Показать регионы

Успенский собор (Коломна)

Контактная информация

+7 (496) 614-45-46
+7 (496) 618-64-91
Успенский собор Коломенского кремля – старинный православный храм, возведённый по указу князя Дмитрия Донского в Коломенском кремле в XIV столетии и полностью перестроенный в конце XVII века. В наши дни является действующим собором Московской епархии и главным кафедральным храмом Коломны со статусом объекта культурного наследия России.
Из истории

Соборную площадь Коломенского кремля украшает белокаменный пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы – сердце и душа города, его святыня. История существования храма началась в далёком 1379 году, спустя год после одержанной войском Дмитрия Донского победы в битве с золотоордынцами на реке Воже.

Возвратившись в Коломну к празднику Успения Божьей Матери, повелел князь заложить в кремле каменный Успенский собор, посвятив его первой крупной победе русского воинства над татарами. Начатое в 1379 году строительство храма было завершено в короткий срок – в 1382 году он был благоукрашен, его престолы освящены и собор стал главным храмом Коломны. 

Спустя год после начала возведения собора произошло судьбоносное для всей Руси событие – в сентябре 1380 года на Куликовом поле в смертельной битве сошлись объединённые русские войска под командованием князя Дмитрия Донского и тумены темника Золотой Орды Мамая. Одержанная русскими дружинами победа над неприятелем стала первой для княжеств тогдашней удельной Руси ступенью к освобождению от татаро-монгольского ига. Свой отклик это событие нашло и в Успенском соборе – в нижнем этаже храма, помимо главного престола, освящённого в честь Успения Пресвятой Богородицы, был устроен престол во имя Димитрия Солунского (тезоименитого святого князя-победителя), а сам храм с тех пор стал считаться своеобразным памятником триумфу русского воинства. На втором этаже храма также были устроены и освящены престолы – во имя святого Никиты Готского и святителя Леонтия Ростовского. 

Выстроенный из тёсаного белого камня и поставленный на высокий подклет двухэтажный храм мастера украсили колоннами, пилястрами и декоративным фризом, три входных портала с высокими лестницами на второй этаж оформили двухстворчатыми железными дверями с образами святых над ними и увенчали здание тремя высокими куполами – центральным над хоросом и боковыми над алтарями, причём главный купол украсили резными фигурами, выполненными на деревянных четырёхугольных досках. 

В 1392 году собор был расписан (предполагается, что в росписях храма принимал участие византийский изограф Феофан Грек), а его главной святыней стала Донская икона Божьей Матери, подаренная князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и занявшая своё место в храме после его освящения (в 1552 году перенесена Иоанном IV Грозным в Благовещенский собор Московского Кремля). 

Московские князья одаривали собор иконами, церковной утварью, богослужебными книгами. Помимо святого Донского образа иконостас собора украшали иконы в окладах из серебра с частичками мощей Иоанна Предтечи и прп. Стефана Савваита и шитыми пеленами, а один плат даже был собственноручно вышит супругой князя Ивана III Васильевича Софьей Палеолог. Устроенная со дня освящения собора библиотека пополнялась ценными рукописными книгами и к середине XVI столетия считалась одной из самых богатых церковных библиотек – в ней хранилось 98 книг, 33 из которых были написаны на пергаменте. 

В 1672 году из-за обветшания древний собор по велению архиепископа Коломенского и Каширского Иосифа IV был разобран и на его месте к 1682 году каменных дел мастером Мелентием Алексеевым возведён новый храм, торжественно освящённый, как и предыдущий, в честь Успения Пресвятой Богородицы, а спустя время украшенный росписями. Находившаяся у стен предыдущего храма с середины XVI столетия усыпальница коломенских архиереев при строительстве нового собора была сохранена. 

Отличительной чертой нового белокаменного Успенского храма стала строгая красота, не отягощённая изобилием внешнего декора. Единственным украшением фасадов стали лопатки, разделившие главный фасад на три, а боковые – на четыре части, и два яруса высоких узких окон, обрамлённые простыми наличниками. Внутри стен были устроены лестницы на своды, а вместо трёхглавия высокий (около 40 метров) храм увенчали пять луковичных глав, установленных на высокие световые барабаны с резным фризом в верхней части. 

В таком виде собор просуществовал до 1739 года, когда его деревянную кровлю заменили железной, к 1772 году интерьер украсили новым пятиярусным иконостасом, оформленным иконами и множеством резных деревянных скульптур, а в 1804 году расписали вновь. 

В главном храме Коломны, очень любимом жителями города, в 1880 году было совершено праздничное богослужения в честь 500-летнего юбилея Куликовской битвы, а в 1894 году на пожертвования прихожан в нём были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы.

Судьба собора в XX–XXI веках

После установления советской власти в 1917 году богослужения в Успенском соборе Коломенского кремля совершались до 1929 года, после чего храм был закрыт и разграблен. Иконы, церковная утварь, детали иконостаса и Царские врата были уничтожены, архиерейская усыпальница разрушена, а в освободившемся здании в течении некоторого времени находился склад, позднее перенесённый в другое помещение. 

Спустя шесть десятилетий, в 1989 году, Успенский собор был передан верующим и началось его постепенное возрождение. Назначенный настоятелем храма протоиерей Николай Качанкин приложил много сил для того, чтобы в старинном храме вновь зазвучали молитвы. Благодаря поддержке администрации города и пожертвованиям благотворителей в 1999 году масштабная реставрация собора, включившая в себя воссоздание старинных росписей, установку нового резного иконостаса с иконами и укладку пола из мраморных плит, была завершена и чин его Великого освящения совершил сам Святейший Патриарх Алексий II. 

И сегодня, как и шесть столетий назад, в главном, кафедральном Успенском соборе Коломны совершаются богослужения, а его двери каждый день открыты для всех желающих. При храме действует своя иконописная мастерская, в которой создаются иконы, не уступающие лучшим образцам современного православного искусства иконописи.