Показать регионы
Герб - Город Лихославль Информация о гербе
Лихославль на карте

Лихославль (Тверская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 6 июля 1925 г.)
  • Дата основания
    1624 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Город Лихославль
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Лихославльский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    11,408 (2010 г.)
  • Территория (кв.км)
    16,00
  • Координаты
    57°7'20'' с.ш., 35°28'1'' в.д.
  • Почтовые индексы
    171210
  • Телефонный код
    +7 482 61
  • Автомобильные коды
    69
  • Прежние названия
    Осташково (до 1907 г.)
  • День города (села)
    12 июня
  • Код ОКАТО
    28238501000
  • Код ОКТМО
    28638101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Баранова Эльвира Владимировна‌
  • Адрес
    171210, Тверская область, Лихославльский район, г. Лихославль, ул. Советская, д. 37
  • Телефоны администрации
    +7 (482 61) 3-56-71, (482 61) 3-57-41, (482 61) 3-52-50, факс: (482 61) 3-56-71

Общие сведения

Редактировать
Лихославль – город в Тверской области, административный центр Лихославльского муниципального района. Расположен на речке Черемушке, впадающей в расположенное рядом с городом искусственное озеро Лихославльское, в 53 км к северо-западу от областного центра – города Твери.

Численность населения – 11 790 человек (2017 г.).

Город Лихославль является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Лихославль»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Лихославля

Редактировать
Происхождение названия

Город получил свое название по реке Лихославке, на берегу которой когда-то располагалось поместье Лихославль. Этой речки уже давно не существует: в середине XIX в. она была запружена и создано искусственное озеро, в течение долгого времени служившее источником воды для паровозов Николаевской железной дороги.

Происхождение топонима «Лихославль» достоверно не установлено. Как гласит одна из легенд, во времена монголо-татарского нашествия из один татарских отрядов вышел к деревне Кратусово, расположенной на реке Кава, в 2,5 км к северо-востоку от современного Лихославля. Воины спросили дорогу на Торжок. Местные крестьяне указали им на запад и потом смотрели с горы, как в болотной топи тонут татарские воины и их кони. Отсюда такие «лихие» названия: Лиховидово (деревня поблизости), Лихославка, Лихославль.

XIX – начало XX вв.

Нынешний город возник на месте деревни Осташково, сельца (имения) Лихославль и железнодорожной станции Осташковской Николаевской железной дороги.

Первое упоминание об Осташкове содержится в писцовых книгах Новоторжского уезда за 1624 г. Первоначально деревня сложилась как ям – небольшая почтовая станция (отсюда название Ямской улицы). В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. Осташково значится как казенная деревня Новоторжского уезда при речке Черемушке, в 33 верстах от уездного города Торжка. В ней было 49 дворов, в которых числилось 274 жителя обоего пола – 129 мужского и 145 женского. Деревня располагалась «по Николаевской железной дороге, от Санкт-Петербурга к Москве». В Осташкове размещалось становое управление.

Местечко Лихославль впервые упоминается в ревизских списках 1816 г., в том время оно принадлежало капитану Ивану Ивановичу Сулину и насчитывало 18 крестьян и 23 дворовых человека. Имение обозначено на карте Тверской губернии 1848 г. одним двором на берегу речки Лихославки. В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. Лихославль значится как владельческое сельцо Новоторжского уезда «при колодце», в 34 верстах от уездного города. В сельце было 7 дворов, в которых числилось 29 жителей обоего пола – 7 мужского и 22 женского. Оно находилось во владении помещика Мошнина.

По данным Списка населенных мест Тверской губернии за 1859 г., на станции Осташковской Николаевской железной дороги «при резервуаре» было 10 дворов, в которых числилось 87 жителей обоего пола – 68 мужского и 19 женского. Здесь действовали почтовая станция и почтовое отделение. К 1869 г. на станции насчитывалось 228 человек. 30 мая 1870 г. было открыто движение поездов до Торжка, станция Осташковская становится железнодорожным узлом.

В 1875 г. в деревне Осташково земством была арендована часть здания купца и владельца круподерки Бушмарина, где открыли земскую двухклассную школу (ныне Средняя школа №2). Старшим учителем в ней стал Василий Павлович Шантурин, закончивший Новоторжскую учительскую семинарию, законоучителем – священник Кавской церкви Григорий Петрович Смирнов, попечителем – владелец сельца Лихославль помещик Мошнин. В начале 1880-х гг. школа разместилась в специально построенном деревянном здании на Тверской улице (ныне улица Гагарина, 32), в 1891 г. – в новом двухэтажном здании на Аптекарской улице, первый этаж которого был каменным.

В 1887 г. в Осташкове на пожертвования купца Зверькова и местных жителей был возведен храм Успения Пресвятой Богородицы. Первым священником в нем служил Григорий Петрович Смирнов. Деревня Осташково становится селом.

В 1903 г. на станции открыли двухклассное училище Министерства народного просвещения (ныне Средняя школа №7), в которой обучались преимущественно дети из малообеспеченных семей рабочих и служащих железной дороги.

Название Осташково зачастую становилось причиной путаницы: грузы отправляли в уездный город Осташков и наоборот. В 1907 г. решением губернских властей село Осташково было объединено со станцией Осташковской и переименовано в Лихославль. В том же году открылись земское страховое агентство и двухклассное железнодорожное училище. Лихославль был уже довольно большим поселком. Здесь имелась торговая площадь, действовали торгово-промышленные заведения, насчитывалось 209 дворов: 5 – дворянских, 2 – духовенства, 4 – мещанских, 46 – военных людей, 41 – рабочих, ремесленников и кустарей, 111 – крестьянских. В поселке шла оживленная торговля булыжным камнем, скотом, льном.

В 1914 г. по завещанию местного помещика Новоторжским земством в близлежащем поселке Лочкино была построена земская больница.

После революции

10 декабря 1917 г. в поселке был образован Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, осуществлявший руководство пятью волостями, учет и реквизицию хлеба.

В 1925 г. указом ВЦИК поселок Лихославль был преобразован в город. В 1926 г. был построен и пущен в эксплуатацию завод по первичной обработке льна, ставший вторым в области после Ржевского. Продукция завода поставлялась в разные регионы страны, а также отправлялась на экспорт. Артель «Коллективный труд», входившая в состав крупнейшего трикотажного объединения области, производила женские и мужские свитера, юбки, носки, чулки. В артели «Химпроизводство» производили штемпельную краску, чернила, конторский клей, искусственную олифу, строительную смолу и др. Действовали промысловая артель «Прогресс», слесарно-механические мастерские «Двигатель», молокозавод. В типографии печаталась газета «Карельская правда» на двух языках – русском и карельском. В 1926 г. население города составляло 2 962 человека.

В 1930 г. в Лихославле был основан колхозный университет, впоследствии преобразованный в коммунистическую двухгодичную сельскохозяйственную школу. Комсомольцами школы под руководством ее директора Ильина, был создан городской сад. В 1930-е гг. в городе действовало семь учебных заведений: две средние школы, начальная и неполная средняя школы, карельское педагогическое училище (единственное в области), торфяной техникум, областная школа тракторных бригадиров и комбайнеров.

В предвоенные годы в Лихославле работали: краеведческий музей, две профсоюзные и районная библиотеки, клуб, кинотеатр, ясли (с 1936), три детских сада, Дом пионеров (с 1937). Население города за десять лет, с 1926 по 1936 гг., увеличилось втрое и составило 8 856 человек. В 1937–1939 гг. Лихославль являлся административным центром Карельского национального округа.

В 1940 г. в Лихославле насчитывалось свыше 500 жилых домов. Городская планировка формировалась под влиянием железной дороги. На улице Советской, вытянутой вдоль железнодорожного полотна, были сосредоточены хозяйственные и административные учреждения, торговые заведения. Здесь же располагались самые большие в городе здания – бывшие купеческие особняки, преимущественно каменные и двухэтажные. Канализации и водопровода в Лихославле тогда еще не было, освещался город примерно на 60%, замощены были не более половины улиц, озеленение только начиналось.

Военные и послевоенные годы

Осенью 1941 г. недалеко от Лихославля проходила линия фронта. Подпольный РК ВКП(б) координировал борьбу в тылу противника, был создан партизанский отряд в количестве 92 бойцов, сформированы отдельные группы для выполнения боевых заданий. Жители города строили оборонительные укрепленные линии от Винокольского болота до Кавского озера, всего было построено 40 дзотов. 

Лихославль не был оккупирован фашистскими захватчиками, но большой ущерб ему нанесла немецкая авиация, неоднократно бомбившая город. Были разрушены более 100 жилых домов, здание райкома партии, вокзал, больница, две электростанции, две столовые, кинотеатр и другие здания. В 1941 г. некоторое время в городе базировался штаб И. С. Конева, командующего Калининским фронтом с октября 1941 г. по август 1942 г.

К восстановлению городского хозяйства в Лихославле приступили уже в 1942–1943 гг. В кратчайшие сроки была возобновлена работа льнозавода, МТС, артелей «Коллективный труд» и «Прогресс». В 1948 г. был в основном восстановлен довоенный уровень промышленного производства.

По распоряжению Совета Министров РСФСР в 1947 г. началось строительство завода «Водомер» на базе законсервированной в предвоенные годы стройки городской электростанции. В 1951 г. завод по производству водоизмерительных счетчиков, коллектив которого насчитывал 27 рабочих, выпустил первую продукцию. К этому времени были построены: главный корпус, котельная, столярный участок, литейный цех. В 1961 г. предприятие было переименовано в завод светотехнических изделий «Светотехника».

В 1959 г. на базе механических мастерских был основан Лихославльский радиаторный завод – в то время единственное специализированное предприятие по производству медно-латунных автомобильных радиаторов. Завод стал одним из первых в мире, где была освоена технология и начался выпуск паяных алюминиевых радиаторов.

В 1978 г. в Лихославле работало 9 предприятий, наиболее крупными из которых были завод «Светотехника», льнозавод, радиаторный завод, перчаточная фабрика.

Современность

В 1997 г. город стал центром вновь созданной Национально-культурной автономии (НКА) тверских карел, с 1996 г. издаётся газета (ежемесячник) «Карельское слово». В настоящее время Лихославль является одним из активно строящихся городов Тверской области

Улицы и индексы (56) Все улицы

Добавить информацию
1-й Комсомольский пер.
171210
1-й Стадионный пер.
171210
1-й Ямской пер.
171210
2-й Стадионный пер.
171210
Антонины Савиной ул.
171210
Аптекарская ул.
171210
Афанасьева ул.
171210
Бежецкая ул.
171210
Вагжанова ул.
171210
Восточная ул.
171210
Гагарина ул.
171210
Железнодорожная ул.
171210
Железнодорожный пер.
171210
Заводской пер.
171210
Западная ул.
171210
Заречная ул.
171210
Карла Маркса ул.
171210
Комсомольская ул.
171210
Комсомольский пер.
171210
Кооперативная ул.
171210

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Седа расположена в городе Лихославль
Тверская область, Лихославльский район, город Лихославль, Привокзальный переулок, 2
+7 4826135208

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.