Показать регионы
Герб - Город Осташков Информация о гербе
Осташков на карте

Осташков (Тверская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 28 мая 1770 г.)
  • Дата основания
    1371 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Осташковский
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    окружное
  • Население (тыс.чел.)
    15,384 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    57°8'34'' с.ш., 33°6'56'' в.д.
  • Почтовые индексы
    172730–172735
  • Телефонный код
    +7 482 35
  • Автомобильные коды
    69
  • Прежние названия
    Кличен (до конца XIV века)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    28440000000
  • Код ОКТМО
    28645101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Титов Алексей Алексеевич (с 4 декабря 2017 г.)
  • Адрес
    172735, Тверская область, Осташковский район, г. Осташков, пр. Ленинский, д. 46
  • Телефоны администрации
    +7 (482 35) 5-16-65, (482 35) 5-04-91, (482 35) 5-31-42, факс: (482 35) 5-16-65

Общие сведения

Редактировать
Осташков – город в Тверской области, административный центр Осташковского района. Расположен в юго-западной части Тверской области, на юго-восточных склонах Валдайской возвышенности, на южном побережье озера Селигер, в 188 км к западу от областного центра – города Твери. В городе находится железнодорожная станция «Осташков» Московского отделения Октябрьской железной дороги.

Численность населения – 16 847 человек (2015 г.).

Город Осташков является административным центром муниципального образования «Городской округ Осташковский»

История Осташкова

Редактировать
Кличен – предшественник Осташкова

Первое письменное упоминание об Осташкове относится к 1371 году. В грамоте князя литовского Ольгерда, датированной этим годом, патриарху Константинопольскому Филофею упомянут город Кличен, являвшийся пограничным городом Московского княжества и располагавшийся в северо-западной части острова Кличен на озере Селигер. Кличенская крепость была предшественником Осташкова, она была захвачена и сожжена новгородцами в 1393 году и позднее возобновлена на полуострове, где началось строительство нового города. Сегодня Кличен – это лесопарк, входящий в черту Осташкова.

После своего разорения в 1393 г. Кличен утратил свое значение как город, сохранилось лишь название «Кличенская волость», на неё распространялась власть Московских князей. В 1567 г. волость входила в опричнину Ивана Грозного. На острове Кличен до начала XVII века, до разорения литовцами, действовала церковь Георгия Победоносца. Управлял волостью тиун (волостной управитель) – ставленник князя. В конце XVI в. Кличен являлся центром оживленной территории, на которой располагались: погост Назарово, село Кравотынь, погост Мокеево, село Котицы, Рогожский женский монастырь. После разорения литовцами остров опустел, и городок на нем более не возобновлялся.

Происхождение названия

Житель Осташкова, настоятель Троицкого собора протоиерей Феодор Филиппович Прусавецкий, ставший первым известным историком Селигерских земель, в начале XIX века писал, что, согласно устному преданию об Осташкове, некто по имени Осташко переехал с острова Кличен на берег с целью своего промысла – рыбной ловли, он поселился «в части, называемой ныне наволок» и стал жить настолько хорошо, что многие стали к нему присоединяться, а это место стало называться по его имени – Осташков. Т.е. город был назван по имени одного из древних поселенцев.

Другое древнее предание гласит, что поселение было названо по имени Евстафия по прозвищу Осташко – новгородского воеводы, направленного для охраны Селигерских земель от нашествия неприятелей и поддержания между жителями мира и спокойствия.

Согласно версии, которой придерживается большинство жителей, город основал легендарный рыбак Евстафий, прозванный Осташко – единственный, оставшийся в живых, житель Кличена, поселившийся на полуострове. По мнению краеведа Ивана Федоровича Токмакова (1856–1922), увидев благополучие Евстафия, к нему присоединился другой житель – Тимофей, который основал рядом поселение, получившее название Тимофеевская слобода. Первоначально оба поселения назывались деревнями Осташковскими – по прозвищу старшего поселенца. И сегодня две улицы города сохранили названия в честь первых жителей – Евстафьевская и Тимофеевская.

Как видно, все версии похожи, но имеют незначительные различия в трактовках.

Основание города

Первоначальным ядром Осташкова было небольшое поселение на северо-восточном мысе полуострова, его южная часть была покрыта болотом и лесом. Сюда пришли жители Кличенской крепости, оставшиеся в живых. Поселение называли «деревнями Осташковскими». Ко 2-й половине XV в. деревни стали многолюдными и назывались уже слободами. Было две слободы – Тимофеевская и Евстафьевская, и принадлежали они волоцкому князю Борису Васильевичу, а потом находились во владении его жены Ульяны Холмской. В 1500 г. сыном князя Федором Борисовичем Тимофеевская слобода была пожалована Иосифо-Волоколамскому монастырю и стала называться Иосифовской. Ранее (во время управления митрополита Геронтия) Евстафьевская слобода была пожалована дому Успения Богородицы (Московскому митрополиту) и стала называться Митрополичьей, а позже – Патриаршей.

Четыре крепости Осташкова

Первая крепость в Осташкове впервые упомянута в 1587 г., но это укрепление не защитило жителей от литовского вторжения. В 1608 г. в результате разорения литовцами в Осташковской слободе опустело 15 церковных и 238 крестьянских дворов. Павших воинов похоронили южнее крепостных стен, в память о защитниках был установлен каменный крест, а впоследствии возведен Преображенский храм с колокольней. По сведениям за 1622 год после литовского разорения в Осташкове остались: деревянная церковь Николая Чудотворца, деревянная церковь Вознесения Христова, 4 поповских двора, 2 двора дьячков, 2 двора пономарей и проскурниц, 6 келий нищих, питавшихся при храме, воеводский двор, двор на приезд приказным людям, изба таможни, 2 пустых двора, 15 запустелых дворовых мест, 18 человек в тягловых дворах, 47 бобылей нетягловых.

Осташков был отнесен к числу пограничных с Польшей и Литвой городов. После разорения литовцами жители были не в силах укрепить свое поселение, им на помощь прислали жителей Ржева и Зубцова. Уже к 1626 г. была готова крепость «в осыпи 830 сажен» (т.е. по валам), но простояла недолго. В центре Осташкова стоял деревянный храм Николая Чудотворца клетского типа, позднее (время неизвестно) его переименовали в честь Великомученика Георгия. Этот храм просуществовал до пожара, случившегося в 1685 г., в котором он сгорел. Воскресенский храм также сгорел при пожаре в 1676 году.

В 1651 г. царь Алексей Михайлович велел построить «вновь город Осташков». Новая (уже третья) деревянная крепость строилась не только осташковскими городскими людьми, но жителями Осташковского и Ржевского уездов, боярами, окольничими, думными дворянами, детьми боярскими, крестьянами Симонова, Пафнутьева, Селижарова и других монастырей. Крепость строилась три года и была обнесена валом. Предполагалось, что она будет несколько меньше предыдущей, выстроенной в 1626 г. – 791, а не 830 сажен «по осыпи». В итоге, периметр стен крепости составил 730 сажен. В крепостных стенах было 16 башен (проезжих), из которых 5 шатровых; 4 ворот, из которых 3 выходили на озеро; 10 калиток на случай пожаров. Большинство башен имели свои названия: Большая городская башня (на ней была вывешена икона Смоленской Богоматери Одигитрии, покровительницы г. Осташкова, через башню шла «проезжая дорога»), Псковитинова и Селижаровская башни (они указывали главные направления дорог к городу); Анишина, Быкова, Дремина, Голубова, Грачева, Тюлева, Шкобина, Шолохова, Рогова – эти башни были названы по прозвищам и фамилиям горожан, у дворов которых они располагались. Торговая башня располагалась около древнего торга.

Уже с середины XVII века за стенами крепости начинает складываться посад Осташкова. На бывших пахотных землях, в районе «Старого струговища» построили деревянную часовню «Убогим домом». Здесь же было отведено место для захоронения «странных и убогих, юродивых». В 1673 г. началось возведение Знаменского девичьего монастыря. На месте часовни «Убогим домом» в 1692 г. была построена деревянная церковь Успения главы Иоанна Предтечи. На землях Пафнутьев-Боровского монастыря, южнее Знаменского монастыря возникла слобода Трестьянка.

В 1665 г. Москва и другие города были охвачены моровым поветрием. В Осташков решили выехать многие московские семейства – купцы и духовенство.

И этой, третьей Осташковской крепости суждено было стоять недолго. В пожаре 1676 года сгорели церкви, приказная изба, воеводский двор, дворы горожан и жителей слобод и фактически весь город. Удалось отстоять только пороховую казну.

В последней четверти XVII в. на месте сгоревших деревянных церквей были возведены первые каменные храмы – Воскресенский и Троицкий соборы. Строительство каменного Воскресенского собора началось в 1677 г. Собор с приделами Рождества Предтечи Господня Иоанна и Успения Пресвятой Богородицы стал одним из самых величественных сооружений на тверской земле. В 1685–1697 гг. рядом с Воскресенским собором был построен каменный Троицкий собор с приделами Георгия Великомученика и святителя Николая, не уступающий величием Воскресенскому. Троицкий и Воскресенский соборы являются единственными сохранившимися каменными сооружениями города Осташкова конца XVII века.

Уже через 2 года после пожара, в 1678 г. указом Пушкарского приказа на имя Корнилы Сурмина (патриаршего приказного) было предписано строить новую крепость. И в этот раз к строительству были привлечены жители Новгородского и Ржевского уездов. Строительство новой крепости также продолжалось три года, она полностью повторяла сгоревшую. Постройка укрепления была поручена помещику Толбузину Никите Ивановичу, жившему в сельце Ляпино, в 7 верстах от города. Четвертую Осташковскую крепость устроили на небольшом возвышении в северо-восточной части полуострова. Крепость была выстроена в форме треугольника с протяженностью стен всего 280 сажен, около стен был выкопан глубокий ров. И четвертая крепость простояла недолго, в 1711 г. она тоже сгорела и уже более не возобновлялась. Боевые снаряды перевезли в Ржев и Тверь. В официальных документах Осташков теперь назывался не городом, а слободой.

Осташков XVIII веке

В 1716 г. на соседнем острове Житное был основан Житенный мужской монастырь (в 1920-х гг. он был закрыт и в 2002 г. открыт как женский). В XVIII веке строительные работы развернулись и в Знаменском девичьем монастыре. В 1760–1774 гг. была построена Преображенская церковь с колокольней. В 80-х гг. XVIII столетия в память о сгоревшей в 1711 г. Осташковской крепости на местах бывших валов были выстроены часовни-обелиски. При Троицком соборе на берегу озера Селигер построен каменный четырехугольный столп с четырьмя колоннами, с небольшой главой и вызолоченным крестом. Всего подобных столпов было возведено четыре в разных частях города, из них сохранился только один – на ул. Володарского, 19, установленный в 1785 г. на месте, где ранее располагались главные городские ворота.

Самые ранние сохранившиеся карты Осташкова относятся к середине XVIII века. Как видно на плане 1766 г., город был построен очень тесно и имел кривые и очень узкие улицы. Все население старого города в 5 тыс. душ размещалось на 50 десятинах. В этот период жилая территория Осташкова занимала меньшую часть современного города – северо-восточный край полуострова вокруг церквей. Юго-западная и южная части были фактически безлюдны. Композиционной особенностью застройки была обращенность к озеру Селигер жилых зданий и важных градообразующих сооружений – церквей и монастырей.

28 мая 1770 г. Екатерина II подписала Указ: «учредить в Новгородской губернии город из слободы Осташковской». 2 апреля 1772 г. был утвержден герб города. В апреле же 1772 г. по примеру других городов в Осташкове была учреждена канцелярия, определены воевода и приказные служители, учрежден магистрат. 23 июля 1772 г. для открытия города в Осташков приезжал губернатор Новгорода Яков Ефимович Сиверс, который доставил утвержденный план города.

Составлением генплана Осташкова занимался известный петербургский архитектор Иван Егорович Старов. Планом был предусмотрен значительный рост города: его площадь должна была вырасти с 50 до 236 десятин, а под застройку выделялась вся территория полуострова, в том числе и западное побережье. Предполагалось создание в городе площадей, застроенных административными и торговыми зданиями. Вокруг Троицкого и Воскресенского соборов образовывалась широкая Соборная площадь. В центре города формировалась главная Торговая площадь с каменными торговыми рядами, с Преображенским собором. В южной части города была тоже небольшая торговая площадь – Синицына, также называемая Сенной, т.к. крестьяне из близлежащих деревень привозили сюда сено на продажу. На Торговой и Соборной площадях была разрешено строительство только каменных домов, каменными должны были быть и торговые ряды и лавки. Генпланом для кожевенных заводов были отведены места на берегу озера в западной части города, для кузниц – в восточной.

Застройка по новому плану осуществлялась медленно, в 1783 г. в Осташкове новых домов, выстроенных по плану Старова, насчитывалось 159 деревянных и всего 3 каменных. Толчком к перестройке города стали пожары конца XVIII в., которыми была уничтожена почти вся старая деревянная застройка.

Самым древним из сохранившихся каменным зданием является двухэтажный дом №14 на улице Чайкин берег (Чайкин переулок), к северу от Троицкого и Воскресенского соборов. К настоящему времени дом значительно перестроен. К востоку от Троицкого собора, на землях древнего центра Осташкова, по улице Печатникова находятся 2 здания начала XVIII столетия (дома 5 и 7). Дом 7 отнесен к памятникам архитектуры XVIII в., о чем напоминает табличка на его фасаде, по преданию, этот дом был домом воеводы Осташкова.

В 1784 г. Осташков был 2 версты и 100 сажен в длину, 1 версту и 430 сажен в ширину. Однако не вся площадь была занята постройками. Домов всего было 890, из которых 3 каменных и 159 деревянных на каменном фундаменте; старых, построенных еще не по плану – 10 каменных и 718 деревянных. В городе располагались 3 приходские церкви: Соборная, Преображенская и Воскресенская. В черте города были Знаменский девичий монастырь и Житенный монастырь. Общественные и административные здания и учреждения: магистрат, словесный суд, уездный суд, сиротский суд, нижний земской суд, дворянская опека, контора уездного казначея, духовное управление, полиция, 99 торговых лавок, 9 питейных домов. В городе работали 76 кузниц, из которых 1 каменная, и 1 ветряная мельница. Из учебных и благотворительных заведений: городское гражданское училище, духовное училище, богадельня, воспитательный дом.

В 1780-е гг. в Осташкове числилось: 30 столяров и резчиков, 42 живописца, 10 портных и шапочников, 28 хлебников, 8 золотарей, 3 оловяничника, 4 медника, 4 золотошвеи, 4 сбитенщика, 2 колокольных мастера. Эти промыслы и ремесла были характерны только для города. Кроме этого, были люди, чьи профессиональные занятия были характерны как для города, так и для села: 22 лодочных мастера, 240 сапожников, 286 семей рыбаков и др.

По данным 1783–1784 гг. Осташков насчитывал 6 393 жителя – 3 078 мужского пола и 3 315 женского. По сведениям «Списка населенных мест Тверской губернии» за 1859 г. в уездном городе Осташкове числится уже 9 982 жителя обоего пола – 4 794 мужского и 5 188 женского. Количество домов – 1627. В городе было 5 православных церквей, 4 мужских монастыря, 1 женский монастырь, 4 часовни, уездное училище, духовное уездное училище, больница, почтовая станция, фабрик и заводов – 41. К концу XIX столетия население города достигло 11 тыс. человек.

Город в XIX столетии

В начале XIX века большая часть Осташкова по плану И. Старова была застроена. Об этом периоде имеются следующие сведения: город занимал 199 десятин земли и был разделен на две части, которые, в свою очередь, делились на кварталы. В Осташкове было 5 площадей, 40 улиц, 800 купцов, 23 432 мещанина, 7 дворян, 29 дворовых людей, 4 судебных места, 157 каменных, построенных по плану домов, 971 деревянный дом, 113 построенных по плану каменных лавок, 50 каменных кузниц, 6 ветряных мельниц, 3 каменных и 9 деревянных юфтевых кожевенных заводов, 1 парусиновый каменный завод, 3 кирпичных завода. С юга город был ограничен кладбищем, на котором в 1779 г. была построена Крестовоздвиженская церковь. Из жилых строений начала XIX в. выделялся дом Глазухина – осташковского иконописца.

В этот период самым распространенным типом жилого дома становятся дома с мезонином – деревянные, каменные или смешанные (нижний этаж каменный, верхний – деревянный). Такие дома, одноэтажные и двухэтажные, ставились на углах улиц, а также в рядовой застройке. Самое заметное сооружение этого типа – дом художников Митиных-Потаповых (1830–1840 гг.) по улице Володарского, 32. Также были распространены одно- и двухэтажные жилые строения в стиле классицизма, длинными фасадами вытянутые вдоль улиц.

Начиная с середины XIX в. архитектура Осташкова начинает утрачивать самобытные особенности. Высокое мастерство местных строителей сменяется рациональным профессионализмом ремесленников.

Многие путешественники, посещавшие Осташков в середине XIX века, были восхищены уровнем общественного устройства в городе, культурой горожан, благотворительностью. С 1833 г. в Осташкове открыта публичная библиотека, инициаторами создания которой были сами горожане, жертвовавшие для нее книги из собственных собраний. В 1805 г. в городе открылся общественный театр. В 1843 г. была организована общественная пожарная команда – одна из первых в России. Служить в ней было почетно. В 1862 г. высокая организация пожарной команды была признана правительством, которое нашло ее образцовой для других городов.

Осташков стал первым из уездных городов, где открыли воспитательный дом для незаконнорожденных и детей-сирот. В числе других благотворительных заведений здесь работали богадельня (при Воскресенском соборе) и дом призрения инвалидов. Среди жителей города была широко распространена грамота: к концу XIX столетия грамотными были около 90% мужского населения и 80% женского.

Осташков при городском голове Ф. К. Савине

Маленький городок Осташков являлся образцом градоустройства. Красоте и благоустройству города уделялось большое внимание. Уже в начале XIX века здесь начали мостить улицы и площади. Около своих домов горожане прокапывали канавки и замащивали их досками, высаживали деревья, на грязных улицах из тонких слег или досок сооружали мостовые. На Торговой площади был обустроен бульвар. Писатель и публицист Василий Алексеевич Слепцов, печатавшийся в некрасовском «Современнике», посетил Осташков в 1860-х гг. с целью ознакомления с его образцовым градоустройством. Он отмечал, что бульвар тянется по направлению от Торговой площади к дому городского головы Ф. К. Савина и «содержится в большом порядке: березки все подстрижены и с подпорками, дорожки усыпаны песком, даже сбоку приделан небольшой пруд с крошечным островком, и на островочке березка».

У водной пристани в середине XIX века появился городской сад – Набережный сад. На Житенном острове также был открыт сад. В 1863 г. владелец кожевенного завода Федор Кондратьевич Савин, занимавший пост городского головы в 1851–1873 гг., построил дамбу, укрепленную диким камнем и сваями, которая соединила остров с городом. В середине дамбы был устроен пролив с мостом. Насыпь была обсажена деревьями, за Житенным монастырем в саду построили многочисленные беседки и крутые декоративные мостики. У входов в городские сады установили столбики с резными изображениями ершей, символизирующих древний рыбный промысел горожан.

Федор Кондратьевич Савин получил промышленное коммерческое образование в Лондоне. Завод во время управления Федором Кондратьевичем с 1870 г. назывался «Федор Савин», в этот период была улучшена обработка шерсти и юфти, что способствовало расширению сбыта продукции за границу и, вследствие этого, расширению кожевенного производства. На многих стадиях обработки кожевенной продукции, вместо ручного и старинного промышленного способов, была введена обработка по заграничным образцам, с частичным использованием машин. Новые для России способы способствовали получению высококачественных кожевенных продуктов – кож, шерсти, клея.

Не меньшее внимание уделял Ф. К. Савин и городскому обществу, с 1851 г. и до конца своей жизни в 1890 г. он являлся директором банка Савина. Много сделал он полезного для благоустройства города, облегчения быта граждан: насаждение садов и бульваров, поднятие и мощение камнем площадей и улиц, устройство гавани на Селигере, приобретение и постройка домов для расквартирования временно пребывающих в г. Осташкове войск и местной воинской команды, что позволило освободить горожан от натуральной повинности. При нем были построены два корпуса лавок для съестных рядов, каменные здания под училище и благотворительные заведения от банка Савина, в которых разместились женская прогимназия и богадельня. В заведывание городского общества была принята публичная библиотека, в собственность города приобретен каменный дом, в котором нашлось место для городской управы, банка, библиотеки, сиротского суда и мещанской управы. Все это, большей частью, было сделано на средства банка, однако значительные собственные средства выделял и Федор Кондратьевич.

Ф. К. Савин поддерживал в Осташкове оркестр из любителей музыки, выделяя для классов собственное помещение, приобретал инструменты за свой счет и платил жалованье капельмейстеру. До 1873 г. он был начальником пожарной части Осташкова и пожарной команды, заметно улучшив ее организацию и оснащение: были приобретены новые заливные пожарные трубы, устроены котлы, бочки, лестницы, щиты, багры и др., построены новые сараи (депо), одна каменная каланча и одна деревянная, улучшено снабжение Осташкова водой, для чего были выкопаны пруды в разных местах города, колодцы, проведен водопровод из озера Селигера на торговую площадь. Состав пожарной команды был увеличен с 50 до 150 человек. Обычно Федор Кондратьевич сам присутствовал на пожарах и лично руководил тушением. Ф. К. Савин умер в 3 часа ночи 16 мая 1890 г., распоряжаясь на пожаре. После его смерти в Осташкове был открыт Дом милосердия для неизлечимо больных людей, названный его именем, на средства, завещанные покойным, в размере около 100 000 рублей, сам же дом также был выстроен на собственные средства завещателя и под его личным наблюдением еще при его жизни.

За службу отечеству Савиным было пожаловано дворянское звание. Интересный факт: в своем доме городской голова Кондратий Алексеевич Савин (отец Федора Кондратьевича) 11 июля 1820 г. принимал императора Александра I, посетившего город Осташков в те дни. Посещение города российским императором стало большим событием для жителей Верхневолжья, люди приезжали в город встретить и приветствовать государя. Осташков встретил Александра I торжественным звоном колоколов и огнем иллюминаций. Император посетил городские монастыри, Нило-Столобенскую пустынь, Троицкий собор, а при своем отъезде пожаловал хозяину дома Кондратию Алексеевичу Савину и его старшему сыну Ивану Кондратьевичу Савину бриллиантовые перстни.

Традиции и быт горожан

До конца XIX века большинство жителей Осташкова проживало в деревянных домах, которые были разделены сенями на переднюю и заднюю горницы. Под горницами устраивались подклети, а в них торговые лавки. В целях пожарной предосторожности кухню строили отдельно, располагая ее во дворе или в огороде. В летний период печь в деревянных домах или совсем не топилась, или, если отдельной кухни не было, топилась один или два раза в неделю.

До XIX века одежда горожан была традиционной и мало изменялась. Одежда замужних женщин и девушек – сарафаны, ферязи. По праздникам замужние женщины носили кокошники с высокими очельями. Девушки на голову надевали широкие ленты или венцы, сверху голову обычно покрывали белой длинной фатой. Обшитые кружевами душегрейки надевали только в праздники. Мужчины ходили в черных длиннополых сюртуках, носили длинные чуйки. Зимой женщины одевали овчинные шубы, крытые китайкой или крашениной, мужчины носили овчинные нагольные тулупы.

Пища жителей Осташкова не была разнообразной и утонченной. Кроме хлеба, основной повседневной пищей горожан была рыба свежая, а также сушеная и соленая. Свежих и малосоленых щук, судаков и окуней использовали для приготовления заливного, из ершей и налимов варили уху. Пекли пироги с ершами, с налимами, а также с молокой налимов. Готовили жаркое из лещей и язей. Любимым кушаньем многих горожан были ерши в ладках с икрой. Бедные жители чаще готовили мелкую рыбу – уклею, плотву, снетки. Щи из капусты со снетками или со свежей или соленой говядиной, каша традиционно были ежедневным кушаньем большинства осташей. По праздникам пекли пшеничные и ржаные пироги (капустники, рыбники, курники), пили водку и брагу.

К концу XVIII века благосостояние людей заметно выросло: улучшилось качество постройки домов, внутреннее убранство жилищ. При сохранившемся старинном покрое платья, горожане уже шьют его из более дорогих и качественных материй. В XIX столетии традиционную народную одежду стали заменять так называемые «немецкие платья». Нововведения стали заметны и в пище. На столах у зажиточных горожан появляются дорогие иностранные вина, кофе. После появления в конце XVIII века самовара более чем раньше распространяется употребление чая. Уже в XIX веке кофе и чай пили и в бедных семьях. Хорошо в Осташкове готовили пиво, квас, водку и вина. Водкой не злоупотребляли. Кроме водки, горожане пили дешевые вина – мадеру, херес и портвейн, которые разливались иногда в самом городе.

Самой богатой семьей Осташкова в XIX в. была семья фабрикантов и общественных деятелей Савиных. Большинство горожан жили скромно, зажиточных купцов было немного. Многими публицистами и историками Осташкова отмечалось трудолюбие местных жителей: рабочий день большинства тружеников продолжался двенадцать и более часов. Жены помогали мужьям в их труде, девушки помогали братьям и отцам, детей к труду приучали с ранних лет.

Ремесла, промыслы и промышленность

Древнейшим промыслом горожан было рыболовство и все, что с этим связано: вязание сетей, изготовление лодок, рыболовной оснастки и т.п. Эти древние промыслы были широко распространены: в конце XIX века осташковские лодочники получали заказы от тверских, ржевских, старицких торговцев, их лодки продавались в Петербурге, Кронштадте, Нарве, Ревеле. Известна история о том, как к императору Петру I обратился с просьбой шведский король – направить для обучения шведов рыболовному промыслу русских рыбаков. В 1724 г. Коллегия иностранных дел приняла постановление об отправке в Швецию рыбаков из Осташкова.

С XVIII века в Осташкове получило распространение новое производство, ставшее вскоре основным, вытеснив древний рыбный промысел. В 1730 г. в городе было основано одно из первых в России и первое в Тверской губернии промышленное предприятие – кожевенный завод Савина. Именно в Осташкове кожевенное производство получило самое широкое распространение из всей Тверской губернии. В 80-х гг. XIX века в городе насчитывалось 24 кожевенных и 2 юфтевых завода. Самые крупные из них находились во владении Савиных и осташковского купца А. Мосягина. На заводах были оборудованы мастерские, в которых работали свыше 300 мастеров с учениками и подмастерьями, занимавшиеся производством сапог. Город насчитывал около 10 частных сапожных мастерских. Обувь, производимая на заводах, была высокого качества. Осташковские сапоги продавались в Петербурге, Риге, Пскове. Произведенные на заводе Савина кожи высоко ценились как в России, так и в Англии, Франции, Италии, Германии, Северной Америке, Австрии. Фирма Савина была отмечена высшим почетным отзывом на Венской выставке 1873 г., Филадельфийской выставке 1876 г., а на Пражской выставке 1878 г. награждена золотой медалью.

Наряду с крупными производствами, в Осташкове работали и небольшие предприятия: пиво-медоваренный завод А. Митиной (основан в 1873 г.), чугунолитейное заведение купца Мосягина (при юфтевом заводе Савина), винокуренный завод купцов Глазухиных (основан в 1871 г.), мукомольная паровая мельница наследников купца А. М. Мосягина (основана в 1870-х гг.). По данным «Историко-статистического описания города Осташкова» за 1880 г. в городе действовали 4 солодовых завода, в общей сложности, производящие до 3 000 четвертей ячменного и ржаного солода на сумму 12 000 рублей. На всех этих заводах использовались чугунные жернова; на 2-х из них жернова приводились в действие конской силой, на остальных – силой рабочих рук. Общая численность рабочих на всех заводах составляла 11 человек.

В первой половине XIX века в Осташкове действовали и другие заводы. По данным 1812 г. здесь существовал сахарный завод Савина, где было занято 15 рабочих. В 1839 г. братьями Савиными в городе была устроена бумагопрядильная фабрика, которая перерабатывала до 17 000 пудов хлопка, на ней было занято 800 рабочих. Хлопок на фабрику привозили из Петербурга, а в Петербург его доставляли на судах братьев Савиных из Египта, Ост-Индии и Америки. Последние два предприятия прекратили свое существование во второй половине XIX века.

Было широко развито кузнечное дело, во дворах городских усадеб насчитывалось до 100 частных кузниц. В 1877 г. кузнечным ремеслом в Осташкове занимались 402 человека. Лучшими кузнечными мастерскими были мастерские Антонова и Мосягина. Изготавливавшиеся в этих мастерских топоры покупали Санкт-Петербургское Адмиралтейство для строительства кораблей и Северо-Американская компания. В 1849 г. на Петербургской выставке изделия Мосягина были награждены дипломом и медалью. Косы Мосягина продавали в Петербурге, в Никандровой пустыни, на Нижегородской ярмарке, на ярмарках в Новгородской, Ярославской и Тверской губерниях, в Псковской губернии, в Витебске, Риге.

Торговля и банковское дело в XIX веке

Осташков являлся городом торговым. В конце XIX века здесь насчитывалось 256 торговых учреждений, в торговле были заняты 114 мещанских семей и 122 купеческие. В город привозили и продавали железо, сахар, соль, ткани, свечи, стекло, керосин и др. Из города вывозили на продажу обувь, кожи, рыбу и раков, сети, кузнечные изделия. Торговая компания кожевенного завода Савиных торговала с Англией, Бразилией, Соединенными Штатами Америки, что указывает на высокое качество осташковской продукции.

В Осташкове рано возник банковский сектор. В 1819 г. в городе был организован Осташковский общественный банк Савина, ставший первым в Тверской губернии и вторым в России городским кредитным учреждением. Вплоть до 1860-х гг. он был единственным подобного рода банком в губернии. Из своей прибыли банком выделялись средства на благоустройство города, развитие промышленности, народное образование, культурные и социальные нужды и др. В 1881 г. по статье «капиталы благотворительные или имеющие особое назначение» городской Осташковский банк располагал самыми большими средствами в губернии – 74 859 рублей, что многократно превышало капитал по данной статье во всех других городах Тверской губернии. Банк размещался в двухэтажном каменном здании, располагавшемся рядом с Торговой площадью (сегодня это пересечение улицы Володарского и улицы Рабочей). С 1871 г. в Осташкове были организованы 4 ссудно-сберегательных товарищества на основе паев, в которых заем могли делать даже крестьяне уезда.

История административной принадлежности и городского управления

В XV–XVIII столетиях Осташков (Кличен) являлся центром Кличанской волости Ржевского княжества и Ржевского уезда. В поселении было две слободы, находившихся во владении Иосифо-Волоцкого монастыря и московского митрополита.

Управление городом многократно менялось. С 1587 по 1712 гг. главную власть представлял уполномоченный из царских бояр, называвшийся воеводой города. С 1712 г. глава Осташкова именовался управителем, полномочия которого были распространены только на жителей, населявших Патриаршую слободу; вотчинное же управление Иосифовской слободы осуществлялось приказчиками – слугами Иосифо-Волоколамского монастыря, именовавшимися приказными, либо стряпчими городских дел. С 1774 года главную власть представлял городской голова.

В 1772 году Осташков был выделен из Ржевского уезда. В 1772–1775 гг. Осташковская слобода – центр Осташковского уезда в составе Тверской провинции Новгородского наместничества. В 1775 г. уезд и город были переданы Тверскому наместничеству (с 1776 г. – Тверская губерния). В городе были открыты учреждения городского управления: Городская дума (подчинялась Тверскому губернатору и Губернскому правлению) и Магистрат. В 80-х гг. XVIII в. производилась перепланировка многих русских городов, новую планировку Осташкова приняли за образцовую для других уездных городов империи.

Религиозные традиции

Особенностью древнерусских земель, на которых возник Осташков, являлось раннее принятие христианства. В средние века эти земли были преимущественно районом церковно-монастырского землевладения. До конца XVIII века среди населения Осташкова преобладали крестьяне духовного ведомства Пафнутьев-Боровского и Иосифо-Волоколамского монастырей и также Московского митрополита, а позднее – Патриаршие. Эти факторы в большой степени определили уклад жизни жителей города, их культуру и характер.

Известный земский статистик и исследователь XIX века Василий Покровский, описывая быт горожан Осташкова, отмечал отличительную черту жителей города – они традиционно были церковными людьми. Покровский обратил внимание на характерный обычай, которого нет нигде, кроме Осташкова: когда знакомые и родные возвращались после похорон с кладбища, каждый из них подходил к членам осиротевшей семьи и приветствовал их словами «Поздравляю Вас с памятью», в ответ члены семьи благодарили за поздравления. Этот обычай основан на живой и твердой вере в будущую лучшую жизнь. Религиозность осташей проявлялась и в том, с каким благоговением чтили они память своих умерших родственников. В дни, установленные церковью, свято соблюдалась обязанность поминовения усопших и внуками, и правнуками, и праправнуками.

Особая роль в жизни горожан принадлежала календарю города, содержавшему как традиционные, так и местночтимые праздники. Календарь хранил святую память и напоминания о духовных ценностях. Цикл зимних праздников открывался Рождеством Христовым – 25 декабря (7 января). Рождественской ночью на улицах древнего города ждали появления в небе звезды, люди пели рождественские обрядовые песни – колядки. На Крещение (19 января) в Осташкове устраивали на озере «иордань», делая прорубь на льду, опускался священный крест, читались молитвы на освящение воды. К празднику Вербного Воскресения горожане обязательно украшали дома и весь город, мыли и чистили окна и полы, белили в домах печки. Особым праздником для жителей была Пасха, один из самых больших храмов посвящен Воскресению Христову. Вознесению Господню в городе посвящен Вознесенский собор на территории бывшего Знаменского монастыря. Для горожан с этим праздником наступали житейские летние заботы: сбор ягод в лесу, работа в огороде и др. Особо почитался в Осташкове преподобный Нил Столбенский, день памяти которого приходится на 20 декабря.

К началу XX века многие старинные традиции и обряды ушли из жизни горожан, но древние свадебные обряды оставались неизменными, а характерной чертой жителей города продолжала оставаться набожность. Например, существовал обычай испрашивать благословение перед всяким серьезным делом: перед началом весеннего сева или зимнего лова рыбы, перед началом другой работы, перед дальней поездкой и т.д. – перед всеми подобными начинаниями осташи отправлялись в церковь отслужить молебен или приглашали священника в свой дом отслужить всенощную. Всенощные бдения в домах по случаю семейных торжеств с перенесением на время из храмов в дом древних особо чтимых икон вошли в свято хранимый обычай. Во многие праздники и в дни общественных бедствий в Осташкове совершались крестные ходы, которые проводились с множеством икон и хоругвей.

Еще в 1-й половине XVII столетия жители города жертвовали обители Ниловой пустыни дворы, лавки, амбарные места. В 1673 г. осташи оказывали содействие основанию Знаменского женского монастыря близ Осташкова. В 1716 г., несмотря на значительное препятствие, они содействовали основанию мужского Житенного монастыря на Житенном острове. 19 мая 1717 г., узнав о нападении воровских людей на Нилову пустынь, горожане догнали шайку воров и разбили ее. Жители Осташкова с уважением относились к духовным лицам. Монашескую жизнь в городе не только почитали, но многие жители сами желали постричься в Ниловой пустыни, а также в других монастырях. Люди так стремились в монастырь, что с 1675 года Нилова пустынь стала требовать за пострижение значительных вкладов.

XX век

После Октябрьской революции в Осташкове были разрушены многие здания, игравшие важную градостроительную роль: Преображенская церковь, Тихвинская церковь Знаменского монастыря, комплекс кладбищенской церкви, Рыбные ряды водной пристани, торговые ряды Торговой площади и многие другие. Все площади были ликвидированы. Это отрицательно отразилось на облике города, обеднела панорама Осташкова. Архитектура новых зданий отличается безликостью, монотонностью и невыразительностью. Исчезло высокое мастерство зодчих и градостроителей.

И все же древний город живет. Осташков является памятником русского градостроительного искусства XVII–XIX вв. Основные архитектурные акценты – церкви и монастыри гармонично вписываются в ландшафт полуострова и сочетаются с окружающей невысокой застройкой. Водная гладь озера Селигер замыкает перспективу улиц и переулков. С Селигера отчетливо видны силуэты Житенного и Знаменского монастырей, Воскресенского и Троицкого соборов.

Улицы и индексы (101) Все улицы

Добавить информацию
1-й Лучевой пер.
172734
1-й Почтовый пер.
172734
1-й Путейский пер.
172730
1-я Железнодорожная ул.
172730
109 км ул.
172734
110 км ул.
172734
111 км ул.
172730
112 км ул.
172730
114 км ул.
172730
2-й Лучевой пер.
172734
2-й Почтовый пер.
172734
2-й Путейский пер.
172730
2-я Железнодорожная ул.
172730
3-й Лучевой пер.
172734
3-я Железнодорожная ул.
172730
4-й Лучевой пер.
172734
8 Марта ул.
172730
Адрианова пер.
172735
Александрова ул.
172734
Береговой пер.
172730

Знаменитые люди (3)

Добавить человека

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Трест расположена в городе Осташков
Тверская область, город Осташков
+7 4823551128

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.