Показать регионы

Милославская Мария Ильинична

Биография

1 (11) апреля 1624 года — 3 (13) марта 1669 года
Мария Ильинична Милославская – первая жена царя Алексея Михайловича Романова и мать трех российских правителей: царей Федора III и Ивана V, а также царевны Софьи.
Милославские – это служилый род, оказавшийся в России в конце XIV века. Когда в 1390 году женился великий князь Василий I, то в свите его невесты Софьи Витовтовны из Литвы прибыл и служилый человек Вячеслав Сигизмундович, ставший русским дворянином. Его потомки приняли фамилию Милославские. Несмотря на то, что этот род был незнатным, его представители к середине XVII века достигли боярского чина и исправно служили на разных должностях – воевод, стольников, посланников. Однако Милославских нельзя было отнести к тем влиятельным придворным родам, которые оказывали влияние на верховную власть. Они были исправными служаками, но их поприщем чаще всего становилась русская провинция.

Все изменилось в 1648 году, когда представительница этого рода Мария Ильинична Милославская стала женой молодого царя Алексея Михайловича – второго представителя династии Романовых. Она родилась 1 апреля 1624 года. Отец Марии – стольник Илья Данилович Милославский числился кравчим на службе в Посольском приказе у дьяка Ивана Грамотина и был близок к всесильному боярину Борису Ивановичу Морозову. Илью Милославского в Москве не уважали, справедливо считая мздоимцем, стяжателем и вором. Известно, что впоследствии его зять – царь Алексей Михайлович, носивший почетный титул Тишайшего, собственноручно оттаскал своего тестя за бороду и называл его не иначе как Илья, не подчеркивая родства. В то время, когда родственные отношения составляли основу социальных связей, это свидетельствовало о высочайшем неуважении.

О детстве и девичестве Марии ничего не известно. Англичанин Коллинс упоминает, что поскольку семья Милославских была небогатой и незнатной, то будущая царица сама ходила по грибы и продавала их на рынке. Можно предположить, что ее детство и юность проходили традиционным древнерусским порядком, установленным Домостроем. Обычай предписывал девушке жизнь скрытную и покорную. До замужества она росла в тереме. Ее чаще всего обучали лишь необходимым навыкам ведения домашнего хозяйства. Грамоты большинство девиц в допетровской Руси не знало, такое учение считалось вредным для женщины. Главным событием в жизни девушки было замужество. Будущий муж выбирался отцом и дочь должна была быть абсолютно покорна его воле. После свадьбы она не обретала свободы, власть отца сменялась властью мужа и старших родственников. Такой порядок распространялся как на крестьянок, посадских девушек, дворянок и аристократок, так и на царевен и цариц. Исключений из этого правила было немного – Софья Витовтовна, Софья Палеолог и Елена Глинская – великие княгини, позволявшие себе влиять на политику мужа – великого князя. Но они были иностранками и такое поведение им прощалось.

В начале 1647 года молодой царь Алексей Михайлович, уже почти два года правивший Россией, выразил намерение жениться. Согласно обычаю объявили съезд невест. Было велено привезти на смотр девушек – дворянок, боярышень и княжон, московских и провинциальных. В Кремль приехало более 200 потенциальных царских невест. Отбор главных претенденток состоял из нескольких этапов, в которых будущий жених участия не принимал.

Это был тонкий политический момент, связанный с борьбой различных политических сил при московском дворе. Речь шла не столько о красоте, знатности и богатстве будущей царицы, сколько о ее родственниках, которые в случае успеха своей ставленницы обычно превращались во влиятельную и очень близкую к монарху политическую силу. В 1647 году главная интрига была связана с именем Бориса Ивановича Морозова – боярина, воспитателя царя, имевшего на него колоссальное влияние. Он фактически руководил юным монархом и раздавал должности от его имени.

Из 6 девиц, отобранных для «финишного соревнования», царь предпочел дочь касимовского помещика Всеволожского – Евфимию Федоровну. Но когда невесту впервые одели в царские одежды, то ей так затянули волосы на голове, что она упала в обморок перед царем. Всеволжского немедленно обвинили в том, что он привез на смотр дочь, больную падучей и подвергли опале. Его вместе с семьей сослали в Тюмень, откуда, правда, вскоре вернули, разрешив жить в имении без права выезда из него. Источники сохранили сведения, что все произошедшее с невестой повергло царя в глубокую тоску, он несколько дней отказывался от еды. Вину за этот инцидент народная молва возложила на всемогущего боярина Морозова, тем более что у многих на памяти был аналогичный эпизод, произошедший с Марией Хлоповой, которую отец нынешнего правителя – царь Михаил Федорович выбрал себе в невесты.

Чтобы отвлечь Алексея Михайловича от грустных переживаний Морозов повез его на охоту, которая была любимым царским развлечением. Для влиятельного царедворца выбор будущей царской жены означал появление противоборствующей политической партии. До 1647 года боярину удавалось исключать возможных соперников из ближнего царского круга, отсылая всех, на кого падала царская благосклонность, либо на воеводство в дальний уезд, либо в имение, либо в посольство. Потенциальная женитьба Алексея Михайловича уже не позволяла хитрому боярину использовать привычные способы борьбы за место у трона. Нужно было сделать так, чтобы царь женился на девушке, принадлежащей к фамилии, верной Морозову. Такая фамилия боярину была хорошо известна – Милославские. У Ильи Даниловича Милославского было две дочери – Мария и Анна. Первую Морозов планировал сделать царицей, на второй – жениться сам. Таким образом, он становился ближайшим царским родственником, что не просто сохраняло его влияние на верховную власть, а создавало принципиально новую конфигурацию политических сил. Морозов хорошо помнил недавнюю историю, связанную с царем Федором Иоанновичем и его шурином Борисом Годуновым.

Девиц Милославских доставили в Успенский собор, который регулярно посещал богомольный Алексей Михайлович. Позволили царю их «случайно» увидеть за молитвой. Боярышни понравились. Затем последовал царский приказ позвать Марию и Анну к царским сестрам, где Алексей Михайлович смог увидеть девушек уже в домашней обстановке. Несмотря на то, что Мария была старше царя на 5 лет, выбор был сделан, доктора подтвердили ее хорошее здоровье и способность принести потомство.

После избрания невесту торжественно ввели в царские покои, где она должна была находиться на попечении боярынь и постельниц. На эти должности обычно назначались мать и другие ближайшие родственницы будущей царицы. Невесте в соответствии с традицией было придано полное царственное величие. Это проявлялось в том, что даже отец и другие близкие люди не могли теперь считать ее своей роднею и обращались к ней как к великой государыне.

Царица Мария Ильинична

Свадьба Алексея Михайловича и Марии Милославской состоялась 16 января 1648 года. Она была сыграна без привычной пышности и размаха. Иностранцы Коллинс и Олеарий, свидетели тех событий, писали, что венчание было чуть ли не тайным и очень скромным, без шутов, игр и других веселых представлений. Морозов торопился, он не мог допустить, чтобы его план сорвался. Спустя 10 дней после царского бракосочетания он женился на Анне Ильиничне Милославской. Этот брак оказался неудачным, но в тот момент тонкая интрига Бориса Морозова, гарантировавшая ему, казалось бы, незыблемое место у трона, вполне удалась.

Как складывалась семейная жизнь царской четы сказать трудно. Хотя историк XIX века Н. И. Костомаров и писал, что Милославскую любили за добрый нрав и благочестие, но о том каковы были ее отношения с мужем и детьми ничего не известно.

Мария исправно выполняла предназначенную ей роль и производила на свет детей. Всего в этом браке родилось 13 ребятишек. Однако, как сообщал Коллинс, Алексей Михайлович был недоволен супругой в первые годы брака. В 1648 году царица родила мальчика, названного несчастливым для царей именем Дмитрий, напоминавшем о самозванцах начала XVII века. Он прожил всего год. Затем на свет появились две девочки – Евдокия и Марфа, которым было суждено прожить долгую жизнь. И только на 7 году супружества в 1654 году наконец появился мальчик, названный Алексеем. Коллинс писал, что если бы этого не случилось, то с большой долей вероятности царица Мария была бы отправлена в монастырь и пострижена в иноческий чин, означавший в то время официальный развод. Однако рождение сына не гарантировало продолжение династии, которая в 1613 году заняла трон и все еще должна была просить у Земского Собора разрешения на верховную власть. После смерти первого Романова – Михаила Федоровича, его сын Алексей Михайлович в 1645 году прошел такую процедуру. Поэтому имея только одного сына, он не мог быть спокоен за судьбу монархии Романовых, тем более что следом за Алексеем родилось подряд четыре девочки и только в 1661 году появился Федор, который станет наследником своего отца. Потомство Алексея Михайловича и Марии Милославской имело одну важную черту, которая была замечена еще современниками: их дочери обладали завидным здоровьем и сопутствующим ему долголетием, а мальчики, напортив, были хилыми, слабыми и не отличались живучестью.

Об участии Марии Милославской в общественной жизни мало что известно. Источники сохранили упоминание о том, что московский Соляной бунт 1648 года она пережидала вместе с царем в загородном имении Коломенское, а моровую язву 1654 года в Калязинском монастыре вместе с недавно избранным патриархом Никоном. Единственное упоминание о выполнении Марией Милославской публичных монархических обязанностей относится к 1654 и 1660 годам, когда она принимала грузинскую царицу Елену Леоновну. В принципе женщины не допускались до столь важных церемоний, проходивших обычно в Грановитой палате Кремля. Им дозволялось находиться в смежной комнате и наблюдать за происходящим через специальное отверстие. Поэтому практически революционным выглядит тот факт, что в 1654 году Мария Милославская принимала участие в торжественных проводах русских войск на начавшуюся очередную русско-польскую войну. Она присутствовала на службе в Успенском соборе, хотя и стояла там за «запаною», как пишет И. Е. Забелин. В том же году царица Мария выделила средства для устройства госпиталей по городам для больных и увечных. Потребность в такого рода заведениях в середине XVII века была велика, поскольку Россия вела длительные войны за возвращение территорий, утерянных в период Смуты, и за выход к Балтийскому морю.

Скорее всего, Мария Милославская вела жизнь, традиционную для русских цариц XVI–XVII веков. Это было замкнутое, скрытое от мира существование. Царица редко покидала свои покои, а если и делала это, то в закрытом возке, недоступная взглядам прохожих. По свидетельству Мейерберга, бывшего тогда в Москве, мало кто из придворных мог видеть царицу Марию Ильиничну. Однажды, когда она захворала и потребовалось позвать доктора, то перед его приходом были плотно занавешены все окна, чтобы врач не смог ее увидеть. Потребовалось пощупать пульс – рука царицы была предварительно прикрыта покровом, дабы медик не коснулся открытого монаршего тела.

Ее день проходил в кругу ближних дворовых или верховых боярынь. Этот чин чаще всего давался царицыным родственницам и так называемым мамкам, которые закреплялись за каждым царевичем и царевной. Все они вводились в чин специальным царским указом и получали жалованье до 50 рублей в год. Среди дворовых боярынь Марии Ильиничны Милославской упоминаются Екатерина Федоровна Милославская, Авдотья Михайловна Хованская, Анна Михайловна Вельяминова, Домна Никитична Волконская и другие. Помимо верховых боярынь окружение царицы составляли казначеи, ларешницы, кормилицы, псаломщицы, мастерицы, сенные боярышни, постельницы, комнатные бабы, карлицы и другие слуги более низкого ранга.

Посторонним мужчинам, кроме слуг, на женскую половину покоев доступ был категорически запрещен. Главными событиями царицыного каждого дня были посещение церкви, домашние хлопоты и ужин, который Мария обычно разделяла с мужем. Завтракал и обедал Алексей Михайлович один. Мейерберг писал, что за столом царя никогда не появлялась его жена, сын Алексей и дочери.

Важную часть царицыного быта составляли дела духовные. Обычно царица и царевны молились в домовой церкви и только по большим праздникам совершались торжественные выходы в кремлевские соборы и выезды на богомолье в ближние и дальние монастыри. Чин выхода царицы был строго регламентирован. Мейерберг писал, что Мария Милославская обычно шла по скрытой галерее в кремлевский Вознесенский монастырь в царском наряде, короне, впереди нее несли поминальную кутью, если это был праздник поминовения какого-либо святого, шествовали попарно боярышни и царевны. В дни главных христианских праздников – Рождества и Пасхи – Мария Милославская принимала в Кремле приглашенных боярынь, список которых составлялся царицыным дворецким. При его составлении в первую очередь во внимание принималось родство с правящей фамилией. Такой прием обязательно включал в себя торжественный обед. Аналогично праздновались Преображение, Рождество Богородицы и царские именины. На обедах у царицы Марии обычно первенствовала ее сестра Анна Ильинична Морозова, второе место занимала их мать Екатерина Федоровна.

Мария Ильинична Милославская умерла в 1669 году от родильной горячки, не дожив чуть больше месяца до 45 лет. Она была похоронена в кремлевском Вознесенском монастыре – усыпальнице великих княгинь и цариц допетровского времени. 1669 год стал несчастливым для Романовых. После смерти Марии Ильиничны Милославской один за другим скончались трое ее детей: дочь Евдокия, ставшая причиной гибели матери и прожившая всего несколько дней, сыновья Симеон и Алексей. Тем не менее, похоронив первую жену, царь Алексей Михайлович незамедлительно приступил к выбору новой невесты. Теперь уже все совершалось традиционным порядком, без вмешательства искусно устроенного случая. Выбор царя пал на незнатную дворянку Наталью Кирилловну Нарышкину, заменившую Марию Милославскую в кремлевских покоях на царицыном месте.

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала BankGorodov.RU


Литература:

Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц. – Новосибирск, 1992.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родилась в Москве. Была похоронена в Вознесенском соборе – главном храме Вознесенского девичьего монастыря, располагавшегося на территории Московского Кремля, после разрушения монастыря в 1929 г. останки царицы были перенесены в подвал Архангельского собора Кремля.
Неоднократно посещала Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Специально для царицы на территории обители были выстроены Царицыны палаты, в которых она вела замкнутый образ жизни.
В 1654 году во время свирепствовавшей в Москве моровой язвы, Мария Ильинична вместе с детьми, патриархом Никоном и всем двором нашла убежище в Калязинском Троицком Макарьевом монастыре, разрушенном в 1940 г. при создании Угличского водохранилища.