника и опричника Малюту Скуратова многими милостями и вотчинами, в числе которых было и имение Белкино. В 1579 году оно перешло в качестве приданого во владение боярину Борису Годунову, женившемуся на дочери Малюты Скуратова – Марии. После воцарения в 1598 году Бориса Годунова усадьба стала вотчиной его брата Семена, правда, не успевшего внести никаких ощутимых изменений во внешний облик имения. Спустя несколько лет, в 1605 году недолгому царствованию Годуновых пришел конец, и у усадьбы появился новый хозяин – брат вдовствующей царицы Марии Федоровны Нагой Михаил, также недолго владевший усадьбой. В 1611 году хозяевами имения стали князья Долгорукие, управлявшие им более столетия. При них усадьба являлась ярким образцом загородного имения вельможи, не особо посещаемого и обустраиваемого им – деревянный господский дом с пристроенными флигелями для хозяйственных нужд и разбросанными вокруг него небольшими крестьянскими избами, следящая за порядком в доме немногочисленная дворовая челядь под руководством управляющего, в любой момент ожидающая приезда барина.

Так продолжалось до II половины XVIII столетия, пока усадьбу не подарили одному из трех братьев Воронцовых, приведших к власти дочь Петра I Елизавету – графу Ивану Илларионовичу Воронцову. Именно при нем находившаяся в запустении усадьба полностью преобразилась. Пользуясь указом императора Петра III об отмене обязательной государственной службы, пожалованной дворянам (знаменитый «Манифест о вольности дворянства»), И. И. Воронцов вышел в отставку и вплотную занялся обустройством своих многочисленных, разбросанных по России, имений. Конечно, в первую очередь граф уделил внимание загородному подмосковному имению Вороново – приданому жены Марии Волынской (троюродной сестры императрицы Елизаветы Петровны), сделав его комфортным для длительного пребывания. Но и другие вотчины не стесненный в средствах граф И. Воронцов обустроил по своему вкусу. Усадьбе Белкино предназначалось стать загородной охотничьей резиденцией, поэтому было начато масштабное строительство. Имя зодчего, возводившего усадьбу в камне, неизвестно, но предполагается, что это Карл Иванович Бланк – известный московский инженер-строитель и архитектор, долгое время живший во владениях графа И. И. Воронцова и считавшийся его домашним архитектором.

Первым строением, возведенным в усадьбе, стала церковь Бориса и Глеба с трапезной и колокольней, освященная в июле 1773 года. Дальнейшее строительство пришлось приостановить – императрица Екатерина II отозвала графа И. Воронцова для подавления крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева, начавшегося на Урале.

Вернувшись из экспедиции, граф продолжил обустройство имения. В Белкино появился большой трехэтажный каменный дом, ставший ярким образцом архитектуры раннего классицизма и производивший впечатление монументальности. Усиливали эффект добротности и надежности одетый в руст нижний этаж, рельефная облицовка фасадов, четырехскатная крыша и бело-золотая цветовая гамма, в которую был выкрашен снаружи господский дом. Оба входа в здание – парадный и вход со стороны парка оформили крыльцом с четырьмя высокими белокаменными колоннами и опирающимся на них длинным балконом второго этажа. Впечатляло и внутреннее убранство дома. В самом центре первого этажа, предназначенного для хозяйских и жилых помещений, по образцу древнерусских палат располагался массивный столб с опирающимся на него сводчатым потолком. Под первым этажом находилось такое же сводчатое подвальное помещение. Поднявшись по широкой дубовой лестнице с резными перилами на второй, парадный этаж, взгляду открывался просторный ряд трех последовательно переходивших из одного в другой залов с окнами в парк, создававших удивительное ощущение наполненности светом. Особое место в ряду комнат занимал большой парадный зал, освещаемый не только окнами второго, но и третьего этажа. Верхний, третий этаж предназначался для крепостного оркестра, размещавшегося на скрытых за балюстрадой хорах. Расписанные альфреско стены, картины в массивных рамах, богато украшенная резьбой и оббитая кожей мебель, наборной паркет из ценных сортов дерева довершали общее впечатление богатства и роскоши. Единственное, чего не хватало в доме, не предназначенном для постоянного проживания, так это печей. Лишь в парадном зале второго этажа располагался декоративный, украшенный фигурными изразцами камин.

По обе стороны от дома находились одно- и двухэтажные флигели для дворовых служб, центр парадного двора занимала большая круглая клумба, по периметру обсаженная кустами желтой акации. На склоне оврага, недалеко от церкви Бориса и Глеба появилось живописное строение – рига (сарай для сушки снопов), состоящее из двух соединяющихся между собой полуциркульной аркой одноэтажных зданий и богато украшенное наличниками и филенками. К востоку от главного дома усадьбы выстроили большое каменное прямоугольное здание, в котором разместились конюшни и каретник. Дороги, ведущие к усадьбе через низко расположенные долины, обсадили березовыми аллеями и для более удобного проезда выстроили два каменных моста.

Особое место в планировке усадьбы занял бережно взращенный парк, состоящий из пейзажной и регулярной частей. К большому пруду, расположенному внизу правого склона оврага, проложили пологие ступени-террасы, устроили на них небольшие искусственные пруды, каскадом спускавшиеся вниз и разбили липовый парк, деревья в котором периодически подстригались для придания им шарообразной формы. Прекрасный вид открывался из господского дома – широкая центральная липовая аллея вела к большому пруду, за которым на противоположном берегу располагалась деревня и поля. Из окон большого зала второго этажа с правой стороны от дома хорошо были видны террасы с каскадом прудов, вода в которых поблескивала на солнце. Множество тропинок вели к чудесным местам парка, пейзажи которых как по мановению волшебной палочки, разительно менялись благодаря хорошо продуманной композиционной идее. В конце 80-х годов XVIII столетия работы в усадьбе были полностью завершены, и она превратилась в живописное охотничье загородное имение.

В 1789 году усадьба по наследству перешла сыну Ивана Воронцова Артемию, но тот затеял грандиозное строительство в главной усадьбе – Вороново, и в Белкино приезжал очень редко. А после женитьбы на Прасковье Федоровне Квашниной-Самариной (кузине бабушки А. С. Пушкина) и вовсе перестал вкладывать деньги в обустройство небольшой охотничьей усадьбы. Выдав замуж за графа Дмитрия Петровича Бутурлина в 1793 году свою вторую дочь Анну, приходящуюся тому троюродной сестрой, Артемий Иванович в качестве приданого отдал молодым Белкино. К слову, венчались Дмитрий Бутурлин и Анна Воронцова в белкинском храме Бориса и Глеба.

У Дмитрия Петровича, для своего времени человека блестяще образованного, эрудированного и знавшего несколько иностранных языков, была страсть – составление библиотеки. В течение многих лет собирал он труды французских и латинских классиков, и его библиотека, насчитывающая более сорока тыс. томов, на рубеже XVIII–XIX столетий была лучшей в Европе. Просвещенного вельможу в 1809 году император Александр I назначил директором Эрмитажа, в этой должности Дмитрий Петрович официально состоял всего три года, а последующие несколько лет опекался делами Императорского музея искусств по личной просьбе самодержца.

Обосновавшись в Немецкой слободе – городской усадьбе Бутурлиных, каждое лето граф с супругой проводил время в своем единственном загородном имении – Белкино, где он, имея много других разносторонних интересов, продолжал составлять библиотеку. Кстати, во время войны с Наполеоном центральная бутурлинская усадьба в Немецкой слободе в 1812 году была разрушена, и вся библиотека погибла в огне, а собранные и хранящиеся в Белкино ценнейшие тома и фолианты уцелели. Городской дом Бутурлиных всегда гостеприимно открывал двери для многочисленных гостей, среди которых были многие известные люди своего времени: Николай Карамзин, поэты Иван Дмитриев и Петр Вяземский. Частыми гостями были отец и дядя А. С. Пушкина, да и сам будущий гений литературы с сестрой Ольгой в детстве часто навещал родственников по линии бабушки.

Граф, много времени проводивший в загородной усадьбе, по примеру своего тестя увлекся мыслью расширить и обустроить белкинский парк, для чего выкупил церковные земли за липовым парком и в течение двадцати лет на том месте создавал пейзажный парк по английскому типу. От построенной И. Воронцовым риги по склону холма протянулась извилистая тропинка, перерезанная небольшим ручьем и мостиком через него. Петляя, она выводила на просторную поляну, спускающуюся полого к пруду, за что и получила название «Покат». По краю поляны граф расположил оранжереи с апельсиновыми и лимонными деревьями, на склоне оврага выстроил небольшой уютный грот, а рядом с ним разбил ботанический сад, в котором часто проводил научные опыты. За огороженным садом и оранжереями тянулась длинная лощина, огибаемая большим лиственным лесом из дубов и берез, названным «Марьиной рощей». В ней собирали грибы и ягоды, заготавливали дрова. Там же устроили два небольших летних павильона – один для чаепитий, второй для отдыха.

Как и все вельможи своего круга, чета Бутурлиных поощряла развитие талантов своих дворовых. Так, одному из слуг – Григорию Некрасову, обнаружившему склонность к архитектуре, граф дал соответствующее образование, и все последующие перестройки в имении проходили под руководством собственного архитектора. Другим ярким примером поддержки в развитии способностей можно назвать сына белкинского приказчика Федора Ивановича Иноземцева, получившего прекрасное образование и ставшего светилом российской медицины XIX столетия.

Так сложились обстоятельства, что чете Бутурлиных пришлось сменить Россию на страну с более мягким климатом, коей стала Италия. После смерти главы семейства его наследники разделили между собой все оставшееся в России недвижимое имущество, взяв для ведения дел одного управляющего – отставного поручика И. А. Кавецкого, ранее управлявшего одним из имений графа – Бутурлиновкой. В 1833 году Белкино, как не приносящее никакого дохода, управляющий И. Кавецкий взял в аренду. Спустя семь лет дочь Ивана Антоновича Кавецкого Варвара вышла замуж за воронежского помещика Наркиза Антоновича Обнинского, который выкупил вместе с И. Кавецким у графини Бутурлиной Белкино и близлежащие деревни: Кривское, Самсоново, Шемякино. Необходимо заметить, что именно фамилия Обнинских дала название выросшему много позднее на месте усадебной деревни городу Обнинск.

Новые хозяева усадьбы, ценящие уют и рациональность, изменили интерьеры господского дома, навесив на все комнаты двери и устроив в каждой из них изразцовые печи. Пострадал и старинный парк – березовые аллеи вырубили, оголили и Марьину рощу, пустив на продажу столетние дубы. К концу XIX столетия выросло третье поколение Обнинских, но никаких реконструкций в усадьбе сын первого владельца из рода Обнинских, Петр, не проводил, лишь насадил большой яблоневый сад, который наряду с вековыми липами приносил не только прохладу в жаркие летние дни, но и давал хороший урожай ароматных сочных яблок.

Мужем одной из дочерей Петра Обнинского, Анны, стал врач И. И. Трояновский. В их имении Бугры часто собирался цвет русской интеллигенции начала XX столетия – известные писатели, поэты, художники. И большая дружная компания зачастую гостила в усадьбе у Обнинских в Белкино. Имение произвело неизгладимое впечатление на пейзажиста Исаака Левитана и портретистов Петра Кончаловского и Валентина Серова, посвятивших ему несколько живописных полотен. В период ветшания, который незаметно пришел в Белкино к 1910 году, посетил усадьбу и известный русский поэт, драматург, прозаик и литературовед Валерий Брюсов, написавший множество стихотворений, позднее вошедших в цикл «Родные степи».


... До наших дней

В 1918 году после свержения самодержавия и установления советской власти имение Белкино национализировали и в первом этаже господского дома открыли сначала группу детского сада, а позднее – школу I ступени. В хозяйственных строениях разместилась ткацкая артель. В 1930 году закрыли церковь Бориса и Глеба, а в домике священника разместился сельский совет. После Великой Отечественной войны об усадьбе забыли даже несмотря на то, что Калужский облисполком присвоил ей статус памятника истории и архитектуры областного значения. Повторное взятие усадьбы под охрану государства произошло в 1960 году, но и тогда это осталось только на бумаге. Постепенно разрушался дом и флигели, зарастал бурьяном некогда величественный парк. Более двадцати лет общественность Обнинска боролась за сохранение старинной усадьбы. В 1978 году даже были проведены некоторые инженерно-геологические работы, но дальше этого дело не продвинулось. В 1984 году жители Обнинска, не дождавшись от городских властей обещанной реставрации, создав общественные группы, взялись за расчистку усадебного парка и своими силами отремонтировали кровлю храма. В 1988 году храм передали в ведение РПЦ, что спасло его от полного разрушения, в отличие от других белкинских строений.

После перипетий начала 90-х годов прошлого столетия только в 1998 году разрушенное здание риги было передано в пользование Обнинской казацкой общине, сумевшей его полностью восстановить. Благодаря обнинским предпринимателям в 2002 году был создан культурно-экологический фонд «Усадьба Белкино», взявший на себя расчистку каскадных прудов, восстановление парковой зоны и обустройство аллей. Возле большого пруда выстроили живописную беседку и теперь это излюбленное место отдыха горожан.

Меньше всего повезло главному господскому дому – он до сих пор находится в разрушенном состоянии. Среди чудесного парка стоит он с обрушенной кровлей, с высокой травой, заменившей красивый паркет, с пустыми глазницами некогда больших и светлых окон, но жители Обнинска надеются, что старинный дом бывшей дворянской усадьбы все-таки получит новую жизнь.