Показать регионы

Золотые ворота (Владимир)

Золотые ворота во Владимире – уникальный памятник древнерусского зодчества и единственные уцелевшие до наших дней ворота древней крепости, окружавшей великокняжескую резиденцию Андрея Боголюбского. Выстроенные в начале XII века, ворота неоднократно перестраивались, приобретя свой настоящий вид к началу XIX столетия. С 1992 года – объект культурного наследия ЮНЕСКО.
Из истории

Нынешний город Владимир в начале XII столетия был стольным градом одного из самых больших княжеств северо-восточной Руси – Владимиро-Суздальского. Этот статус город получил в 1157 году, когда новый владимирский, ростовский и суздальский князь Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого) перенёс в него столицу своего княжества. А уже в 1158 году княжескую резиденцию опоясали широкие и высокие земляные стены крепости, в которых были устроены семь ворот – Медные, Серебряные, Волжские, Иринины (Оринины), Ивановские, Торговые и Золотые – единственные, хоть и со значительными перестройками, уцелевшие до наших дней.

От закладки Золотых ворот до окончания их строительства прошло целых шесть лет (1158–1164 года), но столь величественное сооружение стоило того. К 14-метровой проездной арке с двух сторон примкнули мощные башнеобразные сооружения (пилоны) с боевыми площадками над ними (причём на одном из белокаменных блоков древние мастера вырезали княжеский знак), в стенах ворот были устроены каменные лестницы для прохода на земляные валы, а над полуциркульным арочным сводом, как и над пилонами – боевая площадка с зубчатыми стенами. Над арочными сводами с западной и южной сторон были помещены иконы Божьей Матери и Иисуса Христа. 

Верх сооружения увенчала небольшая изящная Ризоположенская церковь, освящённая в апреле 1164 года. И хотя о её первоначальном виде сведений не сохранилось, можно предположить, что она, как и все сооружения такого типа времён правления Андрея Боголюбского, представляла собой квадратное в плане трёхапсидное четырёхстолпное здание, декорированное наружными и внутренними лопатками, тремя порталами в виде арок и цилиндрическим барабаном с главкой. 

Существует красивая легенда, повествующая о причине появления над воротами Ризоположенской церкви. Якобы при завершении строительства арочное перекрытие обрушилось, накрыв обломками находившихся там людей, и князь Андрей Боголюбский, приказавший принести на место трагедии икону Пресвятой Богородицы, истово молился перед ней о погребённых заживо строителях. После расчистки завала люди оказались целы и невредимы, в честь чего княжеским указом над воротами выстроили небольшой Ризоположенский храм. А возводили своды арки заново уже итальянские мастера, которых князь Андрей пригласил для благоустройства своей новой столицы. 

Но самым главным элементом, из-за которого сооружение и получило своё название, были висевшие на кованых петлях дубовые ворота, покрытые листами золочёной меди и настолько ярко блестевшие на солнце, что производили впечатление золотых. К сожалению, сами ворота до наших дней не сохранились. По одной из версий, их варварски сорвали ворвавшиеся в город в 1238 году татары и попытались увезти их с собой, но захватчикам это не удалось – судно с воротами затонуло в реке Клязьме. По другой версии, створки ворот сняли сами горожане и так надёжно спрятали их, что ценная реликвия не найдена до сих пор. Согласно Ипатьевской летописи (самому важному документальному источнику истории Древней Руси), в которой подробно описан внешний вид утерянных ворот, они включены ЮНЕСКО в перечень утраченных человечеством шедевров. 

Помимо оборонительной, ворота выполняли и несколько других функций – они служили парадным въездом в княжеско-боярскую часть города, являлись символом власти князя и несли религиозный посыл – крест на маковке главы Ризоположенского храма как-бы благословлял всех путников, входивших и въезжавших в город через Золотые ворота.

За всю свою многовековую историю Золотые ворота испытали на себе и опустошительные пожары, и набеги неприятеля, и частые междоусобицы, что значительно исказило их первоначальный облик. В старинных городских летописях упоминается о ремонте надвратной Ризоположенской церкви в 1469 году, проведённом известным московским архитектором Василием Дмитриевичем Ермолиным, а также о составлении мастером каменного зодчества Антипом Константиновым в 1641 году сметы на ремонт сооружения (сами работы были проведены много позже – в конце XVII столетия).

Одним из больших пожаров, часто бушевавших во Владимире, в 1778 году ворота были значительно повреждены, а спустя несколько лет из-за перепланировки городских улиц и площадей земляные валы, поддерживающие сооружение ворот с северной и южной сторон, были срыты, что также послужило ослаблению конструкции. Вопрос о капитальном ремонте древнего сооружения встал очень остро, поэтому был объявлен конкурс на лучший проект реконструкции Золотых ворот, победителем которого комиссия признала владимирского губернского архитектора Ивана Чистякова. В 1795 году были начаты ремонтно-реставрационные работы, в результате которых к боковым пилонам пристроили заключённые в круглые башни опоры (контрфорсы), наново возвели арочные своды, боевые площадки перестроили в закрытую галерею и выстроили новую кирпичную Ризоположенскую церковь, торжественное освящение которой состоялось в 1810 году. 

С тех пор конструкция Золотых ворот больше не менялась, лишь в 1990-х годах над арками ворот вновь были установлены иконы Пресвятой Богородицы (с восточной стороны) и Иисуса Христа (с западной стороны). 

В 1992 году уникальные Золотые ворота, как один из восьми Белокаменных памятников Владимира и Суздаля, был включён ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия человечества. 

Золотые ворота – часть музейного комплекса

В настоящее время Золотые ворота являются одним из памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. После присвоения сооружению этого статуса вот уже более полувека в здании надвратной Ризоположенской церкви размещается военно-историческая экспозиция, главное место в которой отведено диораме об осаде города ордой хана Батыя в феврале 1238 года. Картина этого исторического события, случившегося много веков назад, усилена светомузыкальным оформлением и оживлена дикторским текстом, повествующим о нём на четырёх языках. 

Отдельного внимания заслуживают экспонаты боевого прошлого – болты крепостного арбалета (XVII век), бердыш, кольчуга и арбалет (XVIII век), ружья времён А. В. Суворова, стальная кираса времён войны с Наполеоном, русские мундиры и награды, а также турецкие оружейные трофеи (конец XIX века). Широко представлены материалы о выдающихся русских полководцах, чьи имена неразрывно связаны с Владимирской землёй – Д. М. Пожарском, А. В. Суворове, П. И. Багратионе, Н. Г. Столетове. 

В окружающем главный музейный зал помещении особая атмосфера – там располагается «Галерея героев-владимирцев». На стендах и в нишах расположены фотографии, личные вещи, документы Героев Советского Союза, получивших это звание во время войны с фашистской Германией и в мирное время. Представляют интерес уже ставшие историей экспонаты – гермошлем лётчика-испытателя, скафандр лётчика-космонавта, первый в мире сварочный аппарат для работы в космосе. 

Двери музея «Золотые ворота» открыты для посетителей каждый день кроме четверга с 10.00 до 18.00 часов. Санитарный день – последняя пятница месяца.