Показать регионы

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор на протяжении почти шести веков являлся главным храмом Российского государства. В соборе венчали на царство и короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Успенский собор расположен с северной стороны Соборной площади Московского Кремля.
Станции метро: «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».

Режим работы: ежедневно с 10:00 до 17:00.

Архитектура Успенского собора

Собор, высота которого с крестом составляет 45 м, представляет в плане четырехугольник. Стены выстроены из белого камня, своды и другие части – из кирпича. Свод поддерживается четырьмя колоннами диаметром более 2 м.

Над южным входом, обращенным к Соборной площади, изображение Владимирского образа Богоматери в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Ниже, в декоративном фризе, изображение московских святителей Алексия, Ионы, Петра, Иоанна Новгородского, митрополита Филиппа и новгородского епископа Никиты. Над порталом – образ «Спас Нерукотворный». По сторонам вход охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. Внутренние двери (Корсунские, или Золотые врата) покрыты десятью медными листами, на которых золотом изображены библейские сцены, орнаменты и надписи на старославянском.

Над северным входом изображения шести святых: Пафнутия Боровского, Исайи, Леонтия, Игнатия, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Выше – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с собором апостолов и св. Николаем Чудотворцем. Вход также охраняется архангелом Михаилом и ангелом-хранителем.

На восточной стене в верхних полукружиях изображение святой Троицы, справа – София Премудрость Божия в виде огненноликого ангела и крылатые Богоматерь со святым Иоанном Предтечей. Слева – Похвала Богоматери – поклонение Марии с младенцем, символизирующее наличие в храме Похвальского придела.

Иконостас

Иконостас Успенского собора создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества по Библии. Верхний ряд – праотеческий – ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Иисусе Христе. В праздничном ряду – иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

Приделы

  • Придел апостолов Петра и Павла
  • Придел в честь похвалы Богоматери
  • Придел Дмитрия Солунского

История Успенского собора

4 августа 1326 года, в период княжения Ивана I Калиты, по благословению митрополита Киевского и вся Руси Петра на месте деревянной церкви был заложен первый каменный храм Москвы – одноглавый белокаменный собор в честь Успения Божией Матери. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне Московский, а не Владимирский Успенский собор должен был стать главным храмом Руси.

21 декабря 1326 года митрополит Петр скончался и был первым похоронен в недостроенном Успенском соборе. В 1327 году строительство храма Успения было закончено, 14 августа (по старому стилю) собор был освящен ростовским епископом Прохором. В 1329 году преемник митрополита Петра Феогност устроил в храме придел в честь Поклонения честным веригам апостола Петра. В 1459 году святителем Ионой в соборе был устроен придел в честь Похвалы Богородицы в ознаменование победы над татарским ханом Седи-Ахматом.

В 1395 году Тамерлан, разгромив Тохтамыша, вторгся в русские территории, разорил Рязанскую землю и двинулся к Москве. В Москву была доставлена древняя Владимирская икона Божией Матери и установлена в Успенском соборе. Тамерлан не решился вступить в бой с войском великого князя Василия I Дмитриевича и неожиданно отступил. Считается, что Владимирская икона спасла Москву от Тамерлана, на долгое время она стала главной святыней Русского государства. На месте встречи (сретенья) иконы впоследствии был основан Сретенский монастырь.

К середине XV века собор сильно обветшал, а после очередного пожара 1470 года практически пришел в негодность. Летом 1471 года митрополит Филипп «стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подперты древами толстыми». В начале 1472 года собор был разобран до основания, при этом обретены нетленные мощи святителя Петра.

Возведение нового, невиданных до этого размеров, соборного храма начато весной 1472 года псковскими зодчими Кривцовым и Мышкиным. Митрополит Филипп велел строить новый собор по образцу Владимирского Успенского собора, но крупнее его. Когда высота стен строящегося собора достигла человеческого роста, в них были сделаны ниши, в которых поместили мощи московских святителей – Петра, Киприана, Фотия и Ионы. На время строительства, чтобы не прекращать богослужения, возле гробницы Петра на месте будущего алтаря была поставлена временная деревянная Успенская церковь. В ней 12 ноября 1472 года великий князь Иван III Васильевич обвенчался с Софьей Палеолог.

21 мая 1474 года, когда уже были возведены стены, и началось возведение сводов, рухнула северо-западная часть собора. Причиной обрушения летописи называют землетрясение: «Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III поручил Семену Толбузину найти мастеров в Италии, которая в то время славились своими строителями. С. Толбузин пригласил в Москву болонского архитектора Аристотеля Фиораванти, получившего свое прозвище за мудрость и искусность. В апреле 1475 года он прибыл с город. Разобрав стены полуразрушенного храма всего за неделю, А. Фиораванти выехал во Владимир, где ознакомился с Владимирским Успенским собором. В том же 1475 году Фиораванти приступил к возведению нового храма. Летом 1479 года строительство было закончено. Собор представлял собой шестистолпный пятиглавый храм, пять мощных глав которого символизировали Иисуса Христа в окружении четырех апостолов. 12 августа 1479 года состоялось торжественное освящение Успенского собора митрополитом Геронтием.

В 1480 году в связи с нашествием хана Ахмата в соборе совершен молебен перед Владимирской иконой Божией Матери. Вскоре, после «стояния» на Угре, татары без боя ушли обратно.

В 1481 году иконописцем Дионисием с помощниками был устроен новый трехъярусный иконостас. В этом же году расписаны Петроверигский и Похвальский приделы. 4 февраля 1498 года в Успенском соборе первым на Руси венчан по царскому обряду внук Ивана III 15-летний Дмитрий Иванович.

В 1513–1515 гг. были полностью расписаны стены и своды. Большую часть доходов собора составляли пожертвования, которые делались, в основном, на поминовение своей души. Кроме того, делались земельные и денежные вклады. За короткое время собор стал достаточно крупным землевладельцем, а его земельным владениям были предоставлены значительные льготы.

В 1521 году в связи с нашествием крымского хана Магмет-Гирея перед Владимирской иконой Божией Матери совершен молебен. И снова хан ушел из-под Москвы без боя.
16 января 1547 года в Успенском соборе по специально разработанному обряду, с миропомазанием, венчан на царство Иван IV Грозный.
В июле 1568 года митрополит Московский Филипп во время службы обличил Ивана Грозного перед всем народом в беззакониях, после чего был низвержен из сана.
В 1589 году митрополит Иов поставлен первым патриархом Московским и всея Руси.
В 1598 году в соборе венчан на царство Борис Годунов.

20 (30) июня 1605 года Лжедмитрий I вступил в Москву, 21 июня (1 июля) венчался на царство в Успенском соборе патриархом Игнатием. В мае 1606 года здесь состоялось его венчание с Мариной Мнишек. В 1612 году Успенский собор был разорен во время польско-литовской интервенции.

В 1613 году венчан на царство Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Во время его правления собору были пожалованы владения во Владимирском уезде с селами Овчухи и Чоково и деревней Васильевкой. К концу 1640-х гг. количество дворов в вотчинах достигло 160, а к 1670-м гг. – 253 с 949 душами мужского пола.

В 1625 году собору положена часть Ризы Господней, присланная царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету персидским шахом Аббасом, который завладел святыней при захвате Грузии. В 1686 году в храме положен Гвоздь от Креста, на котором был распят Иисус Христос, вывезенный из Грузии царем Арчилом, проживавшем в Москве.

В 1642–1643 гг. около 150 мастеров из 16 городов России выполнили новую роспись Успенского собора, повторяющую фрески 1515 года.

В октябре 1700 года в соборе похоронен последний десятый досинодальный патриарх Адриан.

Во время Отечественной войны 1812 года Успенский собор был разграблен и осквернен французами. Главные ценности были заранее вывезены из Москвы: Патриаршая ризница отправлена в Вологду, Владимирская и Иверская иконы – во Владимир. Оставшаяся утварь и ценности были расхищены. В храме захватчиками была устроена конюшня, на полах жгли костры. Посреди собора французскими солдатами был устроен горн, в котором переплавляли ризы с икон и пережигали священные парчевые облачения. Всего было переплавлено 18 пудов золота и 325 пудов серебра – такие данные были указаны в надписи, оставленной французами на одном из столпов собора. Существует версия, что покидая Кремль, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но чудесно хлынувший дождь потушил зажженные фитили. Часть похищенного серебра была отбита у наполеоновской армии казаками. Из него было отлито большое соборное паникадило «Урожай» весом 328 кг, украшающее сегодня храм. 52 фунта серебра использованы на возобновление оскверненной раки митрополита Филиппа.

В 1813–1815 гг. собор был восстановлен после разграбления. Заново освящен Петропавловский придел. 23 апреля 1814 года воспета «хвалебная песнь Господу» в честь взятия Парижа и победы над Наполеоном. В 1856 году в соборе было устроено отопление. 5 марта 1861 года в Прощеное воскресенье перед Великим постом в соборе оглашен манифест императора Александра II об отмене крепостного права в России. 14 мая 1896 года в храме был коронован последний российский император Николай II. Корону новому государю передал митрополит Палладий.

В 1894–1896 гг., а также в 1910-х гг. производилась реставрация Успенского собора. В 1913 году состоялась канонизация св. Гермогена, его мощи были положены в ажурную сень, где прежде находилась Риза Господня. Серебряный гроб был изготовлен на пожертвования Николая II.

Во время революционных октябрьских событий 1917 года собор был поврежден при обстреле, урон был нанесен центральной, юго-западной и юго-восточной главам, но в период 1917–1918 гг. последствия обстрела были почти полностью исправлены реставрационными работами. 21 ноября 1917 года состоялось поставление патриарха Тихона, избранного по жребию перед Владимирской иконой после восстановления патриаршества в России. 4–5 мая 1918 года на Пасху в соборе прошла последняя служба, которую возглавил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов). К этому времени богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены, исключение было сделано только для Успенского собора. В. И. Ленин лично наблюдал за крестным ходом, ему приписывают фразу «Последний раз ходят!», сказанную своим соратникам.

2 января 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, который предписывал местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней…». Согласно Общей описи ценностей, изъятых из Успенского собора, в Гохран только в апреле 1922 года было передано 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра. 9 сентября изъято еще 9 пудов серебряного лома: 17 лампад, серебряная рака Гермогена, большой серебряный подсвечник от раки, изготовленный по рисунку Васнецова. В 1930–1940-х гг. изъятие ценностей из собора продолжилась.

В 1954 году после реставрации были организованы экскурсии в Успенский и Благовещенский соборы. 20 июня 1955 года Кремль открыт для свободного доступа посетителей, а собор превращен в музей. В феврале 1960 года Успенский, как и другие соборы Московского Кремля, был передан в ведение Министерства культуры СССР. В 1960-х гг. начинаются реставрационные работы по раскрытию первоначальных росписей. В 1979 году торжественно отмечен 500-летний юбилей Успенского собора, а в 1980 году основные ремонтно-реставрационные работы в храме были закончены.

13 октября 1989 года, накануне праздника Покрова Богоматери, патриарх Пимен впервые после 70-летнего перерыва отслужил в соборе панихиду по Всероссийским патриархам и молебен всем святым, «в земле Российской просиявшим». 23 сентября 1990 года в соборе отслужена первая литургия патриархом Алексием II. В храме возобновлены богослужения. В 1992 году впервые в России совершен чин прославления новомучеников российских, в том числе великой княгини Елизаветы Федоровны, митрополитов Владимира, Вениамина и других.

Исторические и священные реликвии

  • Мономахов трон (царское моленное место). Установлен напротив иконостаса царем Иваном IV Грозным в 1551 году.
  • Патриаршее моленное место – каменный шатер, обитый малиновым бархатом. Расположено у юго-восточного столпа.
  • Царицыно моленное место. Расположено у северо-восточного столпа.
  • Бронзовый шатер с ажурной решеткой, отлитый в 1624 году Дмитрием Сверчковым по велению патриарха Филарета для хранения Гроба Господня. Расположен у западной стены собора. В настоящее время в шатре находится рака с мощами патриарха Гермогена.
  • Пятиярусный иконостас, созданный в 1652–1653 гг., включающий иконы «Богоматерь Владимирская» (1514 г.), «Спас Ярое око» (40-е гг. XIV в.), «Успение» (1479 г.).
  • Тихвинская икона Богоматери со 103 клеймами жития на полях (XVII в.)
  • Икона Богоматери с житием Зосимы и Савватия Соловецких (XVI в.)
  • Икона «Преподобный Александр Свирский в житии» (ок. 1547 г.)
  • Икона «Святитель Николай» (нач. XV в.)
  • Боголюбская икона Богоматери (XVI в.)
  • Икона «Преподобный Сергий Радонежский» (конец XV – нач. XVI вв.)
  • Икона «Апокалипсис» («Откровение Иоанна Богослолва»)
  • Икона «Митрополит Петр с клеймами жития на полях» (предположительно работы Дионисия)
  • Икона «О тебе радуется»
  • Икона «Соловецкая обитель с чудотворцами Зосимой и Савватием» (1560-е гг.)
  • Икона «Похвала Богоматери», или «Акафистная» (XIV в.)
  • Иерусалимская (Гефсиманская) икона Богоматери
  • Гробницы митрополитов и всех патриархов Московских (кроме опального патриарха Никона).